8 июля 2021Кино
219

Жаклин Лентзу: «Есть ли шанс не заболеть, если живешь по чужим правилам?»

Анна Меликова беседует с режиссером фильма «Луна, 66 вопросов». Его показывают в «Гараже»

текст: Анна Меликова
Detailed_picture© FLIX

Артемида давно не была дома. Но вот она вынуждена вернуться в Афины, чтобы стать сиделкой своему отцу, с которым никогда не была особенно близка. Когда врач сообщает, что причины аутоиммунного заболевания (рассеянный склероз) следует искать в психологии человека, Артемида пытается понять, что разрушило тело ее отца, и узнает его многолетнюю тайну.

«Луна, 66 вопросов» — полнометражный дебют гречанки Жаклин Лентзу, известной своими экспериментальными короткометражками, основанными на образных ассоциациях, снах и интуиции. 9 июля в летнем кинотеатре Garage Screen состоится показ фильма.

— Когда ты спросила меня, понравился ли мне твой фильм, ты добавила, что сама не уверена в том, что он тебе нравится. Почему?

— Мои отношения со своими фильмами похожи на отношения с самой собой — иногда я нравлюсь себе, иногда нет. Я работаю над этим. Я вкладываю в свои фильмы свое сердце, поэтому я ужасно уязвима, когда люди наконец смотрят их. Ужасно.

— «Луна, 66 вопросов» — твой полнометражный дебют. Но ты не первый раз рассказываешь историю, в которой печальные события заставляют юных героев почувствовать себя взрослыми и взять на себя ответственность за членов своей семьи (об этом был короткометражный фильм Жаклин «Лиса». — А.М.). Почему тебя интересует эта тема?

— Меня очень интересуют дети как личности. В детские годы все может быть создано или разрушено: идеи любви, безопасности, доверия. У меня самой было сложное детство, довольно суровое, и мне приходилось жить с тяжелым грузом. Мне захотелось снимать фильмы об этом. О детях-выживших, которые превращаются во взрослых-выживших.

— Как лаканианская игра слов «истерия-история» связана с твоим фильмом?

— Я очень люблю эту игру слов. Когда я наткнулась на нее, у меня прямо глаза засияли. В моем фильме дочь бессознательно, а иногда и сознательно пытается выяснить, исходя из симптомов отца, в чем причина его дегенеративного заболевания — его «истерии». Для себя она находит ответ в том, что это связано с его личной историей. Кстати, я с самого начала планировала, что Артемида узнает секрет отца (узнает о его гомосексуальности. — А.М.), но я не знала, как именно она это выяснит, и написала сцену в машине (Артемида обнаруживает фотографии отца с подписями на обратной стороне. — А.М.) всего за неделю до съемок. Я действительно верю, что, если вы расскажете с мужеством и любовью свою историю, которая причиняет вам боль, вы исключите вероятность того, что заболеете. Разум и тело едины.

Кадр из фильма «Луна, 66 вопросов»Кадр из фильма «Луна, 66 вопросов»© Luxbox Films

— Ты считаешь, что у всех болезней есть психосоматическое объяснение? Тебе не кажется, что с нашим телом иногда происходит что-то, на что мы никак не можем повлиять? Не думаешь ли ты, что сама идея о прямой связи между болезнью и нашим неправильным поведением может вызывать у нас паранойю и постоянное чувство вины?

— Психосоматическое объяснение не имеет ничего общего с поведением в соответствии или вопреки общепринятым нормам. Это связано с тем, что «правильно или неправильно» для нашей души. Люди не прислушиваются к собственному голосу, собственные приоритеты они приносят в жертву чужой воле. Есть ли шанс не заболеть, если живешь по чужим правилам? Я действительно уверена, что все, что нужно для хорошего здоровья, — это самонаблюдение и любовь к себе. Нет большего проявления любви к себе, чем позволить себе любить свободно.

— Режиссеры обычно не любят, когда критики пытаются загнать их в «волну», как, например, в случае греческих режиссеров — в «странную волну». Но у многих греческих фильмов есть очевидные общие черты: говоря о смерти и болезни, они часто прибегают к гротеску и абсурду. В чем причина? В особенностях греческого социума?

— Нашим режиссерам не нравится этот термин, потому что мы не верим, что эта «греческая волна» когда-либо существовала. Это еще одна попытка категоризации, быстрой маркировки, что в настоящее время является мировой культурной тенденцией. Как зритель, а не как режиссер я тоже заметила сходство между греческими фильмами, снятыми за последнее десятилетие. В то же время я посмотрела столько же фильмов, которые совершенно не похожи друг на друга. Люди могут не знать их из-за отсутствия успеха на фестивалях. Разве это не свидетельствует о том, что «волна» была изобретением критиков? Абсолютная драма и полный страх душат греков, когда они сталкиваются со смертью и болезнями. Неверующие начинают верить, верующие спят в церкви, родители теряют сон, дети теряют жизнь. Так что нет, я не верю, что в греческом обществе есть что-то «странное».

Кадр из фильма «Луна, 66 вопросов»Кадр из фильма «Луна, 66 вопросов»© Luxbox Films

— Замечательная актриса София Коккали похожа на твое альтер эго. Ты сняла с ней уже три фильма. У тебя она всегда играет человека, который не чувствует себя принадлежащим к какому-либо сообществу, она везде и для всех чужая. Это черты ее личности или это твоя проекция?

— Я думаю, что это черты моего внутреннего мира, спроецированные на Софию, которая временами наверняка разделяет эту непринадлежность. Но есть ли кто-то, кто никогда этого не чувствовал?

— Как ты работаешь с актерами?

— Через письма, обсуждения, прогулки и беседы. У меня нет какого-то определенного метода. Я отношусь к актерам так же, как к людям, которые не связаны с этой профессией. Для меня работа с актерами — это знакомство с новыми друзьями, которых я собираюсь пригласить на мою вечеринку.

— В одной из твоих короткометражек звезды рассказывают главной героине, что настоящая причина ее страданий в том, что она не с этой планеты. В твоем полнометражном дебюте также есть эпизод со звездами, не говоря уже о луне, которая фигурирует в названии фильма. Ты веришь в астрологию? Твоя главная героиня получила 66 ответов от луны?

— Я верю в тревогу. В настоящую тревогу. И с той же интенсивностью я верю, что люди, которые испытали такое глубокое беспокойство, склонны искать ответы везде. Астрология — еще один метод прогнозирования. Я очень часто смотрю на звезды, так что в этом смысле я действительно в них верю. И Артемида наверняка узнала правду о своем отце в полнолуние.

— Ты где-то говорила, что дневник Анны Франк повлиял на тебя и твой способ написания сценариев. Как именно?

— Дневник Анны Франк был первой «настоящей» книгой, которую я прочитала. Я прочитала ее за один день. Мне было восемь лет. Я страдала дома, к тому же писала нон-стоп. И тут я впервые нашла кого-то, кто похож на меня. Через ее книгу я познакомилась с ней, она стала моим первым мертвым другом. Позже к ней добавились Лу Рид, Марсель Дюшан, Леонард Коэн, Луиз Буржуа, Поль Гоген, Йонас Мекас (он мне снился в день его смерти!) и многие другие. Когда я писала сценарий фильма и знала, что повествование будет разбито фрагментами дневника, я думала о дневнике Анны Франк. Мне кажется, меня окружала ее энергия.

Кадр из фильма «Луна, 66 вопросов»Кадр из фильма «Луна, 66 вопросов»© Luxbox Films

— На протяжении всего фильма Артемида имитирует движения своего больного отца. Она пытается понять его или боится, что ее тело может унаследовать эту болезнь?

— Если бы Артемида могла поговорить со своим отцом, если бы она могла спросить его, как он себя чувствует, как ощущается болезнь, ей не нужно было бы входить в его положение, подражая ему. Это как мимы — они не могут говорить словами, они используют свое тело.

— Хочу спросить о последней сцене, которая построена как флешбэк из детства Артемиды. Мы видим ее спальню. Отец ставит включенную камеру на стол, подходит к спящей дочери, шепчет ей что-то, обнимает, берет ее на руки и выходит из комнаты вместе с ней. Затем появляется кадр с темнотой. Луна. Голос за кадром произносит: смотри, что будет дальше. Эту сцену можно понять по-разному. Например, я, как и две мои знакомые (мы смотрели фильм отдельно друг от друга), восприняла это как намек на инцестуальное сексуальное насилие... Но я не уверена, что ты вкладывала именно такой смысл.

— На протяжении всего фильма мы видели видеозаписи, которые Парис делал, когда еще был здоров. Там нет изображений людей или жизни. Лакуна. Я хотела в конце, после того как дочь и отец обнялись в настоящем времени, показать, что он обнимал ее и в прошлом, даже если она этого не помнит. Что он всегда любил ее, даже если и не мог это правильно показать.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249333
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202415976
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420306
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202425538
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202426883