Разговор c оставшимся
Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20244805Закончив с реализмом, кинотавровский конкурс перешел к натурализму и экспериментам над нервной системой зрителей. Две действительно громкие премьеры фестиваля — «Класс коррекции» Ивана И. Твердовского и «Кино про Алексеева» Михаила Сегала — внешне не схожи, но обладают сходной конституцией, повадками и ухватками. Оба фильма не без ловкости сгущают реальность в трагикомический комикс, оба умело используют драматургию для достижения предсказуемого эмоционального эффекта.
«Класс коррекции», герои которого — исключенные из российского общества, спрятанные от чувствительных глаз обывателя в квартиры и спецзаведения инвалиды, является еще одним примером возвращения вытесненного, замеченного на «Кинотавре» еще в первые дни. Разумеется, возвращается оно в еще более гротескном и макабрическом виде — при всей своей кажущейся остросоциальности и документальности. Хотя фильм Твердовского основан на повести, написанной Екатериной Мурашовой по мотивам ее реального опыта, «Класс коррекции» — это натуральный социальный хоррор. Жанр, заведомо располагающий к эксплуатации и манипуляции зрителем. И, как положено в современном хорроре, режиссер Твердовский активно пользуется принципом качелей: за каждой сценой насилия, унижения, угнетения и озверения следует голосистый comic relief. «Класс коррекции» — это «Freaks» Браунинга, где злобными карликами становятся буквально все: и «дефективные», и их преподаватели, и несчастные родители. Твердовский очень точно и доходчиво передает атмосферу всеобщего стыда, царящую в репрессивном обществе (не обязательно российском — фильм обладает кафкианским универсализмом), когда непристойным становится сам факт твоего существования, когда гадость — это ты сам.
Разумеется, такой кошмар не может быть реалистичным (неправдоподобность — это одна из ужасных деталей такой ситуации), поэтому фильм обильно нафарширован ударными эпизодами, полными перверсивной романтики. Школьники ложатся под поезда РЖД, чтобы получить выброс адреналина, влюбленный идиот пляшет с инвалидной коляской своей возлюбленной, одновременно в ярости неразделенного чувства разрушая суррогатный заменитель объекта своей страсти — и лаская его. Девушка-колясочница надевает на свои парализованные ноги мамины белые чулочки, чтобы соблазнить одноклассника. Веселая карлица ловко исполняет танец маленьких утят. Дети мажут кашей портрет их только что погибшего одноклассника. Х*як! Х*як! Х*як!
В своем панковском упоении возможностями кино Твердовский чем-то похож на фон Триера, а чем-то — на Ларри Кларка. Он явно наслаждается тем, что может держать зрителя на коротком поводке и тащить его за собой до самого финала, что может долго жать на педаль, что может делать в кадре все что ему заблагорассудится, — такое же наслаждение властью над зрителем видно в «Рассекая волны» и особенно в «Танцующей в темноте» с ее слепой героиней, поющей в петле. «Класс коррекции» от начала до конца — это песня в петле, циничный, но откровенный прием, который — большая редкость для российского кино — работает.
«Кино про Алексеева» Михаила Сегала — более тонкий пример схожей манипуляции зрителем (не случайно оба фильма спродюсированы одним человеком — Натальей Мокрицкой). Как режиссер очевидно мейнстримовый и неизбывно комедийный, Сегал предпочитает вести зрителя мягко, покупая его задушевностью и притворным гуманизмом. История всеми забытого старика, экс-барда Алексеева (впечатляющий камбэк Александра Збруева, не снимавшегося уже, кажется, лет 10), извлеченного волей престарелой поклонницы из тульского чулана исключительно для собственных эгоистических нужд, маскируется под историю любви. Вернее, под историю обучения любви. Придурок Алексеев, наследник романтических лузеров кино 70-х (тут Сегал продолжает тренд «Географа»), однообразно клеит девушек, несмешно шутит, стучит на друзей и коллег и конструирует автоматы лучше «калашникова». Гений и тупость со злодейством несовместимы: единственным поклонником барда оказывается девочка, в свои чувствительные 12 лет увидевшая в гостях небритого позера в свитере и с гитарой — и так никогда и не оправившаяся от образа «интересного человека».
История ничтожества, в своем поражении превратившегося в трагическую фигуру, рассказана смешливым языком анекдота, в котором изрядно достается шестидесятничеству вообще. В карикатуры тут превращены все святыни советского интеллигента: спектакль Ефремова в «Современнике», режиссер Тарковскй и актер Солоницын, романтика туманов и запаха тайги. К сожалению, этот анекдотизм чувствуется только на уровне сценария — визуально «Кино» все же далеко от кинокомикса, каким, вероятно, задумывалось. Во всяком случае, открывающий картину поэтический эпизод с красиво разлетающимися slow-motion грибами и солеными огурцами обещает проникновение в микрокосмос быта ушедшей эпохи. Увы, обещает напрасно.
Фильм Сегала апеллирует к чувствительным сердцам зрительниц демонстрацией любви, над которой не властно время. Но в самом этом сюжете заложен саморазрушительный механизм — любовь тут в принципе обсуждают все 95 минут, тем самым выхолащивая, как революционный лозунг, и увлеченно рефлексируя над процессом этого обессмысливания. Так что в конце само это слово начинает вызывать кривую усмешку — и не важно уже, земная это любовь или небесная, берущая или отдающая (эта дихотомия взята из риторики самих героев фильма).
Как бы то ни было, Сегал демонстрирует в новой работе заметный рывок вверх: его герои уже живут (хоть и какими-то рывками), его повествование полно красноречивых недосказанностей — хотя вся эта тонкость вмиг разрушается многословным финалом, превращающим легкую, ироничную кинопрозу в вязкую, жеваную-пережеваную кашу. Впрочем, эпилоги коммерческих фильмов вообще нередко украшают подобной субстанцией, почему-то принимая ее за крем.
Запрещенный рождественский хит и другие праздничные песни в специальном тесте и плейлисте COLTA.RU
11 марта 2022
14:52COLTA.RU заблокирована в России
3 марта 2022
17:48«Дождь» временно прекращает вещание
17:18Союз журналистов Карелии пожаловался на Роскомнадзор в Генпрокуратуру
16:32Сергей Абашин вышел из Ассоциации этнологов и антропологов России
15:36Генпрокуратура назвала экстремизмом участие в антивоенных митингах
Все новостиМария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20244805Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым
22 ноября 20246368Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах
14 октября 202412968Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается
20 августа 202419458Социолог Анна Лемиаль поговорила с поэтом Павлом Арсеньевым о поломках в коммуникации между «уехавшими» и «оставшимися», о кризисе речи и о том, зачем людям нужно слово «релокация»
9 августа 202420127Быть в России? Жить в эмиграции? Журналист Владимир Шведов нашел для себя третий путь
15 июля 202422784Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым
6 июля 202423542Философ, не покидавшая Россию с начала войны, поделилась с редакцией своим дневником за эти годы. На условиях анонимности
18 июня 202428702Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова
7 июня 202428850Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»
21 мая 202429511