29 июня 2018Кино
221

Строгие юноши

«Мои провинциалы» Жан-Поля Сивейрака в «Гараже»

текст: Инна Кушнарева
Detailed_picture© Moby Dick Films

30 июня в Летнем кинотеатре музея современного искусства «Гараж» состоится российская премьера фильма Жан-Поля Сивейрака «Мои провинциалы». Фильма о том, что в Париже хайпбистам не место.

Трое молодых людей завороженно сидят перед экраном ноутбука. На экране — сцена из «Заставы Ильича», та самая, в которой главной герой просыпается утром в постели у случайной знакомой, возможно, первый one-night stand в советском кино. «Вот это настоящее», — говорит один из молодых людей, ранее проявивший себя жестоким и бескомпромиссным в своих суждениях. Помимо Хуциева упоминаются Борис Барнет и Тарковский, компания молодежи спорит о Толоконниковой, главный герой ведет девушку на «Цвет граната», а преподаватель ставит записи Баха в исполнении Марии Юдиной. Однако учатся и работают все эти люди не во ВГИКе, а в Университете Париж-8.

Фильм Хуциева действительно послужил для Жан-Поля Сивейрака толчком к созданию «Моих провинциалов»: он сам преподает в киношколе Femis, и на фильм его навел русский студент. Сивейраку захотелось снять кино о дружбе троих молодых людей в специфическом окружении — не о синефилии как таковой, а о студентах киношколы. Трое героев разговаривают в жизни манифестами из «Кайе дю синема», и фильм представляет собой инсценировку синефильских дебатов. Впервые Сивейрак опробовал этот жанр разговоров о кино в коротком метре «Час с Алисой», сделанном для проекта Blow Up канала Arte: только что познакомившиеся друг с другом юноша с философского и девушка-синефилка, собирающаяся на «Любовные похождения блондинки», обсуждают Формана и собственные киновкусы. Он скептически относится к классике, она пытается его переубедить.

© Moby Dick Films

Молодые люди из «Моих провинциалов» до сих пор верят в то, что тревеллинг — вопрос морали. Что искусство должно вносить в мир смысл и что его политическая функция — менять восприятие. Они воюют даже не против коммерческого кино, а против всеядности культурных мод — лекций о величии итальянского giallo, коллоквиумов о комиксах, любви к трэшу и «фильмам категории Z», как их называют во Франции. Они меряют все Фордом, Брессоном и Виго, и тогда переоцененными оказываются даже Финчер и Верхувен. Только классика, только хардкор. «Невероятно, как это просто!» — восхищенно заявляет один из них о фильме Хуциева, достоинством которого может считаться все что угодно, кроме простоты. Нелегко приходится французской культурной молодежи, вынужденной получать свое собственное наследство — «новую волну» — через посредничество играющего в нее советского оттепельного фильма. Но таковы законы культурного наследования, в котором приходится идти в обход через чужие, почти экзотические культуры.

Заводила в компании — Матиас Валанс (Корантен Фила), самый непримиримый, но харизматичный. В киношколе он — легенда и объект ненависти многих. Второй — Этьен Тино (Андраник Мане), красивый, мягкий и меланхоличный. Третий — Жан-Ноэль Бомон (Гонзаг Ван Бервессель), общительный, подвижный, ироничный. Матиас не стесняется в выражениях и готов даже другу высказать в глаза, что думает о его фильме. Он точно знает, как надо. Жан-Ноэль — из тех, кто на подхвате, готов работать для других, даже оставаясь в тени. И к тому же гей, что на самом деле решает многие экзистенциальные проблемы. Хуже всех приходится Этьену. Типичный студент киношколы, приехавший из провинции и не уверенный в том, что у него хватит таланта и мотивации оправдать небольшие, но все-таки жертвы — в Лионе остались простые, но милые и любящие родители, девушка, отношения с которой рано или поздно оборвутся. В нем нет упертости и самоуверенности Матиаса. Он просто слушает и смотрит, хотя чаще оказывается не субъектом, а объектом взгляда. Женщины, попадающиеся на его пути, быстрее Этьена. Его подхватывают, он ведется. Его выбирают. Когда он пытается выбрать сам, терпит неудачу.

© Moby Dick Films

Название фильма «Mes Provinciales» отсылает к «Письмам к провинциалу» Паскаля с их темой соответствия между словом и делом (Этьен, изучавший философию, — поклонник этого произведения). И одновременно оно могло бы переводиться как «Мои провинциалки»: все девушки, с которыми сталкивается Этьен, как и его друзья, приехали из провинции. (Тут вспоминается стихотворение Рембо «Mes Petites Amoureuses», послужившее названием фильма Эсташа.) Сначала это соседка по квартире, совершенно рубенсовская Валентина (Дженна Тиам), изучающая современное искусство: с ней он ведет разговоры в духе «Моей ночи у Мод» Ромера. Случайная знакомая по киношколе, ненавистница Матиаса. Аннабель (Софи Вербек), политическая активистка, занявшая место отбывшей в Берлин Валентины. Аннабель еще даже более ригористична и бескомпромиссна, чем Этьен и его друзья. Она бросила учебу, принципиально не работает, с утра до ночи занимается беженцами и бездомными. Искусство она презирает — в силу его бесполезности. Но тут Матиасу есть чем ей ответить. Он хорошо заучил матчасть от Годара до Рансьера: фильмы действуют в реальной жизни, достойная жизнь проходит через восприятие, нельзя снимать политический фильм и делать это так же, как снимают рекламу Total, в этом случае вы ничем не будете отличаться от гендиректора Total. Этьен же просто влюбляется в Аннабель, фамилия которой Ли — как в стихотворении Эдгара По. Помимо всевозможного киношного неймдроппинга в кадре все время появляются обложки книг. Этьен покупает те самые «Письма к провинциалу». Матиас дарит ему книгу текстов Пазолини и «Письма о критике» Флобера, уверяя, что именно через них можно научиться снимать кино. Все цитируют Новалиса и Нерваля — молодых романтиков, взыскующих абсолюта. Фильм делится на четыре главки, названия которых взяты из Нерваля.

Любовная неудача, неуловимый Матиас, ссора с наконец-то взбунтовавшимся Жан-Ноэлем — Этьен все глубже погружается в депрессию. В «Заставе Ильича» перед главным героем стоял вопрос «Зачем жить?» (и призрак отца, явившийся в знаменитой сцене, снимал этот вопрос простым императивом — надо жить, потому что поколение отцов погибло). В «Моих провинциалах» все прозаичнее. Зачем жить в Париже, а не оставаться в Лионе, Бордо или Клермоне? Этот вопрос не стоит перед Жан-Ноэлем в силу его сексуальной идентичности. Не стоит перед Матиасом — тот решает вопрос о том, жить или не жить вообще. А Этьен чувствует себя никчемным, не обязательным. Профессор (Николя Бушо) говорит ему о том, что все обустроится, что он будет снимать прекрасные фильмы, привыкнет жить в Париже, так что будет казаться, что он всегда тут жил. Но после язвительный сын профессора объясняет Этьену, что тот, как истинный левак старого образца, ведет политику «позитивной дискриминации» — всегда берется опекать самого слабого студента, слабого в силу его «пролетарского» социального происхождения.

© Moby Dick Films

Фильм о людях, снимающих фильмы и, главное, строго судящих о кино, так или иначе попадает в ловушку, поставленную самому себе. «А понравился бы ваш фильм Матиасу?» — спросили у режиссера на одном из показов. Ответ неочевиден. Черно-белое кино — клише для арт-кино (которое к тому же ведет к неизбежному сравнению с Гаррелем), но Сивейрак считает, что это позволяет убрать излишнюю документальность и подчеркнуть аспект вымысла, фикции. Музыка Баха, под которую здесь почти что любовью занимаются, присутствует во всех его фильмах и смикширована так, чтобы было не всегда понятно, звучит она в кадре или за кадром. Очевидно, что какое-то табу на классику вроде Баха на саундтреке сегодня уже снято. Стереотипные разговоры, как будто готовыми блоками взятые из статей о кино или о политике, идут в своеобразный пандан к речи в «Заставе Ильича», где, на самом деле, нет попыток дать свободную речь персонажей, которые никогда не говорят от себя, а прячутся за шуточками, лозунгами, готовыми идеологическими ответами на глупые вопросы окружающих. Наверное, персонаж Матиас Валанс мог бы упрекнуть автора Жан-Поля Сивейрака в литературности, как он упрекает Этьена. Но дело не в том, что слова не сходятся с делами, а в том, что слова существуют как бы отдельно от тел, с зазором. Люди, может быть, так и не говорят, но зато они так двигаются, смотрят или отводят взгляд, курят, морщат лоб, и с этим в фильме Сивейрака все хорошо. Самая главная его находка — Андраник Мане в роли Этьена, несмотря на другой темперамент, удивительным образом напоминающий порой Александра Абдулова. В эпилоге Этьен выбирается из собственной скорлупы и раскрывается миру — всем тем людям, которые говорят вокруг него в кафе (не о кино), — и Парижу. Финальный кадр — камера движется к распахнутому окну, выходящему на парижские крыши, одновременно и напоминая о судьбе Матиаса, и создавая ощущение полноты и приятия.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20244864
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20246428
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202413020
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202419511
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202423589
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202428896
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202429549