21 декабря 2017Искусство
688

Батай — казак, Жижек — на кладбище, Кроули — ангел-хранитель Кубани

Кто и зачем штурмует интернет из краснодарской пивной?

текст: Оксана Аулова
Detailed_picture 

Они посвящали в казаки Жоржа Батая, презентовали перевод книги Славоя Жижека на кладбище, выдвигали в мэры болотный сапропель и придумали казаков-магов, объявивших Алистера Кроули ангелом-хранителем Кубани. В своей любимой пивной краснодарские медиаактивисты рассказали о себе и этом «безумном, безумном» мире.

С декабря 2015 года на юге России, судя по заголовкам региональных, федеральных и даже зарубежных сайтов, происходили странные вещи. Некие «Новые казачьи маги» в Краснодаре очертили главные памятники солевыми кругами, спасая город от геев, бандеровцев и турок. Ровно два года назад, 21 декабря 2015 года, казаки из Батайска приняли в свои ряды философа Жоржа Батая. Краснодарский клуб библиотекарей «Перун» вместо чучела зимы сжег книги Генри Миллера, выступив против «генитальных подснежников» и за ядерную зиму вместо «черной весны».

Опять же краснодарский фан-клуб блэк-металлистов из группы Behemoth перевел книгу Славоя Жижека «Страх настоящих слез» и презентовал перевод ночью на кладбище. Леворадикальная адыгейская арт-группа «Шыпкъэм икIальэхэр» подожгла гараж в поселке Энем, обличая колонизаторскую политику музея «Гараж». Евразийцы-урбанисты из Краснодара потребовали выдвинуть на пост мэра города болотный сапропель, назвав русский мир «миром неживой материи». И даже казаки-маги второй раз появились в новостях — они установили памятник Алистеру Кроули, сочтя его ангелом-хранителем кубанской земли.

Все эти истории стремительно влетали в новостные ленты и так же быстро исчезали. Как и многие, я не связывала их между собой и забывала после трех scroll down. Но после истории с адыгейскими музыкантами из группы «Шыпкъэм икIальэхэр», которые сожгли гараж в знак протеста против триеннале «Гаража», я, будучи редактором музыкального журнала, решила разузнать что-то про кавказских радикалов. Через неделю мне стало ясно, что эта история не про музыку, а про клубок мистификаций, который я решила распутать. И вот спустя полгода мне удалось договориться с анонимными медиаактивистами о материале.

Они настояли на встрече в одной из круглосуточных забегаловок в центре города, которую практически всегда хочется обойти стороной. Последний раз видела ее в окно такси: четверо гастарбайтеров дрались и обливали друг друга пивом. Единственный плюс — пиво за 40 рублей (пробовать его я так и не решилась).

За двумя столами сидят девять человек — пять парней, четыре девушки. Сразу видно, что это одна компания — именно та, которая меня и ждет. Меня изначально предупредили, что «полный состав» собрать не удастся в любом случае. Во-первых, внушительная численность — «нас чуть больше, чем футбольная команда». Во-вторых, территориальный разброс — «большинство в Краснодаре, но кто-то уже в Казахстане, кто-то в США, кто-то в аду».

Долго не получается начать задавать вопросы. Меня подкалывают за стаканчик из модной кофейни, с ухмылкой расспрашивают, почему закрылась «Бочка» — журнал о краснодарской музыке, который я делала около двух лет. Разговор тем временем блуждает вокруг каких-то безумных тем и напоминает серию гэгов — утопии анархобиокосмистов, хлопок одной нагайкой, диссеминация п****лей, теология блокчейна, сталинистские ритурнели счастья и т.д.

Достают из-под стола виски, все дружно пьют. В разрастающемся пьяном угаре все чаще слышны уже менее интеллектуальные реплики: «да он же мразь», «в ЦСКА всегда будут негры», «сам ты шкура». Спустя где-то полчаса собеседники все же начинают реагировать на мои вопросы. «Как вас называть? И как называть то, что вы делаете? Акции? Перформансы? Это современное искусство?»

Разговор тем временем блуждает вокруг каких-то безумных тем и напоминает серию гэгов — утопии анархобиокосмистов, хлопок одной нагайкой, диссеминация п****лей, теология блокчейна, сталинистские ритурнели счастья и т.д.

Словосочетание «современное искусство» вызывает дружный гогот у парней и повизгивание у девочек. Мне кидают: «А что такое современное искусство?» — и, не дожидаясь ответа, сами начинают перебирать варианты:

— Стерилизованное пространство, вокруг которого возвели оградительную ленту условные кураторы «Гаража»?

— Сонм избранных и чистилище из всех этих бесконечных ИПСИ и школ Родченко?

— Медиаголгофа, где прибиваются к кресту те, у кого самое толстое CV?

Складность формулировок немного режет слух — будто на мне пробуют домашние заготовки. Возможно, заметив это, один из самых громких парней переключает внимание на меня и отвечает: «Как хочешь — так и называй. У нас никакого названия нет. Нам интересен сам процесс внедрения придуманного нами в медиареальность. А о том, как это кто-то назовет и назовет ли вообще, мы не думаем. Это уже другая и малоинтересная история. Но, наверное, слово “акция” мы слышали чаще всего».

Интересно, что, готовясь к разговору, я ожидала увидеть персонажей весьма узкой арт-тусовки Краснодара, может, кого-то из КЦ «Типография». Но нет. То есть пару лиц из компании я видела ранее на концертах, но не более. И еще странность: хотя все как один фыркают, слыша слово «искусство», тем не менее все активно и с азартом о нем говорят. Девушка с BDSM-чокером поясняет: «Мы не высказываемся как художники и не делаем такое послание, которое поймет и барбос. Хотя что мракобесы-библиотекари, сжигающие Миллера со словами “лучше ядерная зима, чем черная весна”, что казаки-маги, делающие памятник Кроули и говорящие про “удаль казачьей трансгрессии”, — вряд ли это норм даже для нынешней путинской России. И понять это несложно».

Переспрашиваю про художников и современное искусство. Громкий продолжает: «Нас никогда не интересовала такая самоидентификация. Мы делаем все эти штуки, потому что это дико весело и угарно. Нас объединяет не интерес к искусству, а, скорее, интерес к медиавирусам, culture jamming и прочей такой партизанщине. То есть если нас и интересует искусство, то только если оно куда-то вторгается, нелегально пересекает границы, совершает подкопы, притворяется чем-то другим».

— Партизанщина, — подхватываю я. — То есть вам интересно просто сделать сам вброс, посеять медиавирус?

— Ну ∗∗∗, — хватается за лицо Громкий. — Нам же не просто вбросить важно. Важно, что вбрасывать. Вот когда админы паблика E:\music\ вбрасывают инфу о своем задержании, а потом ржут над тем, как якобы обосрались СМИ, которые хотели им помочь, то это п****ц как невесело. Мы веселимся не для того, чтобы со стеклянными глазами обличать СМИ в том, что они публикуют дичь всякую.

— Так делают только менты, фарисеи, доносчики и п*******ы, — подытожила BDSM-девочка.

— А зачем тогда вы вообще пропихиваете эти фейки в СМИ?

Неожиданно начинает отвечать девушка в футболке Sex Pistols, до этого практически все время молчавшая: «Я вот ненавижу, когда наши штуки называют фейком. Фейк — это выборы президента России. Фейк — это наша политическая система. Фейк — это весь российский суд. И эти фейки пропихнули в нашу жизнь».

Затем слово берет самый трезвый молодой человек с легким грузинским акцентом. Говорит он совсем серьезным тоном:

— У нас в каждой новости есть специально созданные маячки-разрывы, которые как бы подмигивают тем, кто их замечает. «Новые казачьи маги» — это отсылка к Курехину и его «Новым магам». Посыпание памятников солью — оммаж «Бомбилам», которые обводили мелом Садовое кольцо, дабы оградить Россию от главной нечисти. Вместе с книгами Генри Миллера мы сжигаем «Сонник» Густава Миллера. И так везде.

— Интеллектуальный такой троллинг получается, да?

— Даже если мы кого-то и троллим, то это, скорее, не СМИ, а те официальные структуры, которые вынуждены давать комментарии. И многие СМИ, на мой взгляд, понимают это и помогают этому карнавалу. Когда мы посвящали Батая в казаки, то официальные представители донского казачества сказали, что это «скорее всего, новогодняя шутка». Вот это «скорее всего» очень показательно. То есть даже атаманы не знают, на какой п****ц способны их коллеги.

Остальные тоже начинают вспоминать подобные истории. Как, например, в репортаже «России 24» высокопоставленный казак с сомнительными медалями, на которых монтажер фокусирует внимание зрителя, грозил выпороть каждого казака-мага. Или как в сюжете на местном ТВ про спасение Краснодара от геев и террористов появляется священник, который говорит, что намерения у казаков хорошие, но вот магию он не одобряет.

Отдельно упоминают о том, как некоторые журналисты «наверное, начинают подыгрывать и берут комментарии». Так, например, появилась статья, где сжигатели книг Генри Миллера изящно критикуют Гутенберга и любовь к литературе: «Сочинительство и любовь к литературе — это болезни, которые следует постепенно лечить. Русский человек создан для решительных действий, а не для круассанных развлечений со вздорной выдумкой Гутенберга». А представители фан-клуба группы Behemoth, презентовавшие книгу Жижека на кладбище, сокрушались о состоянии современной культуры: «Всех заинтересовали кладбище и наш фан-клуб, а на сам перевод почти никто внимания не обратил. В такой уж век мы живем. Все ценности, которые нам дороги, растоптаны клиповым мышлением современной культуры и популистами, прикрывающимися священным знаменем православия».

— Мы веселимся не для того, чтобы со стеклянными глазами обличать СМИ в том, что они публикуют дичь всякую.

BDSM-девочка хихикает и напоминает, что эти тексты писались в этой же забегаловке. И я спрашиваю: «А как вы вообще все это придумываете? Сидите тут за пивом и устраиваете брейнсторм?» Все сразу начинают что-то орать и смеяться, но всех перебивает Громкий: «Главное в том, что все эти штуки — просто побочный продукт нашего общения. Но ведь хорошие истории так и начинаются — не с заявки на грант, а с дружеской попойки, встречи и приключения».

После этого, постоянно отвлекаясь на смешные, а иногда — пугающие детали, остальные рассказывают о том, что задумки появляются спонтанно: «Вот мы гуляем большой компанией, и вдруг в хмельном облаке рождается странный образ. Казаки-маги там. Или дикие адыгейские художники, сжигающие гараж. Потом мы уже думаем, как этот образ украсить и инсталлировать в медиареальность».

Выходим перекурить. Уже почти ночь. В 50 метрах эвакуатор эвакуирует эвакуатор. К забегаловке подтягивается привычная аудитория, которую легко узнать по разбитым или пропитым физиономиям. С кем-то из них мои собеседники здороваются. Самое время для банальных вопросов — как они пришли к жизни такой, как стали всем этим заниматься?

После дежурного и уже напоминающего легкую шизофрению хохота слово берет выделяющийся своей скованностью парень: «В прошлом у многих из нас были заигрывания с тем, что можно для понятности назвать стрит-артом. Но нас завораживали в этом прямое вторжение в городскую среду и его радикальная негалерейность». Его перебивают и спешат чуть ли не хором подчеркнуть, что никто и не думал заниматься стрит-артом и это было просто «пьяное спонтанное веселье».

Я жду, пока они успокоятся, и прошу привести какой-нибудь пример. Рассказывает снова Громкий: «Это было, наверное, лет восемь назад. Нам надо было съездить в один небольшой город поблизости. И первое, что нам бросилось в глаза, — это девственно чистые уличные стены. Ни граффити, ни тэгов, ни рекламы спайсов — вообще ничего».

В сюжете на местном ТВ про спасение Краснодара от геев и террористов появляется священник, который говорит, что намерения у казаков хорошие, но вот магию он не одобряет.

Два парня и девушка, которые, видимо, тоже участвовали в этой истории, начинают дополнять: за ночь они расписали практически весь город одним словом из заумного словаря Велимира Хлебникова, которое настоятельно попросили не называть. И, по их словам, до сих пор в том городе ходят разные легенды о том, что это было и кто это сделал. Версии, мол, самые разные — скинхеды, кришнаиты, бандиты, чеченцы.

Возвращаясь с улицы, одна из девушек разлила пиво на стол. Среди прочего в луже оказался и мой айфон, служивший диктофоном. Хлопоты и вытирания телефона, как показалось, чуть смягчили нарочитое отношение ко мне как к чужой. Поэтому я поспешила задать давно напрашивающийся вопрос: «Вот вы общаетесь с журналистом; не близко ли от этого до выставки или документации в виде, например, брошюры или сайта?»

— Мы не думаем, что такая документация вообще возможна. Все происходит тогда, когда новость начинает тиражироваться. Ее публикуют разные СМИ, репостят в соцсетях, она обрастает комментами, официальными опровержениями, контаминациями и параллелями с другими новостями, исходный текст искажается новостниками и т.д. И как это все воткнуть в галерейное пространство? И это же очень классно, что никак. Делать нечто, что в принципе не может быть усвоено крупной институцией и превращено в выставку, — это важная задача для современного искусства в России. Если и заниматься искусством, то только таким, чтобы из него не смог сделать выставку какой-нибудь «Гараж».

— И поэтому вам важна анонимность?

— Да-да, анонимность — ключевое, — оживленно подхватывает Sex Pistols. — Ведь если бы мы делали наши штуки не анонимно, то все остановилось бы на первой истории. А так нас почти не видели радары культуры. Связывали некоторые новости между собой совсем немногие.

Выходим перекурить. Уже почти ночь. В 50 метрах эвакуатор эвакуирует эвакуатор.

— Но ведь после этого материала будут связывать уже многие.

— Ну мы же после адыгейских художников ничего и не делали больше. Хотели сначала на казаках-магах и Кроули остановиться. С пятиминутным репортажем в пятничный прайм-тайм на «России 24». Но все же в мае придумали штуку с адыгейскими художниками и не устояли.

— А почему решили закончить-то?

— Нам показалось, что это стало походить на какой-то конвейер, — снова включается в разговор подозрительно трезвый грузин. — По накатанной работать уже не так интересно. Где инерция, там и смерть.

— А вот насчет связывания акций, — говорю я. — За месяц до сжигания книг Миллера появилась похожая по риторике акция от православного общества «Гимена», где заявлялось, что «любовь — ложная ценность, чуждая русской культуре»…

Все мотают головами и говорят, что не имеют к этому отношения. Скованный парень поясняет: «Это делал один местный трикстер, наш знакомый. Он сначала предлагал и нам поучаствовать в этом, но мы отказались. Все же мы все — православные люди. А этот чувак просто доит местную администрацию и пародирует клерикальное мракобесие. Изображает такого лютого фанатика и дискредитирует тем самым православных. Он тут спец по всяким срывам аморальных концертов и закрытию атеистических выставок. Вот решил и День святого Валентина отменить».

После первых за вечер 10 секунд всеобщего молчания говорит BDSM-девочка, словно смутившись паузой: «С ним мы только однажды взаимодействовали в наших делишках — он подлил масла в презентацию Жижека, написав на нас заяву в прокуратуру по нашей же просьбе. То есть если раньше он разыгрывал придворный лай мракобесной моськи на реальных Behemoth, то на этот раз он прыгал на их вымышленный фан-клуб».

— Если и заниматься искусством, то только таким, чтобы из него не смог сделать выставку какой-нибудь «Гараж».

После этого разговор стал уже совсем хаотичным, и я перестала понимать, где меня троллят, а где нет. К тому же от непрекращающихся острот, каламбуров и мата мне становилось уже немного не по себе. Мои собеседники, видимо, от этого заскучали и решили поставить мне ультиматум. Либо я покупаю им всем по стакану пива, либо они перестают со мной разговаривать. И это при том, что весь вечер многие куда охотнее прикладывались к бутылке Macallan, которая стоила как несколько чеков обоих столов. Устав от всего этого, я благодарю за беседу и прыгаю в проезжающее такси.

Вопросов у меня осталось гораздо больше, чем ответов. Но размышления в течение последующих дней и переслушивание записи постепенно рассеяли туман. Мне стало более-менее ясно, с кем я имела дело. Я назвала бы действия этой анонимной группы медиаактивизмом, мистификациями в медийном поле. Их можно легко вписать в ту же традицию, что и курехинского Ленина-гриба, и провокации The Yes Men, делая поправку на иной масштаб.

Год назад на AroundArt довольно подробно и понятно описали смысл деятельности краснодарских мистификаторов. В статье речь шла о присвоении идеологического языка и доведении его до абсурда, о захвате образов и контрабанде смыслов на территории политических противников. Своими новостями, которые многие принимают за правду, они дискредитируют образы разнообразных консерваторов-охранителей, превращая их уже в совсем ополоумевших гоблинов. А официальные комментарии и опровержения только еще сильнее раскрашивают этот абсурд.

Конечно, вся их деятельность — это современное искусство. Артем Лоскутов в своем телеграм-канале называет это «пресс-релиз-акционизмом». А открытая и немного вычурная критика совриска — это, скорее всего, просто хороший тон, отсылающий к различным контркультурным авангардистам ХХ века, презиравшим традиции и компромиссы.

Чем же была сама наша встреча, я так и не поняла. Хотели ли они поговорить со мной о своей философии и медийных подвигах? Или хотели просто пустить пыль в глаза при помощи злачного места, нарочито дешевого пива и прочих броских атрибутов богемности? Впрочем, даже если это и было очередное трикстерство, то разыграно оно было так же отточенно, как большинство их медийных историй. И как там говорится? «Гройс, сыд уфэд?»

Автор статьи благодарит Лену Дикую за помощь в подготовке материала.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20245101
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20246654
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202413217
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202419681
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202423750
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202429048
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202429698