Разговор c оставшимся
Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20244919«Ты или любишь Америку, или не совсем от нее без ума. С Тоней так же», — вводит зрителей в курс дела Дайан Роулинс, фальшивый тренер фигуристки Тони Хардинг, в своем как бы настоящем свидетельстве на камеру. Наверняка и в самых настоящих интервью она говорила примерно то же самое, но кто проверит?
В фильме «Тоня против всех» мы имеем дело с плотной завесой мокьюментари — игровые эпизоды нанизаны на нитку сымитированных телевизионных записей. Этот туман мягко стелется по фильму, заползая в самые темные уголки байопика и укрывая их. Зрителю подарено ощущение мягкой безопасности, этот фильм не ударит и не расстроит. Даже тех, кто хорошо помнит, что именно произошло. История острая: чуть меньше четверти века назад во время чемпионата США по фигурному катанию фигуристку Нэнси Керриган ударили дубинкой по коленке. Нэнси готовилась к Олимпиаде, нападение попало в объектив камеры, страна взорвалась праведным гневом. Медиа усердно делали свою работу по эскалации скандала: скромную, милую, старательную девушку, гордость своей семьи и страны Керриган чуть не покалечили какие-то упыри-гопники. Как такое вообще возможно? А как же спортивный дух?
Ниточки быстро протянули куда следует: преступник, которого оперативно нашли органы правопорядка, как будто выполнял заказ мужа другой фигуристки, Тони Хардинг, совсем не такой положительной, как Керриган. Тоня — антигерой. У нее деспотичная мать, дикий, пораженный вирусом домашнего насилия муж, у нее, в конце концов, сигареты, несмотря на тренировки и астму. Социально неблизкую журналам Time и Newsweek Тоню лишили некоторых трофеев и права участвовать в турнирах американской Ассоциации фигурного катания. Тоня погоревала и перешла в бокс. Невероятно, но факт: неспортивный инцидент с ударом по коленке помог делу популяризации коньков, обозначил пик общественного интереса к фигурному катанию в США — ни до, ни после дела Хардинг—Керриган трансляции с выступлений не смотрело такое количество зрителей. Немного неспортивно, но победа — это всегда победа.
Не вполне олимпийское желание победы любой ценой ощутимо и в фильме Крейга Гиллеспи, уже немолодого, но нахраписто-профессионального режиссера, который давно доказал, что может справиться с любым жанром. Есть в его активе и симпатичный ужастик «Ночь страха» с вампиром Колином Фарреллом, и уверенная катастрофа «И грянул шторм» с Крисом Пайном, и спортивная драма «Рука на миллион» с Джоном Хэммом на экзотичном материале крикета. И вот теперь — кино, прокачанное допингом, готовое ублажать зрителей, сделать все, чтобы они развлеклись, — «Тоня против всех». Была длинная история с неймингом этой картины в российском прокате, но по факту все равно получилось не очень точно: все-таки не Тоня против всех, а все против Тони. Героиня, не фильм.
«Тоня» остроумна, «Тоня» эксцентрична, хочет всем понравиться и работает в рамках актуальной повестки. По фильму перед нами — талантливая женщина, которой так и не дали проявить себя, изувеченный продукт превратно понятых доблестей материнства (гениальная Эллисон Дженни изображает феноменальную родительницу с сигаретой и кислородным баллоном), постоянный объект домашнего насилия. Снова в тренде — white trash, истории из жизни белого американского дна. Им давно занимаются сериалы. Игриво прошелся по нему в прошлом году Стивен Содерберг в своей «Удаче Логана». Но он все-таки любил своих выдуманных героев. Гиллеспи же расчувствоваться особенно не позволяет: чуть что — и героиня огребает. То от жестокосердной матери, то от тупого мужа. Синяки, стразы, кровоподтеки и блеск коньков — все перемешано и даже чуть взболтано. Усиливают эффект поразительные актерские работы: и исполняющая главную роль Марго Робби, и ее партнеры по фильму выше всяких похвал.
Но ничего действительно нового или оригинального в «Тоне» нет. Спорт как единственно возможную карьеру для бедных и отверженных регулярно препарируют режиссеры с куда большими художественными амбициями: «Рокки» Сталлоне, «Малышка на миллион» Иствуда, «Рестлер» Аронофски, «Боец» Расселла. На этом фоне «Тоня против всех» кажется конъюнктурой не меньшей, чем отечественное «Движение вверх». Разве что повестка другая. Там борьба за себя и героическое фиаско (виноваты обстоятельства), тут — за товарища и того дядю и, конечно, победа (но есть обстоятельства). Если про спорт, то куда интереснее было бы посмотреть, как изгнанная с катка Хардинг выходит на ринг и проигрывает свой первый бой. Но ведь на самом деле, как иронично замечает закадровый голос в фильме, все собрались посмотреть только на то, как Керриган получит по коленке. Такова спортивная жизнь.
Запрещенный рождественский хит и другие праздничные песни в специальном тесте и плейлисте COLTA.RU
11 марта 2022
14:52COLTA.RU заблокирована в России
3 марта 2022
17:48«Дождь» временно прекращает вещание
17:18Союз журналистов Карелии пожаловался на Роскомнадзор в Генпрокуратуру
16:32Сергей Абашин вышел из Ассоциации этнологов и антропологов России
15:36Генпрокуратура назвала экстремизмом участие в антивоенных митингах
Все новостиМария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20244919Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым
22 ноября 20246475Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах
14 октября 202413062Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается
20 августа 202419551Социолог Анна Лемиаль поговорила с поэтом Павлом Арсеньевым о поломках в коммуникации между «уехавшими» и «оставшимися», о кризисе речи и о том, зачем людям нужно слово «релокация»
9 августа 202420219Быть в России? Жить в эмиграции? Журналист Владимир Шведов нашел для себя третий путь
15 июля 202422868Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым
6 июля 202423628Философ, не покидавшая Россию с начала войны, поделилась с редакцией своим дневником за эти годы. На условиях анонимности
18 июня 202428797Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова
7 июня 202428930Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»
21 мая 202429583