Разговор c оставшимся
Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20244882Беатрис (Шейлин Вудли) исполнилось 16 лет. Время сдавать тест, чтобы определиться с партийной принадлежностью. Там, где живет героиня «Дивергента», — в постапокалиптическом Чикаго — общество разделено на фракции. Добренькие фермеры — фракция Дружелюбие, заносчивые ученые — Эрудиция, хамоватые правдорубы — Искренность и отвязные сорвиголовы — Бесстрашие. К кому примкнуть, чем заниматься?
Целевой аудитории фильма, которой скоро поступать (а также тем, кто недавно лишился работы), муки выбора знакомы. У остальных перед глазами Гарри Поттер и сцена со шляпой. Слизерин или Гриффиндор? У Трис все намного сложнее. Во-первых, местная шляпа сильно нервничает: девушка не подходит ни для одной из фракций, она дивергент, а таких здесь никто не любит (хорошо хоть результаты ЕГЭ можно подделать у брутальной татуировщицы). А во-вторых, родители из правящего Отречения еще живехоньки, сидят себе на выпускном и ждут, в какую из пяти чаш для голосования их дети капнут кровью. У Трис и ее брата богатый выбор: окучивать картошку, зубрить учебники, чтить Уголовный кодекс, ухаживать за калеками или бесстрашно бегать по крышам, на ходу запрыгивать на поезда и быть самыми-самыми смелыми и сильными. Подумав, брат выбирает институт, Трис — армейскую службу. «Партия важнее крови», теперь они должны расстаться.
Когда готовишься к филфаку, а попадаешь в армию, обычно начинаются проблемы. Вместо Хогвартса с Малфоями крошка-дивергент оказывается в казарме с фашизоидными качками из «Звездного десанта» (Джон Рико из фильма Верховена тоже провалил экзамены и отказался от Гарварда): рукопашка, стрельбище, командная игра в войнушку, метание ножей и, конечно, татуировки. Но самое страшное для убогой Трис — сдача нормативов. Не справишься — вмиг окажешься беспартийной, за городской стеной и вместе с изгоями. А если узнают, что ты дивергент, — вообще расстрел. К счастью, помочь сделать шаг во взрослую жизнь, пройти, так сказать, инициацию, всегда готов красавчик-инструктор, к которому Трис сразу же подсаживается в столовке. У него таинственное имя Four, загадочное прошлое и сюрпризы под майкой (наколки могут рассказать о многом). А пока они усердно занимаются, в стране назревает переворот.
«Дивергент», как того и требует жанр тин-экшена, подрабатывает школьным психологом: объясняет, что все люди разные, начинает рассказывать о первом чувственном опыте таинственным языком галлюциногенных инъекций, учит бороться с неуверенностью и страхами (про отношения все понятно, но откуда опять хичкоковские птицы?!), а между делом еще и толкает детям политическую пропаганду.
Кажется, Голливуд наконец-то понял, куда дует ветер: подросткам надоело, что им объясняют то, с чем они и так неплохо справляются. Пять фильмов подряд — примерно десять часов, под завязку набитых сентиментальными взглядами и вздохами, Белла из фильма «Сумерки» теряла свою вампирскую невинность. Хватит. Теперь в кино для юношества будет литься совсем другая кровь: время заниматься политикой, а не страдать и трахаться.
Началось все с «Голодных игр», которые взялись объяснять школьницам, что тоталитаризм и телевидение идут рука об руку, а для того, чтобы заручиться поддержкой угнетенных масс и стать символом освободительного движения, нужно взять в руки лук и стрелы. Что там было по части секса? Почти ничего.
«Дивергент» попроще, предназначен для девочек помладше, поэтому политическое здесь еще подогревается сексуальным. Фракция Отречения, в которой воспитывается Трис, по сути — ортодоксальная религиозная община. В таких условиях любая революция, хочешь не хочешь, — сексуальная (пусть и против правящей партии). Но секс для Трис не кажется проблемой (как бы нас ни убеждали в обратном тяжеловесные метафоры пенетрации, которыми богат «Дивергент»). Другое дело — политика: разобраться с заговором Эрудиции, в которой все поголовно носят синие френчи, — вот настоящий челлендж для девочки. Фиксируется важный рубеж: вступление во взрослую жизнь — это больше не потеря подростком невинности. Теперь ты взрослый, если можешь выстрелить в недавнего друга.
Запрещенный рождественский хит и другие праздничные песни в специальном тесте и плейлисте COLTA.RU
11 марта 2022
14:52COLTA.RU заблокирована в России
3 марта 2022
17:48«Дождь» временно прекращает вещание
17:18Союз журналистов Карелии пожаловался на Роскомнадзор в Генпрокуратуру
16:32Сергей Абашин вышел из Ассоциации этнологов и антропологов России
15:36Генпрокуратура назвала экстремизмом участие в антивоенных митингах
Все новостиМария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20244882Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым
22 ноября 20246442Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах
14 октября 202413032Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается
20 августа 202419521Социолог Анна Лемиаль поговорила с поэтом Павлом Арсеньевым о поломках в коммуникации между «уехавшими» и «оставшимися», о кризисе речи и о том, зачем людям нужно слово «релокация»
9 августа 202420189Быть в России? Жить в эмиграции? Журналист Владимир Шведов нашел для себя третий путь
15 июля 202422842Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым
6 июля 202423600Философ, не покидавшая Россию с начала войны, поделилась с редакцией своим дневником за эти годы. На условиях анонимности
18 июня 202428768Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова
7 июня 202428904Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»
21 мая 202429558