25 июня 2019Кино
142

La traviata

«Тайна падшего ребенка» Джерри Шацберга в «Гараже»

текст: Максим Семенов
Detailed_picture© Jerrold Schatzberg Productions

Сегодня, 25 июня, в Летнем кинотеатре музея «Гараж» пройдет показ отреставрированной версии «Тайны падшего ребенка» (она же — «Загадка незаконнорожденного»). Об этом обманчиво простом фильме 1970 года рассказывает Максим Семенов.

Он — фотограф. Она была известной моделью. Сейчас они встретились в ее доме на Восточном побережье. Он хочет снять кино и берет у нее интервью. Она же пытается собрать свое прошлое из оставшихся довольно случайных осколков. Но что с ней произошло?

Это сейчас она одиноко живет на берегу океана. Совсем недавно были слава, восхищение, элегантность, Париж, изящные снимки с тонкими изгибами рук и прелестными молодыми людьми. Потом все вдруг куда-то пропало, сменилось проблемами, депрессиями и одиночеством. И вот теперь ничего не остается, как выходить иногда из дома да смотреть на старика китайца, который приходит к ее дому порыбачить. Но почему? Почему? Герои пытаются ответить на этот вопрос, и вот перед зрителем начинает разворачиваться драма чужой жизни.

Можно подумать, что «Тайна падшего ребенка» Джерри Шацберга — очередной фильм про красивую и страдающую героиню. Таких со времен возникновения кино было полно: от «Умирающего лебедя» до «Неонового демона». Окно в мир красоты, в котором даже несчастья должны быть какими-нибудь особенно благородными. Зритель смотрит в это окно, любуется прекрасным (в обыденной жизни прекрасного, как считается, страшный дефицит) и уходит домой с чувством глубокого удовлетворения. Однако подобное описание менее всего подходит для фильма Шацберга. Да, он наблюдает за миром моды, и этот мир выглядит у него красиво, но главное не в этом. Вся эта красота, эта извечная выразительность выверенных поз и хорошо отрепетированных улыбок, не является самоцелью. Это лишь правдоподобный фон для человеческой истории.

© Jerrold Schatzberg Productions

Сам Шацберг рассказывал, что, приступая к съемкам «Тайны падшего ребенка», поставил себе цель «снять как можно красивее, но и как можно правдивее». В этом ему помогала специфика выбранного материала. Шацберг, до того бывший успешным фэшн-фотографом (Аарон, главный мужской персонаж, — фигура отчасти автобиографическая), фактически отталкивался в работе от собственных наблюдений и воспоминаний своей давней подруги, модели Энн Сен-Мари. Эти воспоминания были переработаны сценаристкой Кэрол Истмен (той, что писала сценарии к «Перестрелке» Монте Хеллмана и «Пяти легким пьесам» Боба Рейфелсона).

Итак, воспоминания живого человека, кроме того — человека, хорошо знакомого режиссеру, переосмысленные одним из ведущих сценаристов Нового Голливуда. Сквозь все это просвечивали фрагменты первоначального замысла: до Истмен и воспоминаний Сен-Мари был другой сценарий про модель, написанный для Шацберга одним французским сценаристом. Из-за творческих разногласий они прекратили работу, однако отдельные элементы первого замысла все-таки вошли в окончательный вариант сценария. Прежде всего, это касается заглавия. Словосочетание «downfall child», обычно переводимое как «незаконнорожденный» или, как это делает «Гараж», как «падший ребенок», в действительности относится не к главной героине, а к истории с абортом, существовавшей в первом варианте сценария.

© Jerrold Schatzberg Productions

Итогом взаимодействия всех этих слоев стало создание главной героини — модели Лу Андреас Санд, которая (и это едва ли покажется слишком большим преувеличением) относится к наиболее сложным, правдивым и глубоким женским портретам в истории кино.

Работая над картиной, Шацберг пользуется совершенно простыми средствами. Нервный монтаж. Резкая смена кадров — случайных ассоциаций, внезапных образов, возникающих в памяти героини. Кроме того, детали воспоминаний и того, что зритель видит в кадре, часто расходятся: Лу Андреас Санд — ненадежный рассказчик. Все это создает впечатление повествования очень личного, очень субъективного. Еще Шацберг любит умолчание, иногда не показывая в кадре «главное событие», но только намекая на него. Или монтирует звуковую дорожку и спорящее с ней изображение (нечто подобное можно найти в другом его шедевре — в «Панике в Шприц-парке» идиллический разговор влюбленных наложен на кадры с вкалывающим себе героин второстепенным персонажем). Все это предельно понятно, но работает — и работает превосходно. То же самое можно сказать и про сюжет. Едва ли «Тайна падшего ребенка» удивит зрителя необычными поворотами повествования. Вроде бы все, показанное в фильме, хорошо (даже слишком хорошо) известно, поскольку в кино показывалось много раз. Все катастрофы, все падения «падшего ребенка» очевидны едва ли не с самого начала, однако сама интонация рассказа, такая человеческая, заставляет об этом забыть. В конце концов, несчастья, случающиеся с каждым из нас, уже когда-то с кем-то происходили и тысячи раз были кем-то описаны. Это не делает наш опыт менее важным или менее уникальным.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА КАНАЛ COLTA.RU В ЯНДЕКС.ДЗЕН, ЧТОБЫ НИЧЕГО НЕ ПРОПУСТИТЬ


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20242529
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20243413
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202411030
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202417616
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202421806
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202427130
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202427947