30 октября 2015Искусство
245

Мастер линии для культурной публики

Александра Новоженова расшифровывает выставку Серова

текст: Александра Новоженова
Detailed_pictureПортрет И.А. Морозова. 1910© Государственная Третьяковская галерея

В Москве в Третьяковской галерее на Крымском Валу проходит суперпопулярная выставка Валентина Серова. Открылась она в начале октября, но поток людской туда не иссякает и, видимо, не иссякнет в ближайшее время. Как это понимать, объясняет Александра Новоженова.

6000 человек в день — такая, говорят, средняя посещаемость ретроспективы Валентина Серова. Почему самый блестящий портретист русской аристократии и крупной меценатствующей буржуазии на финальном драматическом отрезке их существования так нравится публике Третьяковской галереи, которая к крупной торговой буржуазии и русской аристократии в массе своей отношения никакого не имеет? Все эти Орловы и Юсуповы в шикарных креслах и на диванах с диванными же собачками, которые, как любят отмечать чуткие искусствоведы, всегда пародируют портретные черты хозяек — хотя в этой анималистической пародийности советское искусствознание и искало антибуржуазный потенциал, представить себе Серова после революции совершенно невозможно; кого бы он писал, когда кончились меценаты и представители царской фамилии? Неужели вошел бы в АХРР? Или жил бы в Финляндии, как Илья Репин? Или, как Михаил Нестеров, переключился бы на портреты советской интеллигенции и тех своих героев, которые остались смотрителями при некогда принадлежавших им усадьбах — художественных резиденциях вроде Абрамцева? Последние, наиболее «модернистские» опыты Серова в координатах декоративного модерна и мифологического символизма, такие, как «Одиссей и Навсикая», «Похищение Европы», относятся к 1910 году, и это на несколько лет позже выставки «Голубая роза» и смерти Виктора Борисова-Мусатова; это запоздалый и «бессистемный» символизм, модуляции модерна как набора формальных приемов внутри неизбываемого у Серова реалистического мастерства.

Портрет Марии Цетлиной. 1910Портрет Марии Цетлиной. 1910© Christie's Images

Хотя Серов и считается лучшим живописцем, прежде всего он мастер линии — узнаваемой стилизованно-оплывающей, лианообразно вихрящейся линии модерна, которая характеризует даже его пейзажи, — и обладает действительно почти мультипликационной наблюдательностью к характерным проявлениям линейного жеста, что у животных, что у людей. Отсюда серовские миловидность и симпатичность, которых никогда нет у Исаака Левитана и которые опасно сближают его с китчевыми проявлениями того же стиля у живописцев скандинавских стран. В своем импрессионистическом периоде если Серов к Левитану и приближается, то анималистическая деталь всегда его выдает: как бегло, импрессионистично и абстрактно ни «намазан» пейзаж, далекая корова, так узнаваемо вытягивающая шею, чтобы ухватить из стога пучок травы, — ситуация у Левитана недопустимая: таким ловким разнообразием детали он не нарушил бы «русского» уныния горизонталей и вертикалей; то же в серовских пейзажах с сараями, коровами и лошадьми, которые вроде бы напоминают левитановский «Март»: у Левитана лошадь — часть пейзажа, стоит смирно и понуро, как дерево; у Серова корова или лошадь — это всегда именно что динамичный персонаж.

Портрет императора Николая II. 1900Портрет императора Николая II. 1900© Государственная Третьяковская галерея

Осанистые дамы с пышными прическами, волнообразные контуры которых вторят всегда изломанным жестам рук, от реализма к модерну — дочери и жены меценатов знают толк в последней моде, на серовских портретах аристократок почти не отличить от купеческих дочерей и актрис: в обществе «промышленного капитализма» все начинают жить по одной моде, а сословные отличия плавятся на глазах, как плавятся мазки на сером кителе в знаменитом портрете Николая II. Его, мы знаем, Серов показал «почти простым» человеком, почти заурядным, никак не царственным. Расслабленность и будничность позы царя вторит расслабленности Морозова, сидящего на фоне ослепительного Матисса: он сложил перед собой на столе руки так же просто, как царь, и одет так же просто — в серое. Так царь становится почти как буржуа, уравненный с ним в мире умеренной, но продуманной и добротной роскоши стиля модерн, никак не запредельной и не немыслимой, не барочной, но такой, которую все желающие могут примерить на себя, пусть только в воображении.

Стригуны на водопое. Домотканово. 1904Стригуны на водопое. Домотканово. 1904© Государственная Третьяковская Галерея

И здесь один из ключей к такой посещаемости выставки: Серов в такой не вульгарно-социологизирующей трактовке, в какой он дан на своей нынешней ретроспективе, не просто нравится массовой публике «старой» Третьяковки — он производит эту публику, публику «культурности». Для которой единственный вид существования искусства — это форма «бескорыстного дара», когда единицы живут в особняках Рябушинского, но тысячи могут за этой жизнью наблюдать в свое удовольствие — через гибкие вьющиеся решетки оград и огромные окна-камины, а еще на выставках — короче, в специально отведенных для масс пространствах показа. В этом секрет псевдодемократичности модерна как стиля и типологии, в этом принцип работы Серова как двигателя постсоветского дискурса «старой» Третьяковки.

Но кроме аристократически-буржуазных у Серова есть и чисто купеческие портреты, от которых больше, чем модерном, веет XVIII веком с темным бытом патриархального старообрядчества: таков портрет старой Марии Федоровны Морозовой, директора-распорядителя крупнейшей текстильной корпорации «потерянной России», «Товарищества Никольской мануфактуры», «богатейшей и умнейшей» женщины-миллионщицы, вдовы и наследницы Тимофея Саввича, матери Саввы Тимофеевича. За каждым меценатом конца XIX — начала ХХ века стоит его предприятие, за каждым предприятием — история стачек, самая крупная из которых, Морозовская, произошла как раз на ореховских мануфактурах Марии Федоровны и Саввы Тимофеевича. В российской музейной системе, как она существует сейчас и как она сформировалась после конца вульгарной социологии в начале 1930-х, история стачек и революций и история меценатства никогда не пересекаются, это две параллельные истории, и первая принадлежит угасающим краеведческим и историческим музеям, где и похоронена, а вторая сияет всем великолепием живописного мастерства на центральных и самых посещаемых музейных площадках, где царит живопись, пропуская через себя те самые шесть тысяч посетителей в день, поддерживая и изолируя от повседневности их «культурность».

Стог сена. 1901Стог сена. 1901© Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева

Красивые благотворительницы с серовских портретов отражаются в глазах посетительниц «несовременных» экспозиций Третьяковки: ведь известно, кто основной потребитель «классической культуры», ежедневный, а не эпизодический посетитель филармоний, ретроспектив ГТГ, старых репертуарных театров; известно, кого проще всего очаровать мечтой о благородном уюте избавленного от постылого кухонного быта существования. На плечах этих женщин — женщин, которые впитывают и отражают портреты аристократок и актрис с пышными пучками и в блузках; женщин, которые вереницей, поддерживая друг друга под руки, выходят на скользкие тротуары со спектаклей и абонементных концертов, чтобы ехать на метро в свои квартиры; женщин, которые отстаивают очереди в будние дни, — держится система «классического искусства». Третьяковка — государственный музей, но меценатство как единственная мыслимая форма существования культуры — щедрые дары богатейших людей, изысканность и многообразие порожденной ими материальной культуры, выраженные через образ праздной женщины в интерьере или «освещенной солнцем» в саду, где не нужно копать грядок, компенсаторная тоска по временам этой щедрости и просвещенности и вытеснение ее грубо-материальных основ, — это то, что культивируется здесь.


Понравился материал? Помоги сайту!

Ссылки по теме
Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20244866
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20246429
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202413021
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202419512
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202423590
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202428897
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202429550