24 мая 2019Кино
184

Канны-2019: «Однажды в Голливуде», «Портрет девушки в огне», «Паразиты» и «Предатель»

Главные претенденты на «Пальмовые ветви»

текст: Зинаида Пронченко
Detailed_pictureКадр из фильма «Портрет девушки в огне»

До конца фестиваля осталось полтора дня и два фильма, но многие уже уверены, что «Золотую пальмовую ветвь» (ну или хотя бы Гран-при жюри) возьмет «Портрет девушки в огне» Селин Скьяммы — лесбийская драма, разворачивающаяся в декорациях Бретани XVIII века. Адель Анель тут играет Элоизу, девушку благородных кровей, которой мать нанимает в компаньонки Марианну, художницу свободных взглядов. Какой портрет, какой пейзаж — вскоре Элоиза окажется у Марианны в объятиях.

Это натуралистичное кино с вкраплениями Хичкока (саспенс в том, насколько плохо закончится история запретной любви) интересуется любой фактурой одинаково: небритые подмышки и капли пота на висках воспеты в той же мере, что закаты и рассветы. Название отсылает зрителя не только к холсту, над которым трудится Марианна (портрет Элоизы в горящем платье — в такой манере, кстати, никто в XVIII веке не писал, эта историческая халатность сильно раздражает), но и к эротической подоплеке французской идиомы en feu: горит у Элоизы не подол, а совсем другое место. В финале под музыку Вивальди разбиваются сердца. Очень трогательно и, наверное, революционно, но на «Ветвь» не тянет.

Зато тянет новый шедевр от Квентина Тарантино «Однажды в Голливуде» — автопортрет художника среди людей. Такого Тарантино мы еще не видели. Впервые его герои из «фильма», из метавселенной кинематографа попадают наружу, в реальный Лос-Анджелес 1969 года. Угасающая звезда боевиков Рик Далтон (Леонардо Ди Каприо) таскается в компании своего дублера Клиффа Бута (Брэд Питт) с одной съемочной площадки на другую. Рик застрял в амплуа плохого парня, ковбоя, которому рано или поздно надерут задницу. С этой карьерной несправедливостью борется агент Рика Марти Шварц (Аль Пачино). Но и он, кроме спагетти-вестернов, предложить Рику ничего не может. Удача придет, откуда не ждали. От хеппи-энда Рика с Клиффом отделяет всего-то соседская вечеринка у бассейна: рядом с Клиффом селится режиссер Роман Полански — вот ему таланты неразлучных приятелей, непохожих двойников, пригодятся больше, чем продюсерам телевизионного мыла.

Кадр из фильма «Однажды в Голливуде»Кадр из фильма «Однажды в Голливуде»

«Однажды в Голливуде», естественно, пересыпан цитатами (от Корбуччи до Лотнера, от Хьюстона до Фуллера), фетишами (через кадр — то женские ступни, то пистолеты) и даже реальными историями (тут и Брюс Ли, и загадочная гибель Натали Вуд, и, конечно, Чарли Мэнсон), но все же это не привычное кино о кино, а фильм об ожидании фильма — если угодно, making of. Каждый персонаж «Однажды в Голливуде» коротает время в поисках автора. Будь то Рик, чьи таланты пропадают впустую, или Клифф, кулакам которого не найти применения, или сам Тарантино, занятый психоанализом: кто он из этих двоих — тонущий в рефлексии и алкоголе Далтон или привыкший бить, а не рассуждать Бут? В каком направлении двинется сюжет — в пустыню самобичеваний, на заброшенное ранчо, когда-то служившее декорацией для нетленок Джона Форда, или к виллам героев Нового Голливуда? Девятая картина Тарантино опять полна ностальгии, но это не сладкая грусть: режиссер не любуется перед нами своими сокровищами, а, скорее, убирает их в дальний ящик.

Кадр из фильма «Паразиты»Кадр из фильма «Паразиты»

На призы нацелился и Пон Чжун Хо, вернувшийся мучить и убивать людей с «Паразитами» — фильмом, повествующим о болезни, знакомой нам не понаслышке, — о классовом неравенстве. Пон Чжун Хо «Паразитами» бьет наотмашь, не чураясь едкой социальной сатиры, а временами и горькой мизантропии. Кто у него истинный паразит — семья из низов, проникшая в дом к новым хозяевам жизни под видом услужливой дворни, или сами буржуа, что без посторонней помощи шнурки завязать не могут, — неважно. Диалектика раба и господина тут не работает: само человечество по природе своей паразитично, люди — воплощение зла, ими движут лишь эгоизм и жажда наживы. Капитал сводит к цифровому эквиваленту все: и душу, и сердце, и любовь, и дружбу, и тело.

Кадр из фильма «Предатель»Кадр из фильма «Предатель»

Безусловной удачей можно назвать и олдскульную гангста-драму Марко Беллоккьо «Предатель». Пьерфранческо Фавино, играющий сицилийского дона Томмазо Бушетту, который сдал в 1980-е — 1990-е годы порядка 400 членов Cosa Nostra полиции, наверняка получит приз за лучшую мужскую роль. Его герой, корпулентный мужчина за 50 с иссиня-черными усами и в белоснежном пижонском костюме Versace, в начале фильма примет стратегически верное решение эмигрировать в Рио-де-Жанейро, подальше от кровожадных коллег из конкурирующей семьи Корлеоне. Денег от трафика героина достаточно, так почему бы не провести старость, любуясь на пляжи Ипанемы. Однако у мафии длинные руки и связи везде. Даже в самых верхах. Бушетту экстрадируют на родину, чтобы сгнил за решеткой. Неожиданно (но не для тех, кто смотрел «Клан Сопрано») Бушетта станет сотрудничать с органами. Начнется процесс века, полетят головы. Собственно, сцены заседаний — кульминация картины, многофигурная барочная фреска, шедевр жанра: «Предатель» плавно мигрирует из криминальной драмы в судебную. Перекрестные допросы достойны оперных подмостков. Это «Сельская честь» и «Паяцы» одновременно.

Богатый на фактуру «Предатель» не растворяется, как это часто бывает с ретрокино, в сигарном дыме и мареве палящего сицилийского солнца. Напротив — интриги и нерва тут не меньше, чем живописных деталей: Беллоккьо по-прежнему держит крепко сжатые кулаки в карманах.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА КАНАЛ COLTA.RU В ЯНДЕКС.ДЗЕН, ЧТОБЫ НИЧЕГО НЕ ПРОПУСТИТЬ


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20241940
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249759
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202416409
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420624
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202425897
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202427230