17 августа 2015Искусство
269

При полной поддержке СМИ

Про погром в «Манеже»

текст: Сергей Гуськов, Александра Новоженова
Detailed_picture© Василий Хайкин / Коммерсантъ

Эта история не похожа на преследование Авдея Тер-Оганьяна, из-за которого ему пришлось покинуть Россию в 1998-м, и разгром выставки «Осторожно, религия!» в 2003 году, хотя, казалось бы, именно эти события — из числа отечественных — приходят на ум, когда впервые узнаешь о происшедшем в «Манеже» 14 августа 2015 года.

Вообще-то Энтео (Дмитрий Цорионов) — вандал не просто потому, что вторгся на выставку и разрушил произведения, но потому, что напал на вещи, по сути религиозные. Уж для кого образ Христа не был шуткой, так это для Сидура и его товарищей по объединению «ЛеСС» (Николай Силис, Владимир Лемпорт). Сидур — это такой экзистенциальный неоавангард, внутри которого христианский дискурс жертвы связан с ситуацией оттепели. Тогда в той или иной степени все — и художники, и писатели — искали формулу «правдивости», в которой можно было бы уместить истину о только что пережитой войне, о только что признанных репрессиях — и которая не была бы при этом буквально протестной, обвиняющей или отрицающей советский строй, но скорее общегуманистической. Работа Сидура вписывается в универсалистский дискурс холодной войны, где память о прошедших катастрофах соединяется с мыслью о возможной будущей катастрофе ядерного взрыва, который может покончить с человечеством одним махом. Отсюда все эти крупные (и оттого стершиеся и плоские сегодня) экзистенциальные обобщения — жизнь, смерть, человек, пластически реализующиеся у Сидура на грани между узнаваемой человеческой фигурой и абстракцией. Хорошо это или плохо, но образ Христа (прежде всего, в человеческой ипостаси, разумеется) для Сидура наверняка значил куда больше, чем для профессионального провокатора Энтео. В общем, если бы Энтео пошел в Третьяковку громить «Голгофу» Николая Ге (что, кстати, вполне может произойти — все зависит от того, какое развитие получит нынешняя история) — смысл был бы примерно таким же.

Николай Ге. Голгофа. 1893Николай Ге. Голгофа. 1893© Собрание Государственной Третьяковской галереи

Но проблема в том, что на уровне медиаскандала все эти тонкости про Сидура с его шестидесятнической религиозностью абсолютно никем не считываются. Ведь Энтео — медиаактивист и знает, что делает, — и делает он это при полной поддержке и сочувствии СМИ. Об акции написали все — от РБК с «Лентой» до «Коммерсанта» и LifeNews; новость несколько дней висит в Яндексе, и все перепечатали взятую из манежевского пресс-релиза фразу о том, что разрушены некие работы 1960-х годов «в стиле подвального нонконформизма». Вырванное из уютного искусствоведческого контекста, это определение вдруг зазвучало подозрительно и маргинально.

Однако абсурдность ситуации в том, что, накинувшись на работы Сидура, Энтео накинулся на советскую интеллигентскую религиозность, которая, естественно, с его версией религиозности не совпадает. В немалой степени именно благодаря этой интеллигентской религиозности (и православию в частности) Русская православная церковь так быстро восстановила себя как институт после падения СССР. И в определенном смысле Сидур связан с Энтео больше, чем последнему бы хотелось. Именно поэтому сегодня важно работы скульптора показывать и комментировать.

© Елена Карнеева / МВО «Манеж»

Но массовые медиа всего этого не считывают — а иногда намеренно вытесняют. Например, руководитель информационно-аналитического управления Синодального отдела РПЦ Вахтанг Кипшидзе в комментарии «Дождю» говорит, что «не видел выставки», но при этом догадывается вспомнить, что «начало 1960-х годов для верующих ассоциируется с обещанием советского лидера Никиты Хрущева “показать последнего попа по телевизору”» — значит, вполне возможно, что выставка антирелигиозная, а Энтео получает презумпцию невиновности. Уточнить, кто такой Сидур, чиновник РПЦ не потрудился, но цитата публикуется без редакционного комментария, и вся аудитория «Дождя», работники которого, наверное, искренне сочувствуют организаторам выставки, так и продолжит считать, что Сидур — антирелигиозный автор эпохи воинствующего хрущевского атеизма. Массовый дискурс сегодня такой толстый и такой эффективный, он так бешено и необратимо заводится от малейшей искры, что любые тонкости и детали тонут в лавине бредовых интерпретаций, что помогает и Энтео, и осторожным спикерам от РПЦ. И вот уже Энтео раздает интервью, культурно позируя на фоне разрушенных им же работ.

Николай Силис. Ипостаси бронза керамика. 1992Николай Силис. Ипостаси бронза керамика. 1992© МВО «Манеж»

В итоге сидуровская общегуманистическая модель мистической религиозности оказывается в одной мусорной корзине со слишком сложными для текущей ситуации «постмодернистскими» правыми идеологиями вроде Дугина с Прохановым. Они были успешно использованы в этом консервативном повороте и могут быть выброшены идеологами новой агрессивной модели религиозности на помойку. Тролли и боты все равно сделают свое дело — а вглядываться в детали конкретных произведений, чтобы хотя бы разобраться, о чем речь, никто не станет. И главный, самый болезненный, вопрос сейчас состоит в том, как должен быть устроен и из какого места должен быть произнесен культурный комментарий, который мог бы по слышимости и воздействию на ход общественной дискуссии конкурировать с «интерпретацией», что дал тому же Сидуру Энтео.

Другая ассоциация с нападением Энтео на работы Сидура — действия всем известных и, как теперь везде пишут, «запрещенных на территории России» экстремистов, которые помимо убийства людей уничтожают памятники культуры на Ближнем Востоке. Но тут есть одно «но»: там нет никакой силы поверх погромщиков, они и есть власть на контролируемой ими территории; здесь же Энтео и Ко — всего лишь мелкие исполнители, иногда позволяющие себе отсебятину. А тут власть, что бы это слово ни значило в данном случае, пока никак не заявила своего мнения — бездействие специальных сотрудников, как бы охраняющих «Манеж», во время нападения вандалов в этом смысле крайне символично. Они не понимают, как реагировать: вроде бы и Энтео «свой», но и пострадавшие экспонаты «свои», принадлежащие государству, а не условному Гельману. Тупик. Friendly fire. (Предложение называющего себя православным художника Гора Чахала разобраться со всеми разом — кураторами-«провокаторами» и погромщиками — работает по той же модели: пресс-службы Кремля и РПЦ пока не объяснили точно, кто враг, значит, чтобы не ошибиться, нужно обвинить всех.)

Иван Кудряшев. 1-й Советский театр в Оренбурге. Проект супрематической росписи зрительного зала. Общая схема росписи. 1920–1921Иван Кудряшев. 1-й Советский театр в Оренбурге. Проект супрематической росписи зрительного зала. Общая схема росписи. 1920–1921© Собрание Государственной Третьяковской галереи

Склонить чашу весов в сторону разума может только суд, через который, по идее, несмотря на рассказы о мифическом «оскорблении чувств верующих», можно добиться признания случившегося вандализмом, а также нарушением конституционных норм — свободы слова и свободы совести. Музей — не храм, христианская мифология не приватизирована какой-либо одной социальной группой и может широко интерпретироваться, в том числе и визуально. Что же касается самой темы «религиозных чувств», которые якобы возможно оскорбить, то бороться с этим нужно не по отдельным случаям, а как с системой — то есть инициировать кампанию за изменение закона и удаление этой формулировки. Давно пора это сделать. Понятно, что она такая эластичная, точно так же как и пресловутые «иностранные агенты» и «пропаганда нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних», чтобы было удобно использовать ее в репрессивных целях, но сами власти задействуют ее не всегда, а «энтузиазм» персонажей вроде Энтео способен в перспективе превратить репрессии в конвейер. Нужны ли чиновникам такие хунвейбины, которые уже начали разрушать государственную собственность? Ведь для властей одно дело — держать свечку на камеру и совсем другое — следовать православным традициям, особенно в радикальных версиях.

Вадим Сидур. Пророк. 1969Вадим Сидур. Пророк. 1969© МВО «Манеж»

Чтобы положить конец подобным случаям, музейное и экспертное сообщество должно не просто высказаться — предложить тот самый культурный комментарий — и занять место в масс-медиа, как минимум сравнимое с пресс-службой РПЦ и вандалами, раздающими бесконечные интервью, но и активно заняться юридической борьбой. Потому что в данном случае это борьба за существование как музеев, так и экспонатов. А может, и жизней в дальней перспективе.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20248669
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202415339
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202419702
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202424932
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202426422