26 октября 2016Кино
111

Против

Последний фильм Кена Лоуча и фильм о Кене Лоуче на фестивале «Новое британское кино» (и в прокате)

текст: Наталья Серебрякова
Detailed_pictureКадр из фильма «Я, Дэниел Блейк»© BBC

Сегодня в Москве начинается XVII фестиваль «Новое британское кино». Центральная фигура его программы — конечно, Кен Лоуч, юбиляр (в этом году ему исполнилось 80) и ветеран социального кино, внезапно вернувшийся из отставки (год назад Лоуч заявил об уходе на покой) с фильмом «Я, Дэниел Блейк» — и неожиданно для всех получивший за него золото в Каннах. «Блейк» станет фильмом открытия Бритфеста (и одновременно выйдет в российский прокат). Также в программе фестиваля — хороший док «Кен Лоуч: жизнь и фильмы», подробно и нескучно объясняющий не только историю создания «Блейка», но и вообще феномен Лоуча, который до ухода в лирическую и костюмную историчность «Ветра, который качает вереск» и «Зала Джимми» вообще-то считался последним соцреалистом.

Дэниел Блейк — 59-летний столяр, недавно переживший сердечный приступ. Врачи запретили ему работать, и он должен получить пособие по безработице. Но британская бюрократическая система рассудила иначе: дедушке не дают пенсию, а заставляют 35 часов в неделю искать работу и вести при этом отчетность о ее поиске. Никогда не державший в руках ни смартфона, ни компьютерной мышки, Блейк находится в постоянном стрессе, так как не может заполнить элементарную анкету на бирже труда.

В июне этого года Кену Лоучу исполнилось 80 лет. Месяцем раньше он получил каннскую «Золотую пальмовую ветвь» за свой фильм о Дэниеле Блейке, выбор жюри поставил в недоумение многих критиков: «опять наградили социальное кино», «у Дарденнов получилось бы лучше». На главное притягивающее качество картины — не ее слегка затертая тема противостояния человека капиталистической машине (ей был посвящен также прошлогодний «Закон рынка» Стефана Бризе, за роль в котором Венсан Линдон получил приз в Каннах), но удивительная правдоподобность всего происходящего на экране. «Дэниел Блейк» — в первую очередь реализм и уж во вторую — социальный. В тягучее, абсолютно серьезное, лишенное цинизма или сарказма повествование о нелегкой жизни столяра погружаешься с головой, веришь каждому его слову. Это гуманизм в квадрате: портрет человека, написанный человеком. Тот самый неореализм, знакомый еще по фильмам Витторио Де Сики, в обрамлении кафкианского бюрократического абсурда. Равнодушная вежливость социальных работников, агрессивная тупость охранников, неадекватно суровая реакция полиции на безобидное граффити. Кен Лоуч предлагает зрителю пережить опыт «низших классов» социальных слоев, лишенных каких-либо прав.

Кадр из фильма «Я,  Дэниел Блейк»Кадр из фильма «Я, Дэниел Блейк»© BBC

Практически бессменный коллега Кена Лоуча Пол Лаверти написал сценарий «Я, Дэниел Блейк» по реальной истории. Драма о пожилом нонконформисте получилась куда более четкой, злой и убедительной, чем недавние фильмы Лоуча, как будто в нем проснулась ярость 60-х. Собственно, второй протагонист «Блейка» — Кэти, одинокая мать из Лондона, недавно получившая социальную квартиру на окраине Ньюкасла, — очень напоминает перенесенную в новые обстоятельства героиню его старого, снятого для BBC фильма «Кэти, вернись домой» (1966), который в свое время произвел на аудиторию абсолютно сокрушительный эффект.

Блейк встречает Кэти в офисе социальной помощи и буквально берет под свое крыло. Недавно овдовевший столяр и молодая симпатичная уборщица, может быть, и составили бы хорошую пару, но только не в этом кино, так напоминающем реальную жизнь. Постоянно голодающая ради своих детей Кэти предпочтет пойти на панель, чем стать обузой для Блейка. Блейк и сам слишком хорош для этого мира. Трагедия его, прежде всего, в кристальной честности (будь Блейк чуть хитрее и изворотливее, он, вероятно, догадался бы обмануть государственную машину). И это, возможно, самое уязвимое место фильма — такой предельный идеализм героя несколько уподобляет кино пламенной листовке.

С листовкой, с агитплакатом фильмы Лоуча сравнивали всегда. В документальном фильме Луиз Осмонд «Кен Лоуч: жизнь и фильмы», который тоже покажут на Бритфесте, есть отличные архивные кадры — британская публика обсуждает «Кэти, вернись домой», и сегодня душераздирающую социальную драму о жилищном вопросе. Снятый при участии 60 с лишним актеров, фильм (руководство BBC дважды снимало его с эфира) выглядел чистой документалистикой. Для британской публики это было первым столкновением с доведенным до экстремума неореализмом, и, узнав об игровой природе картины (впрочем, финальная сцена, в которой соцработники отбирают у ставшей бездомной Кэти детей на вокзале, была снята в реальной обстановке ж/д станции с настоящими пассажирами в качестве массовки), многие зрители почувствовали себя объектом политической манипуляции. Инструкцией по организации бунта называли и другой его фильм, «Большое пламя», который в столь же правдоподобной, реалистической манере рассказывал о забастовке ливерпульских докеров, организующих совет, требующих национализации промышленности, а после преданных лидерами и попутчиками, разбитых наголову введенными в порт войсками и отправленных под суд.

Кадр из фильма «Кен Лоуч: жизнь и фильмы»Кадр из фильма «Кен Лоуч: жизнь и фильмы»© BBC Films

Впрочем, Лоуч не всегда был столь пламенным левым. Фильм довольно подробно описывает эволюцию политических взглядов режиссера — от относительно индифферентного юноши-театрала, выросшего в семье правого шахтера, до левака, не доверяющего ни лейбористам, ни профсоюзным бюрократам (предательству рабочих профсоюзными функционерами посвящена серия документальных фильмов начала 80-х «Вопросы лидерства»; при этом сам Лоуч был членом Лейбористской партии вплоть до 90-х). Радикализации Лоуча во многом способствовало знакомство с Джимом Алленом, рабочим-драматургом, поработавшим и докером, и контролером в автобусе до того, как сесть за письменный стол.

Кроме политического бэкграунда фильм Осмонд рассказывает и о творческом методе режиссера. Килиан Мерфи, Дэвид Бредли (игравший мальчиком главную роль в «Кесе») и сам Лоуч подробно описывают его методы работы с актерами. Сквозным же сюжетом, скрепляющим разрозненные факты биографии и воспоминания друзей, коллег и знакомых, становится история создания «Дэниела Блейка» — уставший и больной Лоуч возвращается в режиссуру после прихода к власти консерваторов, опасливо жалуется на возможную потерю хватки, а в финале стоит с каннской наградой в руках.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249394
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202416038
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420351
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202425587
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202426931