19 апреля 2019Кино
173

В космосе без секса

«Высшее общество» Клер Дени: спекуляция об экзистенции и репродукции

текст: Денис Ларионов
Detailed_picture© «Русский репортаж»

Обсуждая вышедшее в сентябре прошлого года, а до российского проката дошедшее только сейчас «Высшее общество» Клер Дени, критики выдают привычный, продиктованный уже постером с Робертом Паттинсоном, набор референсов. Упоминается, конечно, «Космическая одиссея» с ее постоянным ощущением тревоги по поводу возможностей техники и возможности человека ей противостоять. Не забывается и «Солярис» с его несовпадением трагического опыта человеческой жизни с технологичной холодностью его телесной «прошивки» (вообще с кинематографом Тарковского у Дени особые отношения). И, наконец, «Интерстеллар» с его умело сконструированной верой в торжество технического прогресса и человеческой эмпатии. Впрочем, сама Дени саркастически отметает параллель с «Интерстелларом», намекая, что в ее-то фильме все всерьез.

Среди прочих голливудских фильмов на тему дикого космоса никто почему-то не вспомнил третью часть «Чужого», снятую Дэвидом Финчером. Между тем трудно найти второй такой одновременно похожий и непохожий на «Высшее общество» фильм: тот же несущийся черт знает куда (и не совсем понятно зачем) корабль, затерянные в космосе опасные заключенные, которых обуздывает женщина сверхординарных физических или умственных способностей, у которой у самой целая галерея скелетов в шкафу. Доктор Дибс (Жюльет Бинош) у Дени — противоположность Рипли: она в большей степени озабочена своими личными евгеническими фантазиями о выведении идеального космического человека (ради которых однажды уже пошла на целый ряд тяжких преступлений — а иначе как бы она оказалась среди прочих каторжан?), чем какой-то планетарной миссией, к которой приговорены на Земле собранные здесь человеческие отбросы.

© «Русский репортаж»

Используя других астронавтов как доноров и контейнеры для генетического материала, героиня Бинош наводит на подозрение, что врач/натуралист — один из главных врагов человечества, приносящий в мир хаос и деструкцию: под микроскопом в человеке становятся заметны, в первую очередь, самые отвратительные черты. Тут вспоминается еще один метажанровый фильм Дени — «Что ни день, то неприятности», где герои Винсента Галло и Беатрис Даль становятся сексуальными вампирами в результате какого-то медико-антропологического опыта, проведенного мужем героини. Даже экстрасенсы вызывают больше доверия (один из них возникает в предыдущем фильме Дени «Впусти солнце» в исполнении Жерара Депардье, деликатно подкатывающего к героине).

Чужой у Финчера — это то, с чем невозможен никакой диалог и что должно быть полностью уничтожено, даже ценой собственной жизни. Финчер — умный режиссер, умеющий делать эффектное кино, но за Дени — современная (французская, но не только) философия.

© «Русский репортаж»

Причем не только Жан-Люк Нанси, с которым она давно дружит и чье эссе экранизировала в 2005 году, но и Фредерик Джеймисон с его идеей воплощенной в космосе утопии для всего человечества, и Ролан Барт, для которого отношения между людьми переполнены тревогой, вожделением и тайной. Очевидно, что Чужой у Дени — не истекающий ядовитой слюной alien, но то, чем в любой момент можем стать мы сами, стоит нам перестать верить в уютную иллюзию нашей идентичности, поддерживаемую социальным порядком. Через подобный опыт прошли все обитатели корабля (кого тут только нет!), типичные персонажи кинематографа Дени, находящиеся на пересечении социальной, природной и культурной сред и чаще всего выражающие себя через сексуальность, преступление или, например, танец (будь то кокетливо-смертоносная завлекалочка героя из «Не могу уснуть» или разрывающий границы, репрезентирующий всю боль планеты брейк-данс Дени Лавана в «Красивой работе»). В «Высшем обществе» всё по-другому. Любой намек на секс здесь жестоко карается, а танцевать не рискует даже тот, кто должен делать это профессионально (Андре Бенджамин, он же рэпер André 3000). Впрочем, все здесь привыкли к враждебной среде, но только Монте (Роберт Паттинсон) удается перевести свои инаковость и отчужденность в принципиально иной режим экзистенции — его мы наблюдаем в самом начале фильма и в несколько смазанном финале, как бы ничего хорошего не предвещающем.

© «Русский репортаж»

Отдельно стоит сказать о кастинге. Жюльет Бинош играет у Клер Дени свои самые резкие и неоднозначные роли последних лет: вероятно, так она бросает вызов своей вечной оппонентке Изабель Юппер (которая снималась у Дени в «Белом материале»). Возможно, «Высшее общество» — своеобразный фильм-кастинг и Дени набирает новую актерскую команду, на этот раз международную, где наряду с привычными Грегуаром Коленом и Мишелем Сюбором (их, кстати, не было в фильме) найдется место и для англоязычных звезд. Таких, как Роберт Паттинсон, который, продолжая нарабатывать реноме серьезного артиста, попросился в фильм Дени — и она согласилась.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА КАНАЛ COLTA.RU В ЯНДЕКС.ДЗЕН, ЧТОБЫ НИЧЕГО НЕ ПРОПУСТИТЬ


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20242006
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249821
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202416456
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420661
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202425935
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202427271