6 мая 2019Кино
120

В начале было свободное слово

Что хорошего в новом и скучном фильме Франсуа Озона?

текст: Катя Загвоздкина
Detailed_picture© Mars Films

Александр (Мельвиль Пупо) — сотрудник банка, воцерковленный католик и, что показательно, отец пятерых детей, в общем, человек, во всех смыслах состоявшийся, — пишет письмо архиепископу Лиона Барбарену (Франсуа Марторе). Александр узнал, что священник Прейна (Бернар Верле), заведовавший религиозными скаутами, когда герой был маленьким, в том числе захаживавший без спроса к нему в палатку в летнем лагере и целовавший его в губы, вернулся в город и по-прежнему занимается с детьми. Архиепископ уверяет Александра, что потрясен, а разбирательство неизбежно, но идиллические фото улыбающегося Прейна в окружении детей продолжают появляться в новостях — и отнюдь не в сенсационном контексте. Прейна видят и другие его жертвы. И если некоторых — например, Франсуа (Дени Меноше) — в детстве спасли от домогательств священника родители, другим, как страдающий от припадков Жиль (Сванн Арло), повезло меньше. Они решают объединиться и начать общественную кампанию: главное средство борьбы с педофилией в церкви — свободное слово (La Parole libérée), так они и называют свою ассоциацию.

Фильм Озона «По воле Божьей» (получивший Гран-при Берлинале) основан на реальных событиях: дело Прейна с 2016 года рассматривает французский суд, приговор ему могут вынести уже в этом году. Изначально Озон собирался снимать про скандал в церкви документальный фильм, и это заметно. «По воле Божьей» начинается с зачитывания настоящей переписки между Александром (имена жертв в фильме изменены) и епархией — очень сдержанной, предельно корректной. Чтобы изложение конфликта не приобрело желтоватый оттенок бульварной прессы, о домогательствах и дальше, несмотря на все ужасные подробности, будут рассказывать максимально отстраненно — через официальную корреспонденцию, полицейские рапорты, разговоры с психологом. Двери фотолаборатории, куда священник заводит маленьких мальчиков, закроют перед камерой — зрителям ничего не покажут.

© Mars Films

Дело Прейна стало одним из самых громких во Франции за последние годы, и очевидно наличие общественного запроса на то, чтобы отрефлексировать случившееся: жертвы (и герои фильма) — из разных слоев общества, разных темпераментов, верующие и нет, проблема затронула всех. Но, отвечая на этот запрос, Озон снимает едва ли не кинопублицистику: «По воле Божьей» — в общем-то стилистически безликое кино, совершенно не похожее на прошлые работы Озона. Вместо его обычных сложных, противоречивых и сексуально активных героев здесь просто герои, борцы за лучшее устройство мира, чья личная жизнь интересует автора лишь с одной стороны: они в детстве пережили травму.

© Mars Films

При этом и их личной драме режиссер предпочитает общественную борьбу. Сцен, где герои обсуждают стратегии по преодолению пассивного сопротивления епархии (в том числе — этично ли нарисовать в небе за Лионским собором член), много. Рассказов о перенесенном — меньше: это кино, направленное не в прошлое, но в будущее (во время съемок фильма проблема еще не получила судебного разрешения).

Возможно, из-за этого «По воле Божьей» не задается вопросами личной морали и перверсии. Основная мишень фильма — лицемерие церковных институций: у преступлений вышел срок давности — ну и слава Богу, все по воле Божьей, скажет на пресс-конференции кардинал. Французский суд с ним не согласится: в марте Барбарена приговорили к шести месяцам условно за покрывание Прейна.

© Mars Films

Вряд ли российский Минкульт, попросивший о переносе фильма на дату после Пасхи, занимался его глубоким анализом — хватило, вероятно, темы о священниках-педофилах (пусть и католических). Но если бы чиновники посмотрели фильм, гораздо более опасной, чем рассказ о грехах престарелого Прейна, им показалась бы именно скучная процедурная часть картины. Подробная хроника создания активистской ячейки, способы преодоления внутренних разногласий и тактика проведения кампаний в медиа — вот поистине подрывной контент «По воле Божьей».

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА КАНАЛ COLTA.RU В ЯНДЕКС.ДЗЕН, ЧТОБЫ НИЧЕГО НЕ ПРОПУСТИТЬ


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20241651
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249628
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202416276
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420515
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202425768
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202427109