4 апреля 2019Кино
208

«На “Метаморфозис” нас сподвиг Майкл Джексон»

Сергей Тарамаев и Любовь Львова — о своих фильмах, сценариях и грядущем сериале «Доктор Преображенский»

текст: Денис Виленкин
Detailed_picture© Екатерина Чеснокова / РИА Новости

В прокате идет «Амбивалентность» — фильм Антона Бильжо, снятый по сценарию Львовой и Тарамаева. Впервые творческий дуэт неодекадентов отдал свой материал другому режиссеру. Денис Виленкин встретился с Сергеем и Любовью, чтобы узнать, как бы выглядела эта история странной любви и психопатологии в авторском исполнении, а заодно выяснил интересные детали их прошлых и будущих проектов.

— Ваши фильмы выглядят странным анахронизмом: с одной стороны, «глянцевая» картинка Кричмана, современные реалии и обстоятельства, с другой — старомодный декадентский романтизм сюжетов, похожих на какие-нибудь салонные трагедии с Верой Холодной. Откуда такая оптика?

Сергей Тарамаев: Это наш взгляд на жизнь, она нам кажется очень эклектичной и абсурдной. И это смешение трагического и комического — просто наше восприятие. Так же видел Хармс, отчасти — Кафка.

Любовь Львова: Но при этом мир в наших фильмах абсолютно реален. А в остальном нам очень близка эстетика декаданса.

Тарамаев: Умирание и увядание красоты всегда волнуют. Мы уже несколько раз говорили, что навсегда останемся поклонниками Висконти. Хотя он совершенно аристократичен. А мы все же — хулиганы и даже порой панки.

Львова: Это даже касается выбора актеров. В «Докторе Преображенском», кстати, решение по кастингу было полностью нашим. И в нем есть уже и другая форма декаданса — нуар.

Тарамаев: Занимаясь творчеством, ты узнаешь больше о себе. С каждым фильмом мы работаем интуитивно, не рационально. Например, мы совершенно согласны с формулой Набокова, для которого искусство — это красота плюс жалость, потому что красота должна умереть.

— Вы пишете сценарий под конкретных актеров?

Тарамаев: По-разному. В основном да. Жизнь порой все меняет, заставляет делать рокировки. Но точно можем сказать, кто сыграет одного из героев нового фильма, — Владимир Мишуков. Он об этом знает и ждет, когда мы допишем (смеется). Мы с Володей дружим и, по сути, являемся теми людьми, кто вернул его к профессии. До «Зимнего пути» он после того, как закончил учебу, лет пятнадцать занимался фотографией. А мы говорим: давай сыграешь у нас гея, мы тебе глаза намажем. А он: да вы чего, у меня четверо детей. В общем, с этого все началось, а сейчас он у Миндадзе снимается.

— Как вы распределяете обязанности?

Тарамаев: Мы существуем как единый творческий организм.

— А как вы пишете? Поэпизодно?

Львова: Да, поэпизодно, кусочками. Иногда сюжет начинает сам по себе происходить. Интересно, когда ловишь вот эту стихию и уже ей не управляешь, а просто следуешь.

— То есть никакого плана и структуры нет?

Тарамаев: Люба — концептолог. У нее очень хорошо получается выводить концепты, форму. У меня есть другие преимущества. Я — поживший человек, я чувствую характер, диалог. На площадке мы функций не разделяем.

Кадр из фильма «Амбивалентность»Кадр из фильма «Амбивалентность»© «СТР-продакшн»

— «Амбивалентность» вы писали для себя?

Львова: Для себя. Мы обошли всех продюсеров, но как-то они…

Тарамаев: После «Зимнего пути» и «Метаморфозиса» продюсеры ближнего круга про нас уже знали. За полгода мы обошли всех — и нам все отказали. А вот Ася Темникова быстро все прочла, что тоже нехарактерно для продюсеров, и сказала: давайте встречаться и обсуждать. Но вопрос с финансированием всегда очень долгий, и, пока все это решалось, у нас возник «Преображенский».

Львова: Был уже набран актерский состав: Денис Шведов, Петя Скворцов. И мы не имели права бросить ребят и вернуться в «Амбивалентность».

— То есть вам просто позвонили и сказали: Любовь, Сергей, мы хотим, чтобы вы сняли для нас сериал?

Тарамаев: Так как мы сами пишущие, нам понравился сценарий Ирины Пивоваровой и Вячеслава Дурненкова. Мы отметили, что это здорово написано, там есть динамика, яркие характеры.

Львова: Потом, интересно было, что это 60-е годы. Мы до того только современное кино писали. Нашим референсом стал отчасти «Конформист», трепетала где-то «Больница Никербокер». Понятно, что Первый канал это как-то все форматировал, но зачатки там остались.

— Ваши фильмы так или иначе — о невозможности любви. Какая невозможность в «Преображенском»?

Львова: Там все очень жестко. В принципе, это сериал про художника, который вынужден работать на КГБ. Он все время пытается сопротивляться, но в итоге выхода не остается.

— Вернемся к «Амбивалентности». Сильно ли изменился фильм в руках Антона Бильжо? Хотелось все взять и переделать?

Тарамаев: Антона мы знали, потому что наш товарищ Володя Мишуков уже снимался у него в «Рыбе-мечте».

Львова: Но сначала мы не знали, что снимать будет Антон! Конечно, мы представляли все по-другому. «Амбивалентность» была ближе к стилю Ханеке.

Кадр из фильма «Амбивалентность»Кадр из фильма «Амбивалентность»© «СТР-продакшн»

— Немножко «Скрытого»?

Львова: Да! И «Забавные игры» с Корбетом. Мы представляли себе других персонажей. Не в том смысле, что ребята (Даниил Стеклов и Егор Морозов. — Ред.) нам не понравились. Но у нас было свое видение. Антон подошел к сценарию очень прилежно, снял все как написано, вплоть до ремарок. А если бы мы начали снимать, мы бы, наоборот, все разметали.

Тарамаев: Мы бы были только рады, если бы он что-то сломал, нарушил, привнес свое. Пусть нам бы не нравилось. Но в этом нарушении было бы что-то такое…

— Радикальное?

(хором) Да!

Тарамаев: В первом драфте «Зимнего пути» была психоделика с индийскими галлюцинациями на потолке в квартире Эрика, где в следах протечки на потолке герой видит лотос. И мы от этого избавились в силу каких-то финансовых обстоятельств, и фильм стал другой. Мы бы стопроцентно отказались от многих вещей в «Амбивалентности». Финал был бы иным, мать стала бы эдакой «пианисткой», которую сыграла наша любимая Изабель Юппер.

Львова: Наша интонация была не интонацией мелодрамы, главным был не любовный треугольник.

Тарамаев: Мы очень любим таких героев, как сын (Егор Морозов), — болезненных, хрупких, сломленных. Акцент в фильме был бы на нем. А здесь все сбалансировано больше в сторону мелодрамы. Мелодраму мы уважаем, но окрашиваем в такие тона, что она всегда попахивает кровью, суицидом, инцестом.

— Вы смотрели фильм про Майкла Джексона «Покидая Неверленд»?

Львова: Нет, мы не смотрели (улыбается).

Тарамаев: Но все равно готовы поговорить.

— «Метаморфозис» сперва назывался «Как Майкл», и Женя Ткачук должен был исполнять moonwalk.

Тарамаев: Мне правда приснился Майкл Джексон в космическом костюме на платформе Павелецкого вокзала, он куда-то торопился и бросил мне: «Да, Сергей, сейчас поговорим». Сон этот приснился в день его рождения. Мы пересмотрели огромное количество документальных фильмов о нем. В 90-х Джексон приезжал в Россию, в пансионат для детей с ДЦП, и ему там подарили банку компота. И сидит он в кадре такой блаженный с этой банкой… В общем, на фильм «Метаморфозис» нас очень сильно сподвиг Майкл Джексон. Конечно, поверить в святость Майкла, в то, что он просто заторможенный, оставшийся в детстве человек, очень сложно. Гораздо легче поверить в то, что он — педофил.

Кадр из фильма «Метаморфозис»Кадр из фильма «Метаморфозис»© Cinema Prestige

— Основная мысль в «Метаморфозисе» как раз в том и была, что взрослому, но обособленному, почти изолированному от мира музыканту гораздо легче найти общий язык с ребенком, чем со взрослым…

Львова: Это очень распространенное явление среди музыкантов.

Тарамаев: В классической музыке каждый третий такой, потому что они с утра до вечера сидят перед черным ящиком и ничего больше не видят. В мире кино или в мире шоу-бизнеса таких людей нет. А поскольку Джексон — это шоу-бизнес в квадрате, представить, что он злодей, проще простого.

— Во время работы над характерами героев вы общаетесь с психиатрами, психологами или психотерапевтами?

Тарамаев: Мы не работаем с психологами, мы сами уже давно находимся в пограничном состоянии (смеется). Мне, к сожалению, пришлось столкнуться с симптоматикой душевных болезней — мои родственники страдали ими долгое время. И, поскольку в этой связи приходилось много общаться с врачами, я видел, как легко пациенту провести врача. Как трудно разобраться в болезни и на каком примитивном уровне находится наша психиатрия.

Львова: Когда мы общаемся с творческими людьми, все проходит адекватно. Но если мы приходим к врачу-неврологу, он думает: «Этих людей надо послать к психиатру». Хотя мы себе кажемся нормальными в сравнении все с теми же классическими музыкантами.

Тарамаев: Поэтому «Амбивалентность», где герои учатся на психиатров, была как раз суммированием нас, результатом сложения протагонистов наших предыдущих фильмов — Эрика и Алексея Сенина.

Кадр из сериала «Доктор Преображенский»Кадр из сериала «Доктор Преображенский»© Первый канал

— Мне кажется, самый ироничный момент «Амбивалентности» в том, что герои, которые учатся лечить психику, абсолютно не могут разобраться в себе.

Львова: В «Преображенском» у нас врачи тоже слегка больны. Герой Дениса Шведова находится в предынсультном состоянии после военной травмы, все время падает в обморок. Герой Амбарцума Кабаняна — у него так называемый синдром летчика, проблемы с венами. Персонаж Алексея Маслодудова — алкоголик. И вот подумаешь: ну так же не бывает, не все врачи такие. А недавно приходим в одну клинику — Сережа говорит: посмотри! Один ногу подволакивает, следующий какой-то скособоченный. Врачи все больные!

Тарамаев: Да, это к разговору о гротеске и театральности. Жизнь действительно гипертрофированно гротескная! Если вы увидите всех этих врачей в одном коридоре...

— Это ж чистый Рой Андерссон.

(хором) Да, абсолютно!

Тарамаев: Но мы так все видим. Гротеск жизни. Гримаса.

— Скажите, а как пришла в «Амбивалентность» Ольга Цирсен?

Львова: Ольга — актриса и сопродюсер. А с Асей они уже были знакомы до проекта.

Тарамаев: Мы стали думать сразу, как использовать качества Ольги (Ольга Цирсен — бывшая модель и балерина). Она прекрасно танцует, и мы бы это сняли. Барабаны, например, в сценарии возникли, потому что мы знаем, что Петя Скворцов, под которого писалась роль, прекрасно играет на барабанах, и героя даже в сценарии зовут Петя. Скворцов — вообще наша большая гордость. Мы его впервые увидели, когда ему было 13 лет — в театральной студии. Мы его вытащили, сделали с ним пробы для нашего первого сценария.

Львова: Права на него купил Сергей Ливнев. Действие истории происходило в Калмыкии, и там был мальчик 13 лет.

Тарамаев: Шли годы, мы писали, писали и снимали. Петя рос, снялся в «Ученике». И вот мы затащили его в «Преображенского». Он играет у нас Зорина, оппонента Преображенского. Дерзкого молодого хирурга, модника, этакого Мика Джаггера. Петя Скворцов, конечно, наше альтер эго, как и Женя Ткачук.

Львова: Ну да, нам-то самим в душе лет по тринадцать.

Тарамаев: По четырнадцать, допустим. Петя сам говорит про себя, что он из шестидесятых, и это чувствуется: он лишен конъюнктурности, лишен всех плохих актерских качеств.

— А ваш сценарно-режиссерский дебют, «Зимний путь», вы сразу хотели сами снимать? Или искали режиссера?

Львова: Я училась на четвертом курсе ГИТИСа, а Сережа был в театре. Мы стали смотреть много киноклассики, каждый день по несколько фильмов. Фассбиндер в тот момент нас направлял: «Американский солдат», «Кулачное право свободы». Сережа ушел из театра, и у нас появилась идея фикс — самим снимать кино. Почему-то мы решили, что для этого мы сами не должны сниматься или как-то контактировать с миром российского кинематографа 2000-х. Жили странно. У нас была программа песен 30-х годов, мы с ней выступали, но недолго.

Тарамаев: На самом деле, это был страшный период. Самое главное, что нужно было сделать (это я прочел уже недавно в одной буддистской книжке), — дать умереть чему-то старому, чтобы родилось что-то новое.

Львова: Да, а сначала мы вообще не знали, как к фильму подступиться, и начали писать методом буриме. Одну страницу Сережа пишет и оставляет какой-то зазор, потом я пишу. У нас получилось нечто странное, и из этого родился фильм «Край»; это было, кстати, еще до фильма Учителя.

Тарамаев: Да, мы его Учителю принесли и показали, но не то чтобы он позаимствовал.

— Ага, просто немножко понравилось название...

(хором) Да!

Тарамаев: С этого и началось. Самонадеянность и отвага.

Львова: Сценарий «Края» был про двух клоунов в Калмыкии. Мы были там на осмотре натуры, сделали пробы, вернулись, денег не хватало, и фильм отложили.

— А есть какие-то нереализованные тексты?

Тарамаев: Три.

Львова: А когда «Зимний путь» подошел, мы поняли, что либо делаем его, либо не делаем ничего. Сомневались — может быть, мы ошиблись и вообще идем не той дорогой. И вдруг стало складываться: мы пришли к Боре Хлебникову, он сказал, что надо снять пилот, мы его сняли. Перед «Зимним путем» стали возникать всякие сложные моменты. Например, Сереже предложили роль в сериале за 200 тысяч долларов. Встал выбор. Но Сережа отказался от этой роли, и все кончилось благополучно. Как только определились, пришел в фильм Миша Кричман, нашелся продюсер, все завертелось.

— Расскажите про продюсера. Почему у «Зимнего пути» не сложилось с фестивалями?

Тарамаев: Правда очень простая. Продюсеры были дебютантами, как мы, а инвестор — вообще энергетик. Нам помогали, фильм отсылался.

Львова: Но отсылался в общем потоке. Наверное, когда фильм шлют кому-то лично, на него обращают больше внимания.

Тарамаев: Спустя время я понимаю, что это тоже было своеобразным «зимним путем», но нашим, режиссерским. Когда фильм поцеловал борта всех уходящих фестивалей, он оказался на неделе русского кино в Лондоне. Главой жюри в том году был Йос Стеллинг, и он дал приз «Зимнему пути». Нам как победителям предоставляли двухнедельный прокат в Лондоне, в самом центральном кинотеатре, — и мы профукали этот прокат в Лондоне просто потому, что всем было некогда поехать, все оказались заняты.

— А почему не сложилось с фестивалями у «Метаморфозиса»?

Тарамаев: С «Метаморфозисом» нас просто не взяли. Фильм не восприняли. Так тоже бывает. Мы очень переживали, что на «Метаморфозисе» у нас не получилось поработать вместе с Мишей Кричманом. Это было трагедией для нас. Следующую историю мы обязательно хотим снять вместе, подстроиться под его расписание.

— А на кого вы ориентировались, создавая «Зимний путь»? Кто вас вдохновлял?

Тарамаев: Стэнли Кубрик, конечно. «Заводной апельсин». Женя Ткачук — это же Алекс. Он — юный Макдауэлл.

Кадр из фильма «Зимний путь»Кадр из фильма «Зимний путь»© «Мика Фильм»

Львова: Ну и Пина Бауш вдохновляла, конечно. Как мы сцену придумали в клубе: Миша Кричман уехал дней на пять, и у нас был перерыв. А наш механик камеры Егор взял камеру…

Тарамаев: Да, Егор говорит: «Помните, у Гаспара Ноэ титры крутые? Может, мы в клубе попробуем сделать что-то такое?» И мы включили эти титры из «Входа в пустоту», а Женя читал стихи Джима Моррисона. Кричман сказал, что вышло круто.

Львова: А потом мы убрали текст, и получилось то, что получилось.

Тарамаев: И если говорить о декадентстве, то это, конечно, Висконти.

Львова: Еще Вернер Шрётер.

— Какова основная коллизия «Зимнего пути»? Социальная или сексуальная?

Львова: Сексуальная, конечно.

Тарамаев: Мы думали, что по сравнению с Ван Сентом и Фассбиндером это такой детский сад, и не считали, что мы — какие-то бунтари. Нас волнует эмоция. Несправедливость не политическая, а человеческая. Как человек готов увидеть любую патологию, кроме какой-то чистоты.

— Несоответствие чувственности внешнему миру — это ж как раз Висконти!

Львова: Но мы совершенно не подумали о политической подоплеке гей-романа.

Тарамаев: А Боря Хлебников как раз предупреждал, что никто не даст нам денег на фильм. С этой темой бесполезно соваться. По сути, он оказался прав. Павел Семенович Лунгин проявил интерес, но деньги мы получили от человека, вообще не связанного с кинопроизводством.

— А кому пришла в голову идея сделать танец под «Love Song» Koudlam?

Львова: Нашему механику. Он был на его концерте и знал, что это сработает.

Тарамаев: Мы не знали Koudlam, но это оказался неподдельно искренний электронный панк. И в новом фильме мы тоже хотим его использовать. Ну вот — помимо декаданса есть еще и панк.

Львова: Кстати, недавно мы услышали песню одной рок-группы, и у нас родился сюжет.

— А что за песня?

Львова: «Dream Brother» Джеффа Бакли. Рабочее название будущего фильма пока такое же — не знаем, как на русский перевести; дописываем пока сценарий.

Тарамаев: Герои — два человека, не юных (им примерно по 35 лет), которые не являются родными братьями, у них параллельные жизни, но многое их объединяет.

Львова: И в начале фильма мы узнаем, что один из них — маньяк, но кто именно, мы не показываем.

Тарамаев: Кино как раз в ключе «Зимнего пути», бедное, но очень радикальное.

Львова: Это немножко и «На игле».

Тарамаев: На днях как раз встречались с Мишей Кричманом и обсуждали с ним фильм.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА КАНАЛ COLTA.RU В ЯНДЕКС.ДЗЕН, ЧТОБЫ НИЧЕГО НЕ ПРОПУСТИТЬ


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20241767
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249669
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202416319
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420552
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202425801
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202427148