1 июля 2016Кино
129

«У нас есть фильмы студии Сельянова. Но эти фильмы неинтересные!»

Юрий Норштейн — о компромиссах, темпоральности и состоянии Медвежонка

текст: Сергей Сдобнов
Detailed_picture© Максим Блинов / РИА Новости

Вообще-то Юрий Норштейн не дает интервью. Но на фестивале «Зеркало», где у Норштейна была мини-ретроспектива, Сергею Сдобнову удалось поговорить с автором «Сказки сказок» и «Ежика в тумане» — и не только о сегодняшнем падении нравов и мастерства.

— В советское время было проще работать?

— Для меня да — сейчас пришла индустрия: аренда, деньги. В моей студии сейчас работали четыре человека, больше мы не можем себе позволить — надо платить зарплату и жить как-то. В советское время если руководитель понимал качество фильма, уровень вопросов, которые в нем поднимаются, их воплощение и там не было откровенной крамолы — то давали работать. Конечно, были исключения — «Комиссар» Аскольдова, картины Киры Муратовой, но она все равно могла в это время работать и сделала несколько шедевров, которые сегодня могут остаться незамеченными для зрителей, — «Короткие встречи», «Долгие проводы». Если поставить вопрос, у кого лучшая режиссура, я скажу: «У Муратовой» — она нигде не проседает, и речевые характеристики какие!

— У нее в картинах животные выступают наравне с людьми...

— Это говорит о ее широте восприятия мира, она никого не выделяет как главного. Помните один эпизод в фильме «Долгие проводы», когда поют мальчики «Белеет парус одинокий»? Там любовь настолько сопряжена с нелепостью, что связь держится за связь. У Муратовой стоит учиться, у Тарковского. Многих современников Тарковского сейчас мало знают, даже Отара Иоселиани — когда он уехал во Францию, он там столкнулся с рынком.

— То есть это рынок мешает авторской мультипликации пробиться к широкому зрителю?

— Это точно не вина мультипликаторов. Здесь нарушена вся цепочка от момента создания фильма до проката и встречи со зрителем. С одной стороны — режиссер и деньги, а с другой стороны — хозяева кинотеатров думают про сборы. Да, у нас есть фильмы студии Сельянова. Но эти фильмы неинтересные! Я очень резко выступаю против таких фильмов, они говорят на это: «А вот наша выручка!» Это очень плохие фильмы. Константин Бронзит, хороший режиссер, сделал фильм «Алеша Попович и Тугарин Змей». Я как-то подхожу к нему и говорю: «Ну что, прославился, отметился?!» А он в ответ: «И не говорите, больше никогда не подойду!» Я ему: «Вы такой — и вдруг вы делаете эту пошлятину».

— А кто из молодых режиссеров анимационного кино вам интересен?

— Ох, боюсь ошибиться или не назвать кого-то. Для меня интересна, например, Наталья Чернышева, фильм «Снежинка», там очень экономно и скромно все сделано, а она очень хорошо рисует. У нее 10 лет художественного образования. Если она рисует африканского мальчика, то его не спутаешь с другим. Он так отклячивает попу! Его узнать можно по силуэту, а не по цвету, — там ноги, которые могут быть только у африканского мальчика.

— Что самое слабое, уязвимое в современных мультфильмах? Техника рисунка? Режиссура?

— Музыка. Я смотрю кино игровое и мультипликационное, а там звук все чаще используют как подложку. Нет понятия высоты музыки в фильме. Я со своими студентами много занимаюсь звуком — я раскладываю фильмы по частям, говорю: «Сергей Михайлович уже за вас поработал, он предлагает вам схему, он предлагает вам решать эту проблему, а дальше — ваше дело». Музыка может быть «Муркой», но от которой слезы потекут. Можно выбрать самую простую мелодию, балалайку, но ножом в сердце, а если ты выбрал классику, то надо знать почему. У меня в «Сказке сказок» — 8-я прелюдия, это очень опасно. Все думают: ах, ну Бах — великий. А я-то знаю, почему она у меня там — из-за контрапункта; я дирижировал изображением — эпизодами покоя и счастья, а музыка печальная там в исполнении Рихтера. Если бы играл Гленн Гульд — вышло бы совершенно иначе, ничего бы не вышло.

— А насколько важны актеры озвучания, их тембр? Это вообще больной вопрос сегодня. В озвучивании «Ежика в тумане», например, принимал участие едва ли не лучший голос советского кино Алексей Баталов...

— Я очень люблю Баталова и его голос. Он может читать вслух даже лежа. А вы знаете, что свою интонацию он позаимствовал у Ахматовой? Она ведь жила у Баталова на Ордынке; там комната была 6 кв.м, а Ахматова была уже грузная женщина и едва помещалась на топчанчике. Так вот, если говорить об озвучании, то я смотрю на кино как на оркестровое симфоническое сочинение. Даже если сочинение камерное, все равно в нем огромное количество инструментов, как и в голосе Баталова. Инструменты — это не только звук, но и много слоев самого изображения — свет, тон, гармоничность, контрастность, скромная цветовая гамма, которая чем скромнее, тем возвышеннее. Сюда же входит много периферийных звуков, которых мы и не слышим. Это как случай со Славой Невинным. Он пришел озвучивать мишку, и я понял — вот большой актер, он всегда отвечает за свой труд. Он может сделать междометие так, что оно прочитывается, слышится как слово. Пока Невинный не пришел в состояние Медвежонка, он не записывал этот монолог. Так было и с Калягиным в монологе Волчка из «Сказки сказок».

— Сегодня многие родители показывают своим маленьким детям советские мультфильмы как эталон…

— Там есть что посмотреть! Надо вернуться к фильмам Хитрука, посмотреть на них с точки зрения сценария, анимационной пластики и звукостроения, изозвукостроения. Я советую посмотреть фильм «Бэмби», диснеевский мультфильм «Белоснежка и семь гномов». «Бэмби» — классика, ты можешь отвергнуть его, но ты должен его пройти. Вспомним Микеланджело: Вазари пишет, как Микеланджело прощупывал пальцами греческий обрубок и потом высказал свое восхищение. Надо пальцами все воспринимать, кино надо делать вручную!

— Как долго вы работаете над фильмом?

— Чтобы сделать 10 минут фильма, мне надо 7—8 месяцев — если написан сценарий, конечно. Сценарий можно и год писать — он живой, если он незыблем, то начинаешь прогорать. Расскажу один случай про время. 16 лет назад я сделал заставку для Первого канала, но от нее отказались. Мы потратили на нее огромное количество времени и сил, а заработали ровно прожиточный минимум. Когда мы задумывали эту заставку, то хотели совершить культурный акт, повлиять на зрителя. Хотели, чтобы каждую неделю в заставке звучала классическая фортепьянная музыка — Шуберт, Чайковский. Тогда, по теории вероятностей, какое-то количество детей впитает эту музыку и захочет слушать ее дальше. Мы делали все с обозначениями, подписывали — какой в этом фрагменте композитор, какое сочинение. Мы сделали заставку на минуту длиннее, на что нам сказали: «За это мы не заплатим». Мы ответили, что не для денег это сделали, а для культуры. Но у нас ничего не получилось, потому что мы отнимали время у рекламы, значит, канал терял деньги. Заставку в итоге перекинули на канал «Культура», потом на второй канал, а потом она исчезла. Я показываю ее на фестивалях, у меня есть разрешение от гендиректора Первого канала Константина Эрнста.

— Никому неинтересно развивать культуру? Ни каналу «Культура», ни власти?

— Понимаете, вопрос об отношениях мультипликации и власти не будет никогда решен. Культура не может быть в частных руках — это дело Отечества. Мы, наверно, еще не очень упали; вот когда мы достигнем дна и поймем, что остались одни острова фестивалей, тогда, может, власти и начнут соображать и думать. Все разговоры о культуре или, например, о Совете по культуре… странное дело, в этом совете больше говорят о спорте. Я становлюсь все более пессимистичным. Это происходит не потому, что я становлюсь ближе к смерти; нет, просто власти не понимают культуру. Не понимают, что культура разливается в пространстве: помните, про это писал Вернадский, про ноосферу, которая образуется из культурных деяний. Но в жизни зло продолжает побеждать добро. Например, что я вижу в Плёсе? Из местного музея были украдены картины Левитана! Получается, что на полицию у нас есть деньги, а на охрану культуры — нет.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20241697
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249639
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202416287
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420526
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202425775
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202427119