18 мая 2016Кино
117

«Упор тут больше на воспоминания о мертвых, а не на победу живых. Похоже на культ богини Кали»

Юрий Дегтярев, автор вирусного видео про девочку Аню и прах ее прадеда, — о том, что это вообще было

текст: Сергей Сдобнов
Detailed_picture© My Duck's Vision

4 мая в сети появился ролик, в котором десятилетняя девочка рисовала краткую историю Великой Отечественной пеплом своего покойного прадедушки. Ответственность за изготовление скандального вирусного видео (ролик вскоре был удален с YouTube и распространялся в личных аккаунтах пользователей соцсетей) взял на себя Юрий Дегтярев, основатель студии вирусного контента My Duck's Vision, выпускающей в том числе и провластные политические ролики конспирологического толка (студия давно и тесно сотрудничает с Росмолодежью). В завиральных комментариях российским СМИ автор заявлял, что ролик является трейлером будущего хоррора «Прахдед», сценарий которого якобы написал Никита Михалков, а режиссером должен быть актер-культурист Александр Невский (позже эти утверждения были дезавуированы). Сейчас, когда хайп вокруг «прахдеда» несколько схлынул, Юрий Дегтярев согласился поговорить с COLTA.RU без шуток — о своих мотивах, георгиевской ленточке, пропаганде и амбивалентном опыте взаимодействия с госструктурами.

— Юра, твоя работа — генерировать фейки. Какая гарантия, что я сейчас разговариваю по телефону с настоящим Юрием Дегтяревым, автором ролика «Прах деда»?

— Да никакой, я же шизофреник с многолетним конфликтом с реальностью. Никаких гарантий и уверенности ни по какому вопросу. У меня ведь тоже нет гарантии, что ты правда работаешь на Кольту, я же не проверял. Но сейчас ты можешь мне верить, потому что для меня история с девочкой и прахом — уже история. Вот если бы ты позвонил мне на второй день после выхода видео, тогда правды бы от меня не дождался, тогда я еще выращивал идею до размера полноценного медиавируса. Сейчас «прахдед» — уже гербарий. Скоро добавлю его в свою рисованную копилку историй на своем сайте (cheeseandrice.ru. — Ред.).

— Хорошо. Расскажи о своих мотивах: ты хотел привлечь роликом внимание ко всей этой кампании вокруг празднования Дня Победы — или, наоборот, использовать ее для продвижения своего контента?

— На самом деле — ни то ни то… Я же трикстер, ум без чувства ответственности и необходимости иметь цель и смысл, чтобы что-то сделать. Идея пришла мне в голову в марте, и ролик должен был вообще выйти ближе к Пасхе. Воспоминания о мертвецах — это все же больше пасхальная тематика. Просто сейчас мертвецы все больше и больше насыщают и навещают празднование 9 Мая, отсюда и ощущение, что видео было приурочено к 9 Мая. По техническим причинам я не успел к Пасхе, и ролик вышел уже ближе к 9 Мая. Я давно уже не выпускал ничего такого, что могу назвать «творением, которое окрыляет на новые творения». И вот выпустил.

— Ну вообще-то ролик выглядит как прямой заказ. Ты предварительно согласовывал или обсуждал его идею с кем-то из, скажем так, официальных лиц?

— Я говорил об этой идее лишь с несколькими хорошими друзьями. «Согласовал» в дружеском кругу избранных. Сложно представить, кто бы у меня такое видео заказал. ИГИЛ (организация запрещена в РФ. — Ред.)?

— Как ты оцениваешь кампанию вокруг Дня Победы — георгиевские ленточки, «Бессмертный полк»?

— Эти идеи находят своих фанатов. Если убрать политическую начинку, кампания вокруг празднования Дня Победы — это вполне себе что-то такое доброе, позитивное, светлое по цвету материи. А у меня получается хорошо работать и понимать материи совсем другого окраса. Поэтому оценивать объективно не имею права.

— Ты же регулярно делаешь заказные ролики на политические темы...

— Я интересовался политикой давно, еще до возникновения My Duck's Vision в 2006 году. Политика, пропаганда, вбросы — мне все это было интересно с детского возраста. Как Муссолини прямо. В 2009 году мы начали производить политический контент в рамках сотрудничества с Росмолодежью.

— Для политического ролика вам предлагают готовый сценарий или вы его разрабатываете сами?

— Обычно никто не предлагает сценарий. Мы раскрутились, когда стали делать именно политические заказы, потому что, в отличие от коммерческих, тут почти полная свобода для мысли. Сделал хорошо — молодец, на еще. Сделал плохо — всего доброго, не возвращайся. В основном ролики появлялись спонтанно, только пара работ была приурочена к какой-то дате, например вот к 9 Мая. Мы не совсем приятные персонажи для переговоров: в 99% процентах случаев мы сначала предлагаем свой вариант и не соглашаемся работать там, где наше творческое участие не будет находиться в пропорции хотя бы 70 к 30.

— Как вы относитесь к другим производителям политического контента в России?

— Мало видел хорошего политического контента в России. Как и его производителей. В подавляющем большинстве случаев это какое-то дерьмо. Идеи отвратительны. Такое ощущение, будто их придумывают дегенераты для дегенератов, потом распространяют за немалые деньги на всевозможных площадках — и вуаля, ролик уже с большим количеством просмотров.

— А ролик про прах деда — удачный?

— Любой специалист в любой области должен время от времени проходить аттестацию, проверку на право называться специалистом. Для меня ролик «Прах моего прадедушки» подтвердил, что я хоть и староват, но не бесполезен. Еще могу создавать медиабомбочки.

— Но его сейчас нельзя посмотреть на YouTube. Выпилили?

— Нет! Есть два отличных способа заставить вирусный ролик распространяться еще быстрее. Первый — это отключать комментарии под видео, если есть момент бурного обсуждения. Отключение комментариев приводит к тому, что ролик сразу появляется на личных страницах людей, которым жизненно необходимо высказаться. Второй способ — скрыть оригинал, он применяется, если нет необходимости считать все просмотры в одном месте. Тогда начинается копирование копий, и всем копимейкерам кажется, что они обошли систему. Иногда копия ролика собирает гораздо больше просмотров, чем оригинал. Для вируса выгодно, чтобы копий было как можно больше без центрального очага.

— С тобой не связывались органы вроде Роскомнадзора?

— Возможно, будет и это; творческая работа всегда сопряжена с риском, а в нашей стране никогда не знаешь, будет тебе что-то за твои неоднозначные творческие инициативы или нет. Я не знаю, закончился ли процесс вокруг этого ролика; может, Роскомнадзор заранее начал праздновать майские. Возможно, они просто пропустили первичную волну шумихи вокруг видео. Если они или кто-то другой увидели или увидят в этом ролике больше, чем я в него закладывал, — это не мои проблемы.

— Возможно, твой ролик сработал даже лучше георгиевской ленточки. В твоей работе сфабрикована «личная история», то, чего лишен официальный праздник.

— В моей семье погиб на войне прадед, и я не игнорирую этот праздник. Но я небольшой любитель массовых акций любого содержания, я не хожу на «Бессмертный полк»; у меня нет фотографии того, с кем я мог бы пойти. Картинка — да, красивая, идея — парад — неплохая. Но хорошо ли, что упор тут больше на воспоминания о мертвых, а не на победу живых? Это похоже на культ богини Кали. Что-то в этом есть неправославное, немного инородное, но я, как и все, поддаюсь пропаганде. Жаль, что 10 мая всем уже плевать на ветеранов.

Если бы меня попросили придумать что-то лучше георгиевской ленточки или «Бессмертного полка» — я уже знаю, что бы предложил. Но меня пока никто не просит и не спрашивает об этом.

— Ты упомянул сотрудничество с Росмолодежью. Насколько плотно вы вообще сотрудничаете с прокремлевскими молодежными движениями?

— С 2009 по 2012 год мы работали с Росмолодежью очень плотно; вообще все, что мы делаем и делали, с кем и почему, подробно описано на нашем сайте. Ну да, нам нравилась работа с молодежью, и мы всегда поддерживали подавляющее большинство решений власти. Не было никаких проданных принципов — просто встретились те люди, которые должны были встретиться, и стали работать.

— А как публика реагирует на твои лекции по вирусному маркетингу, которые ты постоянно читаешь на молодежных форумах?

— Мои мистерии всегда неоднозначны. С разным исходом. Например, на лекции в МЭСИ я показал безобидное (на мой взгляд) видео, которое мы сделали по заказу Росмолодежи (но нам запретили выкладывать его в сеть). На следующий день пришли ребята из каких-то служб, спрашивали мои контакты у организаторов лекции. Оказалось, что одна девочка, которая на лекции присутствовала, рассказала начальству университета, что я позволяю себе «намного больше», чем должен позволять себе приглашенный лектор. А главное — показываю какие-то антипутинские видео. Мои лекции — каждый раз разные по настроению и духу. Иногда я могу что-нибудь ляпнуть — но это лишь значит, что я вышел на определенную стадию искренности и доверия к публике. Или просто распоясался. Но тайны я не выдаю никогда.

— Расскажи, как ты вообще начал создавать вирусный контент.

— В 2006 году мы с коллегами сняли пародию на рекламу Head & Shoulders. Выложили ролик в интернет, и я сразу понял, что снимать видео — это не мое, мне не понравилось то, что мы сделали. Но каким-то образом это все очень понравилось пользователям, ролик набрал 12 000 просмотров — огромная цифра для того времени. Мы стали продолжать снимать из любопытства. Прошло немного времени, нас заметили в RuTube, и так началась история моей работы на RuTube, которой можно посвятить отдельную книгу.

— Какая в 2006 году была ситуация на RuTube?

— Сначала RuTube был компанией орловских разработчиков. Через год с небольшим после появления сервиса ребята продали его «Газпрому». Тогда еще видео не снимали на постоянной основе — все кому не лень делали демотиваторы. Были разве что отдельные фрики — например, Коля Воронов. Это была эпоха фриков. Мы были единственные, кто снимал видео на постоянной основе под одним брендом. У нас был азарт, мы хотели заниматься творчеством, заводить новые знакомства с помощью видео, поднимать свою подростковую и низкую, как следствие, самооценку. И даже стали для кого-то примером — многие говорят, что стали заниматься видео после того, как увидели наши работы.

— У вас были какие-то еще цели, кроме подъема самооценки?

— Честно говоря, нет. Если бы мне тогда было 26—27 лет, то да, я думал бы о карьере, о том, чтобы перейти из RuTube / YouTube в «Газпром-медиа» или в какую-то структуру повыше. Хотя кого я обманываю. Мне 29, а подобных мыслей все еще нет.

— Про вас сразу заговорили на НТВ и LifeNews?

— Впервые про нас снял репортаж телеканал «Столица», потом Russia Today и много кто еще за 10 лет. Когда у меня будут брать двухчасовое интервью в прямом эфире на Первом канале, а не на LifeNews, вот тогда я скажу: успех пришел, привет.

— То есть, по-твоему, LifeNews и Первый канал сильно различаются?

— Конечно. Мне нравится Эрнст, он крутой.

— Ты считаешь, что Первый канал будет существовать еще долго?

— Конечно! Они, по крайней мере, чувствуют некоторые тренды, пусть иногда аккуратно и нелепо, но следуют им. Миф про то, что телик может умереть, — это просто миф. Да, будет какая-то другая форма подачи контента, но эти ребята не сдадутся так просто.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20248191
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202414831
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202419241
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202424504
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202425981