2 декабря 2014Искусство
202

Взгляд больше «туриста», чем «местного»

Александра Новоженова о выставке собрания Георгия Костаки в Третьяковской галерее

текст: Александра Новоженова
Detailed_pictureА.В.Лентулов. Пейзаж с воротами. Кисловодск. 1913 (фрагмент)© Третьяковская галерея

Штемпель «Выезд из СССР разрешить…», который встречает на входе на самую представительную за все время российскую выставку шедевров коллекции Георгия Костаки к его столетию, сильно напоминает экспозиционные решения 1980-х — начала 1990-х: дьявольская красная заливка фона и типографическая имитация зловещих бюрократических документов, отпечатанных на пишущих машинках бездушных советских госаппаратов — бесчувственных, а то и враждебных ценностям авангарда, которые зрителю предлагается воспринимать как ценности безусловной индивидуальной свободы. В таком духе оформлен Музей ГУЛАГа, Музей Маяковского и многочисленные издания про зверства сталинизма. Намек ясен, и выставочный нарратив знакомый, но немного удивляет своей косностью — как будто Союз развалился вот только что, а на дворе не середина 2010-х, а год 1997-й, когда все были крайне озабочены восприятием новой свободной России на Западе, а в Третьяковке состоялась первая большая выставка коллекции Георгия Костаки. «Феномен Костаки, энтузиаста нелегального искусства, родился в свинцовые времена — истребление космополитов, формалистов и прочих идеологических врагов советской власти было не только моральным, но и физическим. Георгия Дионисовича выручало особое положение: происходя из семьи обрусевших греков, он формально был иноземным подданным, хотя родился и провел большую часть своей жизни в России», — писала тогда Александра Шатских, наш важный специалист по Казимиру Малевичу.

П.Н.Филонов. Первая симфония Шостаковича. 1935П.Н.Филонов. Первая симфония Шостаковича. 1935© Третьяковская галерея

Коллекционер-феномен и сейчас описывается в русле романтической идеологии творчества, послушать иных — он был сам почти авангардист: самозародившийся гений вкуса, прозорливости и внимательности к драгоценным крупицам в грудах сора, который определял критерии ценности забытого и никому не нужного авангарда (валявшегося под шкафами и затыкавшего дыры в окнах) как бы изнутри себя, интуитивно — ведь в «этой стране» как будто бы ничто не могло подсказать ему, чем, скажем, ценен «странный» остовец Соломон Никритин, или еще более «странный» Климент Редько, или Александр Древин и прочие, репрессированные, забытые, чьи первоклассные вещи теперь благодаря Костаки составляют костяк и гордость экспозиции ХХ века ГТГ.

Попова Л. С. Живописная архитектоника. Черное, красное, серое. 1916Попова Л. С. Живописная архитектоника. Черное, красное, серое. 1916© Третьяковская галерея

Но вообще-то можно предположить, что в те времена, когда собирательство и ценительство нонконформизма и первого авангарда, а также русской иконы шли через посольства (родившийся в Москве Георгий Костаки всю жизнь сохранял иностранный паспорт и работал посольским администратором), вкус и внимательность эти не упали с неба и не зародились в недрах феноменальной души коллекционера, а все же определялись тем, что посольства были по сути островками иного, вообще говоря, капиталистического отношения к художественной продукции авангарда. И, родившись в Москве, но существуя всю жизнь хотя и в Союзе, но все же на «суверенной» посольской территории, в мире приемов с шампанским и костюмов с бабочками, Костаки занимал по отношению к текущей действительности внешнюю позицию и имел — чисто по своему положению в жизни этого общества — взгляд больше «туриста», чем «местного».

К.С.Малевич. Портрет М.В.Матюшина. 1913К.С.Малевич. Портрет М.В.Матюшина. 1913© Третьяковская галерея

Русский авангард, русский нонконформизм, русская икона, русская промысловая игрушка — удивительно, что собирал Костаки в том же порядке, в котором «наше, подлинно русское, оригинальное, неповторимое» и начали экзотизировать изначально, то есть в 1920-е, когда впервые «нас оценили» извне как нечто небывалое — перед тем как перестать ценить, а после опять начать (на бравурно-триумфаторских выставках типа «Russia!» 2005 года в Музее Гуггенхайма — опять же, от иконы до авангарда). Ведь в каком порядке Альфред Барр, первый и легендарный директор музея MoMA, еще в 1928 году познавал «русское, советское, оригинальное», заехав в Советскую Россию оценить достижения наиболее прогрессивной современности и, что приглянется, импортировать к себе для построения собственной американской modernity? Барр, больше всего повлиявший на то, каким именно образом в западном мире были восприняты ценности авангарда: в своем деполитизированном, максимально формализованном виде? Барр, несколько десятилетий спустя, уже в оттепель, снова посетивший Союз и дававший кое-какие советы коллекционеру Костаки? Так вот, барровский туристический маршрут в 1928-м (1, 2) был таков: сначала авангард — включая и авангард радикальный, производственнический (Родченко, Степанова, Лисицкий), и авангард «мягкий» (Штеренберг, Фальк, Тышлер и многие прочие); потом — иконы: собрание Остроухова, посещение Кремля и Троице-Сергиевой лавры, «Троица» Рублева, завораживающие цвета, вот бы разобраться получше — «открывается целое новое поле!». Затем, перед отъездом и упаковкой чемоданов, скупка по лоткам промысловых игрушек. Что за ремесленное чудо! Игрушки эти покупал годом раньше и восторженный посетитель советской Москвы, знаток современности Вальтер Беньямин. Даром что конструктивисты-производственники в 1920-х ругали работающие уже тогда исключительно на сувенирную продукцию народные промыслы. «Для настоящего же времени кустарное искусство есть искусство раритетов, нужное иностранным смаковщикам экзотики и советским любителям уникумов», — писал в середине 1920-х теоретик производственничества Борис Арватов, яростно критиковавший экзотизирующие, знаточеские, «наслажденческие» тенденции в потреблении искусства.

К.Н.Редько. Восстание. 1925К.Н.Редько. Восстание. 1925© Третьяковская галерея

И вот игрушки из собрания Н. Церетелли, приобретенные Костаки, открывают сегодняшнюю экспозицию в качестве приятного аперитива. Продолжают экспозицию иконы в своем уголку. Но в центре, конечно, авангард с его вечной «историей Золушки». В экспликациях постоянно воспроизводятся коллекционерские байки о том, как сначала им затыкали дырки в окнах, а потом продавали за миллионы и чествовали президенты в международных музеях. И, как и положено (так и в основной экспозиции Третьяковки), вся графика — в унылом гетто тусклых витрин. Все «утопические», читай — политические, «лояльные» советской власти проекты — в качестве скромного дополнения, как заблуждения хороших художников, порой стоившие им и жизни. Ну что такое графический эскиз установки для празднества в честь III конгресса Коминтерна, агитационные установки Густава Клуциса, что такое даже эскизы Любови Поповой к «Великодушному рогоносцу» — задумки были масштабные, авангардисты откликнулись тогда на зов прикинувшейся овечкой власти, но что в них за ценность? Проекты, чертежи, почеркушки, фантазии — ephemera, memorabilia. Царить должна живопись, и она царит. Кубофутуризм, супрематизм, экспрессионизм — первоклассные вещи, много роскошного цвета и фактур, Кандинский, Моргунов, Экстер, Попова, Лентулов, Филонов, в огромном количестве приятнейший Клюн; картина как предмет знаточества, нечто, сначала недооцененное, а потом зато в мгновение ока переоцененное на всех этих западных аукционах, о сенсационных результатах которых свидетели вспоминают с придыханием: ведь именно они, эти аукционные результаты авангардных и нонконформистских торгов, с середины 1980-х снова легитимировали авангард в нашем общественном поле — уже не как проект (проекты все — в темных и скучных витринах по краю основного выставочного нарратива), а как «ценную редкую вещь», в которой настоящий толк знали только просвещенные работники посольств, а теперь могут подтянуться и все остальные.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20244807
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20246368
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202412969
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202419459
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202423542
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202428851
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202429511