Предвыборная агитация: как это делалось в 90-е
Политические частушки, мемы и видеоролики середины 90-х
Агитационные материалы — из коллекции Государственной публичной исторической библиотеки России.
Выборы в Государственную думу II созыва 17 декабря 1995 года
Явка — 64,73%
Против всех проголосовали 2,77%
Фоном этих выборов было недовольство политикой Ельцина — его ощущали и те, кто прежде поддерживал демократов и экономические реформы. Разочарование вызвано не только отсутствием заметных результатов этой «шоковой терапии». Авторитет президента серьезно подорвала первая чеченская. Гибель солдат и мирных жителей казалась бессмысленной — федеральная власть, как показал захват заложников в Ставропольском крае летом 1995-го, не могла взять под контроль ситуацию в Чечне. Демократы уже не воплощали для избирателей однозначных надежд на перемены к лучшему. Назревал коммунистический реванш. Борьба на выборах шла между КПРФ и новой партией власти «Наш дом — Россия». Партия Геннадия Зюганова одержала сокрушительную победу, получив большинство голосов избирателей, ЛДПР заняла второе, а «НДР» — только третье место.
Списки кандидатов формировались по новым правилам. По новому закону о выборах, принятому летом 1995 г, их надо было разбивать на региональные группы, а число «федералов» не могло превышать 12: так боролись с засильем столичных кандидатов. Это самые многопартийные выборы в истории новой России — в избирательный бюллетень вошли 43 партии.
Казалось, в Думу стремятся все. Появились именные партии. Партия самоуправления трудящихся офтальмолога Святослава Федорова, «Блок Джуны», «Блок Станислава Говорухина», «Держава» оппозиционера Александра Руцкого.
В политику двинулись целыми гильдиями — и Ассоциация адвокатов, и объединение работников ЖКХ. Их обращение к избирателям звучало вполне откровенно: «Если Вы хотите выжить, поддержите в день выборов избирательное объединение “Союз работников жилищно-коммунального хозяйства”!»
Левых сил прибыло. Помимо КПРФ в выборах участвует блок «Коммунисты — “Трудовая Россия” — за Советский Союз». И тоже с календарем.
Образовались первые христианские демократы и первое общественное движение мусульман «Нур».
Явились откуда-то Национально-республиканская партия России (НРПР), Межнациональная партия, объединение «Стабильная Россия», Партия вкладчиков и блок «Дело Петра I».
Все составляют блоки и альянсы — гражданские с военными, чиновники с шоу-бизнесом, труд с капиталом. Принято фотографироваться на постеры «первыми тройками».
Впрочем, «первых лиц» списка размещают на постерах, даже если их целая дюжина — или чертова дюжина, которую, впрочем, от греха переименовывают в «крепкую».
Расцвет политики совпал с расцветом рекламного дела. В стране возник рынок, реклама превратилась из самодеятельности в профессию, и политика взялась за освоение актуального языка. Люди, умеющие делать рекламные ролики и музыкальное видео, оказались в эту кампанию особенно востребованы. В рекламных агентствах открывались отделения политической рекламы, появились фирмы, занятые исключительно политпиаром, политконсалтингом, политическими исследованиями («Никколо М», «Экспертиза», «ИНДЕМ», фонды «Политика», «Гражданское общество»). Политреклама из спонтанной, полусамодеятельной превратилась в систематическое занятие с ясной стратегией, специальным инструментарием и критериями для оценки результатов. Агитматериалы выборов 95-го — уже не плод случайного досуга, а результат вполне профессиональной деятельности.
На смену бледным листовкам и плакатам начала 90-х приходят изделия качественной полиграфии. Легкомысленный комикс, на который отважилась Республиканская партия, смелый ход Сергея Шахрая, рискнувшего увековечить себя на упаковке кефира — в образе ежика.
Начались эксперименты с цветом, шрифтом, композицией.
Копирайтеры наперебой сочиняли для партий стихи.
Появились постеры-пугалки — избирателя призывали сделать ответственный выбор в сложный для Родины момент.
Но возникла и обратная интенция — снять напряжение. Желание развлечь избирателя сразу выделило Партию любителей пива из рядов сурово насупленных конкурентов.
Но все же главный визуальный мем этой кампании — жест Виктора Черномырдина, премьер-министра и лидера «НДР», который привлек внимание к безликой партии власти и породил массу пародий и карикатур, не говоря уже о реакции конкурентов — частушки Константина Борового («Черномырдин на плакате / Ручки домиком сложил, / Чтоб не думал избиратель / Что он хрен на них ложил») в итоге придется снимать с эфира.
Видеочастушки Борового (лидер Партии экономической свободы сочинял их лично) — не только способ позабавить публику и тем привлечь ее симпатии, но и знак нового тренда: идти на выборы с музыкой. Даже у партии «Наш дом — Россия» появился свой, вполне легкомысленный, гимн.
«Женщины России» отнеслись к делу серьезнее: душевную песню для предвыборного клипа заказали матерым песенникам, композитору Александру Морозову и поэту Анатолию Поперечному. Впоследствии она войдет в репертуар Иосифа Кобзона.
Предвыборная агитация на ТВ входит в цивилизованное русло. Федеральные телеканалы заводят к выборам спецрубрики и оборудуют студии для выступлений партий-кандидатов.
Контрольные часы в прямом эфире помогают следить, чтобы выступающие не превышали отведенного им законом времени.
Кандидаты по-разному используют свои куски эфира.
В моду входят студийные предвыборные дебаты.
Но главное оружие кандидата на этих выборах — видеоролик. Тут наблюдается большое разнообразие подходов и жанров. Традиционное прямое обращение от первого лица партии, как у Егора Гайдара. Такие же ролики-монологи, но в исполнении любимцев публики. Предполагается, что Булат Окуджава лучше самого Гайдара убедит интеллигенцию не отворачиваться от радикальных реформаторов. Алексей Баталов явно призван очеловечивать образ «партии власти». Есть классическое портретное видео, документалка в миниатюре о Сергее Шахрае. Ролики-репортажи демонстрируют умение лидеров партии «НДР» работать и повествуют о хождении Жириновского в народ.
Суровый Говорухин в своих видео продолжает политику устрашения, но обещает спасти гибнущую Россию.
В том же ключе выступает новое политическое объединение, Конгресс русских общин.
Помимо простых в производстве монтажных и репортажных роликов создаются сложные постановочные, костюмные, с декорациями и участием актеров, как у «Яблока».
Кампании некоторых партий превращаются в сериалы — с прицелом на разные категории избирателей. Вот то же «Яблоко» стараются приблизить к народу — поскольку сделать это с самим Явлинским сложно, обыгрывают партийный символ.
В русском стиле исполнен и короткий ролик КРО.
К съемкам агитвидео в народном духе для «Блока Ивана Рыбкина» привлекли опытных рекламщиков — копирайтера Владимира Перепелкина и режиссера Тимура Бекмамбетова.
В ролике партии «Вперед, Россия!» тоже видна наметанная рука рекламного криэйтора — максимум выразительности при минимальных затратах.
А вот дорогое постановочное кино из цикла «Все у нас получится», которое снимал для Первого канала Денис Евстигнеев. Это социальная реклама — формально никакого отношения к выборам она не имеет. Но роль космонавта исполняет Никита Михалков, второе лицо в партии власти, а показ этой серии удачно совпал по времени с предвыборной кампанией.
Задача раздела «Музей 90-х» — создать открытое пространство, где собиралась бы информация о девяностых годах (от проблемных зон, нуждающихся в переосмыслении, до частных историй и документов), и дискуссионную площадку, где экспертный разговор об этой эпохе был бы обращен к широкому кругу читателей.
подробнее