7 апреля 2017Кино
193

Черный обелиск

«Время первых»: о карго-культе в русском кино

текст: Максим Семенов
Detailed_picture© Bazelevs

1965 год. Летчики-космонавты Павел Беляев и Алексей Леонов готовятся впервые в истории человечества выйти в открытый космос. Получится или нет — в Центре управления полетами не знает никто. Даже Королев. Но на Земле идет холодная война, и Штаты всячески стараются вырвать у СССР первенство в космической гонке (американец Эд Уайт выйдет в космос всего через два с половиной месяца после полета русских). Нужно рисковать, уповая на мужество и героизм советских людей.

Мужество и героизм не подвели, и в этом нет ничего удивительного — раньше-то жили доблестные люди, они покоряли космос, иногда сталкивались с трудностями, но всегда их преодолевали: ведь на Земле их ждали верные подруги с красивыми прическами и принципиальные инженеры. Своих не бросали. Радели за общее дело.

Вот, собственно, и все, что можно вынести из просмотра картины «Время первых». Понятное, очень доходчивое кино. Местами — в космосе — довольно красивое, местами — довольно эффектное. Весь посыл картины полностью исчерпывается монологом, вложенным в уста Алексею Леонову: космонавт вспоминает репрессии и войну и добавляет, что, мол, тогда сдюжили, сдюжим и сейчас.

Спорить сложно. Советский народ и правда терпел лишения и совершал подвиги, а Леонов действительно первым вышел в открытый космос. Однако к кинематографу эти истины никакого отношения не имеют. Вообще правильнее всего было бы назвать «Время первых» не космической драмой, а добросовестной иллюстрацией исторических событий. Набор постановочных кусков, какие часто добавляют в документальные фильмы, чтобы немного разбавить говорящие головы экспертов и очевидцев. Иллюстрации выполнены хорошо. Исторических деятелей изображают замечательные актеры. Играть им нечего.

© Bazelevs

В фильме есть такая сцена: героев перед отправкой на космодром снимают документалисты. Нечто подобное происходит в «Самом счастливом дне в жизни Олли Мяки» (пример из ближайших — фильм выйдет в прокат уже на следующей неделе). Там главного героя тоже снимали для хроники. И зрителю показывали разницу между реальным поведением Олли и тем, как ему приходилось существовать в кадре. Отличие человека от его парадного образа. Во «Времени первых» эта разница отсутствует. Беляев и Леонов ежесекундно выглядят молодцами — и этим они не похожи ни на живых людей любой эпохи, ни на героев кино 60-х, вечно рефлексирующих и задающих себе важные этические вопросы. Этакие монументы; неудивительно, что они никогда не ходят в туалет и почти ничего не едят. Зато иногда выпивают. Именно так выглядели персонажи фильмов не 60-х, но душного сталинского малокартинья.

Человеческие истории полностью вытеснены историей подвига. Что у них за душой? Какие они люди? Леонов, кажется, любит рисовать. Беляев строже и требовательнее к себе. При этом оба — простые, хорошие парни. В тяжелые моменты они шутят и дурачатся, но все это впустую — мы все равно смотрим на них с огромного расстояния. Есть действие — но что действительно движет героями? Драматическая музыка (местами напоминающая мелодию из заставки к «Игре престолов»), готовая в любой момент напомнить о серьезности происходящего?

Соблазнительно было бы объявить, что «Время первых» порождено ностальгией по советскому прошлому, однако все советское тут слишком иллюзорно. Да, генералы носят каракулевые шапки, а страной руководит товарищ Брежнев. Товарищ Брежнев сидит в Кремлевском дворце съездов, пьет чай с сушками и смотрит «Дорогу к звездам» Клушанцева. За стенами дворца — ликующие массы и Муслим Магомаев (в 3D это все смотрится особенно эффектно). Однако сказать про 60-е авторам фильма просто нечего. Все приметы времени нужны лишь для придания легкого антуража. Осмыслять или хотя бы воспроизводить эпоху на экране никто не собирается. Вот и получается, что кадр с собравшимися у телевизора женами космонавтов больше похож на постановочную фотографию из журнала «Караван историй».

© Bazelevs

«Время первых», многострадальный долгострой студии BAZELEVS (в процессе съемок с должности сняли одного конструктора — режиссера Юрия Быкова, вроде бы отвечавшего за «человечинку», и заменили его технарем Киселевым — «Елки» раз, два, три; результат налицо), нужно отнести к особому типу русских блокбастеров. Это странноватые фильмы, в которых есть фабула (герой пошел, враг наступил, героиня сказала и т.д.), но нет сюжета (зачем пошел, чего хотел, к чему все это произошло?). Вернее, вместо сюжета взят какой-нибудь очень простой лозунг, а все происходящее на экране должно этот лозунг иллюстрировать. Такая вот художественная версия газетной передовицы или репортажа из программы «Время». Сюжет всегда предполагает некое изменение ракурса, когда заданные нам вещи и явления вдруг предстают под другим углом, или перемену в герое, необходимость этического выбора. Передача информации, напротив, никаких перемен не требует — лишь бы получатель усвоил ее. Так и получается, что все сцены в фильме — служебные, а каждая реплика носит технический характер. Радикальным примером такого кино можно назвать «Защитников» (которые при этом не были блокбастером). В этом поразительном фильме полностью отсутствовали любые намеки на художественность. Вернее, это была голая схема условного супергеройского кино, зачем-то старательно воспроизведенная на экране. Этакий макет в натуральную величину. Вся условность происходящего становилась понятна, когда один из персонажей, стоя на крыше бывшего кинотеатра «Россия» и смотря в сторону Пушкинской площади, начинал свой монолог словами: «Мы с братом часто играли в детстве в этом дворе…»

Разумеется, «Время первых» не так уязвимо, как «Защитники», однако это пространное кино напоминает музей одного подвига, сделанный красиво, богато и без души. По поводу зрелищности надо заметить, что бюджет картины освоен честно, и в наиболее увесистой части фильм пытается бросить вызов «Гравитации» или «Выжившему». Однако, как и многие российские режиссеры, старающиеся снять масштабное зрительское кино, авторы «Времени первых» больше похожи на китайских мастеров какого-нибудь XIX века, которые могли с совершенством воспроизвести внешний вид европейского пулемета, но получившееся оружие не стреляло — внутри оно было полым. «Время первых» же одновременно и пусто, и монолитно, оно словно вырезано из цельного куска гранита. Природа кино, суть которого — движение (фигур, характеров, времени, наконец), успешно побеждена авторами, превратившими фильм в монумент, который, как стальная фигура у метро «Ленинский проспект», всем своим видом изображает взлет, но так годами и стоит на площади Гагарина.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249406
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202416051
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420364
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202425601
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202426944