16 апреля 2014Искусство
275

«Американская готика» Гордона Паркса

Искусство в зеркале реальности

текст: Мария Белявцева

В Новом Манеже в рамках Фотобиеннале проходит выставка «Американская история» одного из классиков американской фотографии Гордона Паркса (1912—2006).

Гордон Паркс — афроамериканский фотограф, режиссер и писатель, чье искусство стало одним из первых шагов в борьбе за равные права для разных этнических групп в Соединенных Штатах Америки. И он умел показать в своих фотографиях то, чего тогда не видели другие. Его работы — это размышление об Америке середины ХХ столетия с использованием аристотелевской поэтики, согласно которой искусство служит для лучшего понимания реальности.

Гордон Паркс, «Американская готика», 1942Гордон Паркс, «Американская готика», 1942© The Gordon Parks Foundation

В 1940-е годы, работая на Роя Страйкера, успешного экономиста и фотографа, Паркс создает свой первый шедевр — «Американскую готику». Фотография представляет собой портрет темнокожей женщины на фоне флага США с веником в одной руке и шваброй — в другой. Ее звали Элла Уотсон. На тот момент она была уборщицей в правительственной организации, и фотограф запечатлел ее на рабочем месте.

Когда Гордон Паркс поднимает проблему расовой дискриминации, он обращается к картине Гранта Вуда «Американская готика» (1930), которая уже стала иконическим образом.

Грант Вуд, «Американская готика», 1930Грант Вуд, «Американская готика», 1930

Паркс оставляет вертикальные линии композиции и заменяет мужскую фигуру шваброй. Интересно, что сама картина по своей композиции является пародией на американские фотографии конца XIX века и сатирой на сельскую жизнь небольших городов Среднего Запада. Представленная Вудом сцена никогда не происходила в действительности. Художник писал отца и дочь по отдельности, а дом — типичный образец «плотницкой готики», скорее обобщенный образ, чем какое-то конкретное здание. Картина стала одной из самых узнаваемых в мире и уверенно занимает высокую позицию среди «самых американских» произведений искусства.

Фотография Паркса оказывается действительно двойственным портретом. С одной стороны, в ней выражены реальные проблемы того времени — например, расизм или вопрос о неравенстве мужчин и женщин в трудовой сфере и в обществе в целом. Перед тем как сделать снимок, Паркс беседовал с Эллой Уотсон, расспрашивал ее о жизни, чтобы верно сопоставить внутреннее и внешнее. Он представил реального человека в естественном для него месте, выразив тем самым реальность такой, какая она есть. Хотя, с другой стороны, эта же реальность скорректирована Парксом: он не просто вырезает фрагмент из пространства, но и заставляет смотреть на него с его собственной точки зрения. Автор сам присутствует на этой фотографии, которая выражает его мнение, вплоть до того, что он же выбирает позу своей героини.

Гордон Паркс, «Кеннет Фонтенель делает домашнюю работу, Гарлем, Нью-Йорк», 1968Гордон Паркс, «Кеннет Фонтенель делает домашнюю работу, Гарлем, Нью-Йорк», 1968© The Gordon Parks Foundation

Такой способ преподнесения реальности ставит эту фотографию в пограничное положение между документальностью и искусством. Двойственность восприятия усиливается накладывающимися друг на друга отражениями: фотография Паркса — первая пародия на картину Вуда, картина же, в свою очередь, — сатира на фотоискусство конца предыдущего столетия и, с другой стороны, тоже репрезентация действительности, сделанная другим способом — при помощи вымысла. Зеркальная галерея, выстроенная Парксом в этом снимке, выделяет и обособляет его от других из серии «Американская история».

В фотографиях Гордона Паркса отсутствует резкая и грубая однозначность, которая могла бы заранее настроить зрителя на определенное впечатление. Он словно сглаживал углы, обходил острые моменты стороной, но не отказывался от них полностью, моделируя их по-своему.

Гордон Паркс, «Мать следит за больным ребенком, Йеллоунайф, Канада», 1945Гордон Паркс, «Мать следит за больным ребенком, Йеллоунайф, Канада», 1945© The Gordon Parks Foundation

Фотограф не обошел стороной и тему бедности, которая была частью его собственной биографии. Он создает репортажные портреты, чья простота противоречит эмоциональному содержанию. Сам Паркс предстает в них свидетелем и очевидцем действительности, показывает фрагменты повседневной жизни, а зритель невольно домысливает прошлое и будущее каждого из них.

Он не ограничивался социальными сюжетами. В его объектив попадали знаменитые спортсмены, голливудские звезды, общественные деятели: Барбара Стрейзанд, Мохаммед Али, Малкольм Икс и многие другие. Даже работая в индустрии моды, Паркс сохранял индивидуальность и в этом жанре. Фотографии объемны, внутри каждой есть пространство, динамика, естественность, что было необычном для фэшн-съемки того времени.

Гордон Паркс, «Модели с короткими стрижками, Нью-Йорк, штат Нью-Йорк»Гордон Паркс, «Модели с короткими стрижками, Нью-Йорк, штат Нью-Йорк»© The Gordon Parks Foundation

Разносторонняя, но целостная фигура Гордона Паркса сама по себе является ракурсом, точкой обзора громких социальных явлений Америки в ХХ веке. Это было эмоционально насыщенное столетие, причем не только в США, но также в Европе и России, и мы можем найти точки соприкосновения между различными переживаниями исторического опыта. Мы все еще продолжаем переосмыслять события второй половины ХХ века, особенно в рамках российской действительности, где та же защита гражданских прав, если она происходит, касается скорее большинства, чем меньшинств, этнических или каких-либо еще. Мы можем найти много знакомого в тех сюжетах, которые показывает нам Паркс.

Гордон Паркс, «Мохаммед Али дает автографы юным фанатам, Майами, Флорида», 1970Гордон Паркс, «Мохаммед Али дает автографы юным фанатам, Майами, Флорида», 1970© The Gordon Parks Foundation

Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20243745
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20245285
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202412022
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202418597
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202422741
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202428072
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202428716