Разговор c оставшимся
Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20244802Третий сезон совместной программы «Москино» и экскурсионного проекта «Москва глазами инженера» посвящен теме городских микросообществ. Второй кинопоказ и лекция историка искусства и архитектуры Дарьи Паршиной «Империя наносит ответный удар. Палладианство в послевоенной архитектуре Москвы» пройдут в Курьяновском парке 27 июля в 20:00.
Режиссер Михаил Калатозов
Весна 1954 года. Год назад умер Сталин. Хрущев еще не произнес заветную речь: пока он озабочен освоением целины и передачей Крыма УССР. Оттепелью еще не пахнет, но смутные предчувствия витают в воздухе. Четырежды лауреат Сталинской премии Михаил Калатозов представляет на суд советского зрителя свою первую (и последнюю) музыкальную комедию — про речное путешествие трех друзей.
В главных ролях — актеры-тяжеловесы: народные артисты Александр Борисов (четыре Сталинские премии) и Борис Чирков (четыре Сталинские премии, одна из них — за исполнение главной роли в трилогии о Максиме) и заслуженный артист Василий Меркурьев (три Сталинские премии). Опыт в титрах фильма встречается с молодостью: сценарий комедии написали лауреат двух Сталинских премий Константин Исаев и молодой драматург Александр Галич, не успевший ни получить премии, ни стать персоной нон грата. Позже Галич скажет: на бумаге «Верные друзья» были гораздо смешнее, чем на пленке. Госкино вырезало из сценария всю остроту и свежесть.
Каким мог бы быть фильм, если бы не происки чиновников, мы можем только догадываться, хотя синопсис не предполагает большого простора для полета фантазии.
Трое друзей детства, поклявшихся повторить веселую поездку на плоту по Яузе через 30 лет, встречаются, чтобы провести лето не в южном санатории, а в походе. Все трое — люди такие же солидные, как актеры, которые их играют: гениальный нейрохирург (Чирков), заслуженный коневод-селекционер (Борисов) и академик-архитектор, руководящий строительством московских высоток (Меркурьев). Путешествие позволит каждому проявить себя с лучшей стороны: доктор спасет умирающую девушку, селекционер преодолеет кризис среднего возраста и признается в любви своей бывшей практикантке, архитектор растрясет накопленную в московском кабинете спесь и поможет молодым строителям утопического города животноводов (что бы это ни значило) получить хорошие силикатные кирпичи.
Идею снять фильм о хороших советских людях, которых не испортить ни водой, ни медными трубами, горячо поддержали исполнители главных ролей. Меркурьев, Борисов и Чирков с удовольствием импровизировали на площадке, а последний потом написал большую прочувствованную статью о спорах на съемках в журнал «Огонек». Самый жаркий спор случился после премьеры. Чирков приводит слова неких критиков, оставшихся недовольными неправдоподобностью самого факта поездки на плоту уважаемых товарищей героев, и тут же отвечает на это замечание: тех, кто так считает, нужно макать головой в реку, чтобы не зазнавались.
Простые советские люди «Верных друзей» полюбили (картина стала одним из лидеров проката 1954 года). Сегодняшнему зрителю, которого не удивишь нейрохирургом в пижаме и с походным котелком и не развеселишь утонувшими в реке башмаками, смеяться в комедии почти не над чем: тутошнее оптимистическое веселье несколько отдает жутью, как и многие советские фильмы первой половины 50-х, гримировавшие агонию сталинского режима неестественным румянцем и бодростью заслуженных актеров. Но можно превратить просмотр в изучение примет времени. Женские персонажи — будто с обложки журнала «Советская женщина» — буквально останавливают на скаку табуны взбесившихся лошадей и осаждают кабинеты чиновников-бюрократов, грозно брякая по зеленому сукну сумочками, набитыми кирпичами; милиционеры сплошь ласково-бдительные — на слово не верят ни простому гражданину, ни академику; а колхозники никуда не выходят из дома без запаса огурцов, хлеба с салом да бутылки водки.
В какой-то момент чертовщина все-таки прорывается на экран гомерическими персонажами второго плана — нерадивым начальником строительства (Алексей Грибов) и его замом (Анатолий Дудоров), парадоксально соединяющим в своем экстерьере богатую мимику, гитлеровские усики и сверхмодный стиляжий кок. И куда только смотрело Госкино!
Возникший на месте бывшей деревни микрорайон Курьяново был отстроен в 50-х для работников станций аэрации — крупнейшего водоочистного сооружения Европы. Над проектом района работали архитекторы Иннокентий Кычаков, Вера Бровченко, Юрий Бочков, инженер Роман Фейгельман и другие. Среди окружающих деревень Курьяново смотрелось городом, несмотря на кажущуюся сегодня провинциальной типовую малоэтажную застройку, сплошные фронтоны и желтую штукатурку. Обильно украшенный ДК, поселковый совет, почта, аптека, пожарное депо, склады, булочная и все жилые дома в итоге образовали особенный по содержанию и облику район, для которого вновь стала актуальной давно усвоенная отечественными мастерами палладианская традиция. Легко забыть, что ты в Москве, сложно не перепутать с любым райцентром на просторах необъятной родины.
Близость станций аэрации добавляет Курьянову свой флер, а встречающая на въезде в район «Желтая Бастилия» (СИЗО № 6) должна напугать незваных гостей. Однако интриги и страшные истории остались в прошлом — сегодня хочется изучать Курьяново в историческом контексте.
Курьяново в некотором смысле — мечта горожан: двухэтажные дома, тишина и зелень, жители хранят в сараях велосипеды, держат кур и здороваются на улицах. Курьяново может себе позволить не становиться площадкой для масштабной застройки: район — зона санитарной охраны станций аэрации. В 50-е в окружении деревень Печатники, Люблино, Марьино Курьяново воспринималось «анклавом» Москвы: местные подчеркивали свой статус городских — ведь все было как в городе. За 70 лет восприятие района совершило кувырок: сегодня Курьяново — однозначно «деревня в городе» как для москвичей, так и для самих курьяновцев.
Дотационная досуговая инфраструктура не выдержала перехода к условиям рынка: профсоюз станций развалился, клуб закрылся, курьяновцы оказались лицом к лицу с групповой ответственностью за общественную жизнь района. Приходится решать проблемы самостоятельно. Клуб здоровья «Семья», созданный силами одного из жителей, принимает местный ВИА «Ровесники», по запросу на YouTube можно найти видео с уличных концертов в районе. Локальный патриотизм может стать важным объединяющим началом новой эры жизни Курьянова.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА КАНАЛ COLTA.RU В ЯНДЕКС.ДЗЕН, ЧТОБЫ НИЧЕГО НЕ ПРОПУСТИТЬ
Запрещенный рождественский хит и другие праздничные песни в специальном тесте и плейлисте COLTA.RU
11 марта 2022
14:52COLTA.RU заблокирована в России
3 марта 2022
17:48«Дождь» временно прекращает вещание
17:18Союз журналистов Карелии пожаловался на Роскомнадзор в Генпрокуратуру
16:32Сергей Абашин вышел из Ассоциации этнологов и антропологов России
15:36Генпрокуратура назвала экстремизмом участие в антивоенных митингах
Все новостиМария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20244802Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым
22 ноября 20246354Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах
14 октября 202412959Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается
20 августа 202419442Социолог Анна Лемиаль поговорила с поэтом Павлом Арсеньевым о поломках в коммуникации между «уехавшими» и «оставшимися», о кризисе речи и о том, зачем людям нужно слово «релокация»
9 августа 202420125Быть в России? Жить в эмиграции? Журналист Владимир Шведов нашел для себя третий путь
15 июля 202422783Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым
6 июля 202423538Философ, не покидавшая Россию с начала войны, поделилась с редакцией своим дневником за эти годы. На условиях анонимности
18 июня 202428699Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова
7 июня 202428830Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»
21 мая 202429507