1 марта 2016Кино
278

Голый король

«Мой король» Майвенн: еще один фильм-сюрприз, который мы чуть не пропустили

текст: Василий Корецкий
Detailed_picture© A-One Films

В российском прокате продолжает (но уже почти закачивает) идти бодрая и смешная мелодрама с Венсаном Касселем и Эммануэль Берко. Фильм пролетел мимо практически всех критических радаров — а зря. Василий Корецкий спешно исправляет эту недоработку.

Если честно, от Майвенн Ле Беско, актрисы, ставшей режиссером (именно в этот момент от ее имени отвалилась фамилия), никто не ожидал ничего интересного. Особенно после каннских рецензий. Питер Брэдшоу из Guardian, например, влепил фильму единицу, а Hollywood Reporter хвалил его так, что скулы сводило от скуки, — в частности, называя «Моего короля» «типично французским»; кому после этого захочется идти смотреть в кино на берет, багет и непременного Луи Гарреля? Плюс предыдущее упражнение Майвенн в режиссуре — «Полисс» — невозможно было досмотреть и до середины. История о трудных буднях сотрудницы ювенального отдела полиции была чем-то вроде нашей «Сказки про темноту», только вместо ветчинных рыл — опрятные европейские лица, а темнота ютилась в душах мирного с виду парижского населения, сплошь виновного в педофилии.

Тем удивительнее смотреть «Короля»: словно бы пелена спала с глаз режиссера, и она вдруг увидела в обыденной жизни жизнь, а не набор социально востребованных тем и штампов. Да, в каком-то смысле это «типично французское кино» — если взять за эталон реализм Мориса Пиала. От фильмов Пиала, впрочем, «Мой король» отличается — в первую очередь, отчетливо женской интонацией. Дело тут не только в понятно какой точке зрения Майвенн на гендерные отношения, но и в определенной ажитации — фильм изъясняется почти криком, исключительно крупными планами героев. Кажется, самое время сказать, о чем, собственно, орет — но шепотом — это кино.

© A-One Films

Итак: одной летней ночью Тони (Эммануэль Берко), разведенная и бездетная женщина-адвокат под сорок, видит на дискотеке Венсана Касселя, человека из прошлого (в далекой юности она вроде бы была немного влюблена в него), и эксцентрично здоровается с ним. Утро они уже встречают у него на кухне: Джорджио (так зовут героя) не только классно танцует, но и хорошо готовит; он вообще — повар, плейбой и владелец ресторана. Стремительный и идеальный роман (авторы снабжают его большим количеством смешных и точных бытовых, а также анатомических деталей) вскоре заканчивается свадьбой и беременностью Тони. Заканчивается буквально: как только в жизнь пары вторгается быт (например, покупка детской кроватки), Джорджио-король оказывается королем придурков и тут же сваливает в специально купленную гарсоньерку неподалеку. Параллельно жизнь Тони отравляет невротичная девица Аньес, бывшая Джорджио, с которой у него, впрочем, продолжаются довольно трудоемкие отношения. В далекой перспективе все заканчивается тем, что, катаясь на лыжах с подросшим сыном, Тони рвет связку на ноге и надолго попадает в рекреационный пансионат. Там жизнь течет спокойно, уже на общих планах; собственно, с этого инцидента фильм и начинается.

По форме «Король», несомненно, тянет на большой реалистический роман: время действия — лет десять, основных персонажей пятеро: наша пара, плюс демоническая Аньес, плюс уморительный брат Тони — его играет Гаррель — и его подружка (Изильд Ле Беско, тут она главным образом хохочет басом). В сюжете имеется и необходимая для всякого романа закономерная случайность вроде падения Вронского с лошади в «Анне Карениной» (то самое падение Тони на лыжах), причем еще и иронично отрефлексированная. Не забыт и мотив двойников: дисфункциональные отношения сверхзаботливого и терпеливого Джорджио и психопатки-манипуляторши Аньес тут оказываются базовой моделью интеракций между персонажами. Герои периодически просто осуществляют рокировку внутри этой модели, давая зрителю прочувствовать все грани и интонации подобных отношений.

© A-One Films

При этом явная сделанность, почти механическая структурированность истории не превращает фильм в мертвую машину: скорее, следование героев жесткой сюжетной схеме кажется тут работой фатума. Неверный выбор тянет за собой весь набор трагикомичных в своей предсказуемости ситуаций, которые при этом детализированы смешно и очень жизненно, без пафоса и поучений. Все линии напряжения, предвестники катастрофы и бытовой ад прописаны тут одним росчерком, деликатным намеком, языком тел, взглядов, пауз и умолчаний. Это стопроцентно актерское кино; режиссура Майвенн сведена к невмешательству, и глазу синефила тут не за что зацепиться — половина действия происходит исключительно на лице Берко (ну да, пару раз режиссер позволяет себе скромную феминистскую фронду, показывая немолодое обнаженное тело актрисы — как символ реального). Собственно, неожиданная для Майвенн деликатность решает все: главной интригой с течением времени становятся не превратности женской судьбы, но растущее изумление героини (и наше) феноменом параллаксного видения: принц превращается в жабу, жаба — в принца, и совместить эти две картинки никак не выходит. Еще бы — режиссер тоже не горит желанием вскрыть этого гадкого Гренуя, чтобы посмотреть, как у него там внутри все устроено. Фуди, вуманайзер и подонок Джорджио остается абсолютной загадкой. Он заведомо лишен не просто мотивов, но и внутреннего трагизма (сравните с «Мы не состаримся вместе» того же Пиала, где исповедальный и пренеприятнейший автопортрет режиссера все же снабжен неким внутренним надломом). Вроде пустяк, но без трагедии персонаж Касселя превращается из демонического антагониста просто в мудака. Так их, девочки.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20241890
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249732
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202416388
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420604
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202425883
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202427215