23 апреля 2015Искусство
118

Филип Хук: «Пикассо мог бы и пораньше покинуть этот мир»

Интервью с автором книги «Завтрак у Sotheby's»

текст: Сергей Гуськов
Detailed_picture© Garage Museum

В издательстве «Азбука» вышла книга «Завтрак у Sotheby's. Мир искусства от А до Я» британского историка искусства, старшего эксперта по живописи аукционного дома Sotheby's Филипа Хука. Недавно он приезжал в Москву и дал интервью COLTA.RU.

— Художественный рынок в России не так велик и не так развит, как в других странах. Вам не кажется, что вашу книгу несколько не вовремя перевели на русский?

— Что ж, этот вопрос стоит переадресовать издателям. Но я надеюсь, что моя книга привлечет не только людей, связанных с арт-рынком. В некотором роде это автобиография — мои ощущения, мой опыт работы в мире искусства, и опыт этот связан с людьми ровно настолько же, насколько и с картинами. Судя по отзывам моих читателей в Америке и Британии, они нашли в книге взгляд на искусство более широкий, чем просто свидетельство об арт-рынке. К тому же там рассказывается еще и о комической стороне художественного процесса.

Может, это так называемые инвестиции в будущее? Ведь одна из тем вашей книги — развивающиеся рынки.

— Да, конечно, в последние годы включение новых регионов стало важной частью развития арт-рынка. Новые деньги из Китая, Бразилии, Индии, Юго-Восточной Азии и России внесли огромный вклад в этот глобальный процесс. Надеюсь, что в этих странах у книги появится большая аудитория. Уже запущен проект по изданию моей книги в Пекине, сейчас она переводится на китайский и выйдет в ноябре. И понятно, что там тоже будет много читателей, не связанных с арт-рынком. Но ведь и книга не только про деньги.

— По-вашему, есть ли сейчас на Западе интерес к российскому искусству, в том числе современному?

— Мне сложно судить о российском искусстве, но, мне кажется, интерес есть к разным периодам его истории. Все еще много коллекционеров прекрасной живописи XIX века, а русские художники в XIX столетии были представлены мощными именами вроде Репина и других того же масштаба. За пределами России живет несколько коллекционеров, которые покупают русское искусство того времени. А что касается века ХХ, то явно большинство из тех, кто покупает Малевича, Гончарову, Архипенко и Кандинского, не из России. Вообще было бы интересно проследить, как параллельно с развитием российской экономики и включением ее в мировую российское искусство также становилось частью международного процесса. У него очень много покупателей во всем мире, не только русских.

— В советский период на Западе был интерес к неофициальному российскому искусству, который позже вылился в 15 минут славы московского концептуализма и соц-арта в 1980-х. Потом же интерес пропал. И есть мнение, что теперь, когда отношения Запада с Россией снова...

— …сложные...

— Да, вроде того. Так вот, сейчас опять появляется интерес к искусству в России, вернее, к неофициальной, оппозиционной, скажем так, части российской художественной сцены.

— Вообще на Западе был большой интерес к советскому искусству, возможно, даже больший, чем в самой России, особенно у прошлого поколения. Это уже исторический факт, что на Западе стали очень внимательно изучать советский дизайн и другие явления советской культуры. Это действительно интересный вопрос, сосредоточится ли интерес западной публики на том искусстве из России, в котором они почувствуют нечто диссидентское, противоположное власти. Надеюсь, что нынешние условия, которые вызывают подобные ощущения, ненадолго. На Западе понимают, что рынок был обогащен российским участием за последние десятилетия, а потому мы все надеемся, что происходящее сейчас — это просто краткое отклонение от линии сотрудничества, которая продолжится. За последние 25 лет я общался с российскими коллекционерами и могу уверенно назвать их деловыми людьми. Да, в основном они собирают западное искусство, но при этом они осознают себя продолжателями традиции великих коллекционеров царского времени — Морозова и Щукина. Очень важно, что эта традиция до сих пор находит отклик у русских.

Прямой связи между критикой сильных мира сего и производством хорошего искусства нет.

— Но, как вы и сами заметили, российские коллекционеры обращают свое внимание на искусство из Европы или Азии, не из России.

— Да, они мало поддерживают современное искусство из России.

— А, например, американские коллекционеры покупают в том числе и работы американских художников.

— Они делают так сейчас, но раньше им это и в голову не приходило. Может быть, и тут со временем произойдет нечто подобное. Должно пройти еще некоторое время, чтобы выросло сообщество людей, серьезных коллекционеров, которые обратили бы внимание на искусство своей страны. Ведь и в Америке долгое время художники были в отчаянии: их соотечественники-коллекционеры собирали исключительно европейское искусство вплоть до успеха абстрактного экспрессионизма. Прошли долгие годы, прежде чем они стали сознательно покупать работы американских художников.

— А что на них повлияло?

— С этим, конечно, можно спорить, но в какой-то момент в Америке почувствовали, что их страна становится все сильнее и сильнее, а потому они стали увереннее в себе и обратили внимание на своих художников. Длительный период американской истории эта уверенность в собственной культуре и искусстве отсутствовала — где-то до конца 1950-х — 1960-х годов.

— То есть это был вопрос самоуважения?

— Скорее именно уверенности. Я довольно много читал об этом. В межвоенный период, в первой половине ХХ века, американцы сделали огромные состояния, но тратили их на традиционное европейское искусство, рассчитывая таким образом приобщиться к культуре. Должны были смениться поколения американской бизнес-элиты, а Америка — стать одной из двух ведущих держав после Второй мировой войны. И вот когда уверенность в их собственном благосостоянии стала достаточно устойчивой, тогда они снова обратились к внутреннему рынку. Может быть, в России произойдет похожий процесс: сменятся одно-два поколения крупных коллекционеров, которые собирали западноевропейское искусство, и они повернутся к российским художникам. Но это лишь моя гипотеза.

© Азбука

— А как, назовем условно, политическая репутация художников влияет на ценность их работ? Сейчас между Россией и Украиной — скрытая война. И некоторые российские художники занимают сторону в этом конфликте, поддерживая Путина. Понятно, что, к примеру, во времена Ренессанса художники тоже черт-те с кем сотрудничали, но тогда были другие нравы. Начиная с середины ХХ века поддержка одиозных режимов считалась для деятелей культуры недопустимой. Тот же Арно Брекер, который сотрудничал с гитлеровским режимом...

— Да, такие, как он, рассматриваются сейчас как посредственные художники.

— А что теперь?

— Вообще вопрос об отношениях политики и искусства крайне интересный, и сейчас, во время конфликта, появилась возможность его изучить на практике. По-вашему, что-то изменилось? Речь о том, что художники как-то проявляют политическую позицию в нынешней ситуации в своих работах?

— Дело не совсем в том, отражена ли их политическая позиция в конкретных работах. Вот, например, немецкий журнал Der Spiegel называет Елену Ковылину за ряд соответствующих заявлений «ярой сторонницей Путина», при этом она — участница европейской биеннале современного искусства «Манифеста». То есть мы в новой ситуации: длительное время казалось, что если кто-то назвался современным художником, он по определению не может поддерживать персонажей вроде Саддама Хусейна или Путина.

— Такое понимание восходит к традиции, в рамках которой художник должен атаковать буржуазию и власти. Понятно, что от художников этого требуют, чтобы они имели право называться настоящими художниками. Но прямой связи между критикой сильных мира сего и производством хорошего искусства нет. Иногда оба качества совпадают, но полно и совершенно противоположных примеров. Если обратиться к истории, то были люди вроде Давида, который был по-настоящему приближенным к Наполеону художником, но это не помешало ему создавать великолепные картины. Интересно, что в России сейчас поднимается этот вопрос, но по отношению к самим художникам, а не к их работам.

— А как такого рода политическая репутация влияет, например, на цену произведений?

— Моя книга во многом о взаимосвязи между искусством и деньгами, и это постоянно изменяющаяся взаимосвязь. С одной стороны, художникам всегда свойственно бунтарство, с другой — они должны как-то соответствовать политическим реалиям своего времени, чтобы выходить на рынок и зарабатывать деньги. Один из крупнейших художников, которые делают политические заявления сегодня, — Ай Вэйвэй, но его финансовой истории это не вредит, он — коммерчески успешный художник благодаря людям, которые платят огромные суммы за его работы.

Было целое поколение художников, которые до Первой мировой войны были очень хороши, но им следовало погибнуть в этой войне, поскольку, честно говоря, то, что они делали после, было по-настоящему ужасно.

— Но при этом его работы по большей части не связаны с его политическими высказываниями.

— Это точно. Скорее, он — символ несгибаемой свободы для многих людей на Западе.

— Поэтому его искусство и популярно. Но представьте: если бы Ай Вэйвэй гипотетически поддержал что-нибудь вроде подавления китайскими властями протестов на площади Тяньаньмэнь...

— …упали бы цены на его работы? Естественно. Возможно, в моей книге таких историй не хватает. Мне кажется, что в ней есть близкая по смыслу тема — как связаны персональный миф художника и деньги, которые готовы отдавать за его работы. Такой миф и то, как он отражается в произведениях, очень сильно влияют на цены. И лучший пример в данном случае — Ван Гог, который важен как предтеча экспрессионизма и благодаря ключевой роли в развитии модернизма. Его миф связан с безумием и страданиями, а также с самоубийством, усиливающим наше восприятие его работ — и в эмоциональном, и в финансовом плане. Пару лет назад вышла новая биография Ван Гога, и там было предположение, что он не убивал себя, а что его случайно застрелил крестьянин, который охотился на кроликов. Потенциально для арт-рынка это была крайне разрушительная новость. И нам сразу же пришлось принимать меры, бороться с такой теорией: ведь если художник не наложил на себя руки, его миф лишился бы важной составляющей, а его работы — определенной ценности. По счастью, никто эту гипотезу не воспринял серьезно, так что все хорошо закончилось. И это лишь один из примеров, как наше видение личности художника влияет на ценность его произведений. Думаю, с политикой то же самое.

— В вашей книге вы в связи с этой историей про Ван Гога говорите, что художникам желательно умирать пораньше, чтобы их посмертная «карьера», то есть судьба их произведений, была более успешной.

— Думаю, большинство художников действительно создают лучшие свои работы скорее в ранний или средний, чем в поздний, период творчества. В целом художники укладываются в эту схему. Есть, конечно, художники, чьи поздние работы более удачные, чем ранние, но это скорее исключения: тот же Ван Гог за последние два года своей жизни сделал больше, чем в ранний голландский период. Хотя в любом случае у Ван Гога была короткая жизнь. Посмотрите: было целое поколение художников, которые до Первой мировой войны были очень хороши, но им следовало погибнуть в этой войне, поскольку, честно говоря, то, что они делали после, было по-настоящему ужасно. Я говорю и о немецких экспрессионистах, и о большинстве фовистов вроде Дерена или ван Донгена. Чудесные до 1914 года и чудовищные после. Да, я отчасти шучу, но в этом есть и доля истины. Ранняя смерть может быть хорошим карьерным шагом, поскольку, помимо всего прочего, это резко ограничивает число работ, доступных на рынке, и придает им статус раритета. Шиле умер, когда ему было 28, а Жерико — в возрасте 32 лет. И теперь их произведения очень ценны, потому что это редкость.

Пабло Пикассо. «Алжирские женщины (Делакруа)». 1955Пабло Пикассо. «Алжирские женщины (Делакруа)». 1955

— Но есть и другие примеры. Пабло Пикассо прожил долго, произвел очень много работ, и цены на него высоки.

— Не буду с этим спорить, поскольку я работаю на Sotheby's, но вообще кто-нибудь мог бы задуматься, что случилось бы, если бы Пикассо умер раньше. Не то чтобы я настаиваю (улыбается), но многие из его поздних работ — довольно слабые. Думаю, он часто был в похмелье: просыпался и весь день плохо себя чувствовал, и все те условно шесть работ, которые он за день создавал, сохранились благодаря членам его семьи. И это понятно, они же кучу денег стоят. Но правда, Пикассо мог бы и пораньше покинуть этот мир. В 1955 году было бы в самый раз — тогда он только закончил прекрасную серию «Алжирские женщины», вдохновленную картиной Делакруа. Тогда бы мы все были счастливы — впрочем, я этого не говорил (смеется).


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20242520
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20243402
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202411021
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202417606
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202421798
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202427122
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202427942