23 июня 2014Кино
267

Его бойфренд Революция

«Геронтофилия» Брюса Ла Брюса на ММКФ

текст: Максим Семенов
Detailed_pictureКадр из фильма «Геронтофилия»

Брюс Ла Брюс просто создан для российских кинофестивалей. Можно сказать, что он — самый близкий к нам по духу западный фестивальный режиссер. Мы сколько угодно можем признаваться в любви к берлинской школе, пересматривать Гранрийе или устраивать ретроспективы неочевидного этнического кино, но ни один режиссер не доставит нам такой радости, как Ла Брюс. Потому что кинофестиваль — это праздник, а на праздники мы позволяем себе то, что в другие дни дорого и вредно. В наших широтах это именно Ла Брюс.

Каждый российский зритель найдет у Ла Брюса что-то такое, только ему дорогое. Зритель ученый будет радоваться играм с Брехтом и революцией, зритель патриотичный с плотоядным азартом заговорит о прогнившем Западе и расшатанных скрепах, простой зритель посмотрит, как целуются голые мужики, присвистнет и скажет: «Во дают» — тема для разговоров на ближайший месяц обеспечена. Это во-первых.

Во-вторых, Ла Брюс — режиссер плохой. Фильмы его — это бесчеловечное гей-порно с политикой и членовредительством, и на современных кинофестивалях они играют ту же роль, какую в старые времена играли карлики, русалки и бородатые женщины на ярмарках. Заморская диковинка, которая и манит, и пугает, но в реальной жизни бесполезна.

Собственно, эти два пункта и нужно держать в уме, когда видишь фильмы Ла Брюса в программе Московского кинофестиваля, так пострадавшего, по словам Никиты Сергеича Михалкова, от международных санкций. Но никакие санкции не могут испортить нам маленький праздник непослушания — и вот в этом году в Москву привезли сразу два фильма Ла Брюса: относительно новенькую «Геронтофилию» (2013 год) и «Лунного Пьеро» — видеоверсию спектакля, поставленного Ла Брюсом по вокальному циклу Шенберга.

Выбор именно этих фильмов для показа невероятно удачен: эти картины заставляют иначе взглянуть на творчество Ла Брюса. То есть причина нашего горячего интереса к его кино остается неизменной, но о том, насколько Ла Брюс плохой режиссер, можно уже спорить.

Но начнем по порядку. Если вы не видели ни одного фильма Ла Брюса и вдруг посмотрели «Геронтофилию» — вы ничего не знаете о его творчестве. Если вы видели другие его фильмы и решили не смотреть «Геронтофилию» — вы ничего не знаете об этом фильме.

Кадр из фильма «Геронтофилия»Кадр из фильма «Геронтофилия»

«Геронтофилию» снимал человек, который умеет снимать кино. Прежде всего, это очень трогательная и забавная романтическая комедия, и ее просто приятно смотреть. История решена в духе фильмов, которые обычно показывают на фестивале «Санденс». Вот мы знакомимся с Лэйком — молоденьким санитаром из дома престарелых. У Лэйка есть девушка. Она считает себя феминисткой и составляет бесконечный список женщин-революционерок, куда включает Вайнону Райдер (если собственность — это кража, то кража собственности становится революционным поступком). Лэйк и его девушка постоянно целуются, но Лэйку это не очень нравится. Зато Лэйку нравятся старики. И особенно — мистер Пибоди, 86-летний актер. Однажды Лэйк решит выкрасть мистера Пибоди и поехать с ним к океану, где мистер Пибоди когда-то был счастлив.

Для своей истории Ла Брюс избирает, пожалуй, единственно верную интонацию. Он не пытается доказать, что геронтофилия — это нормально, он изначально принимает этот факт как данность и просто рассказывает историю любви, пользуясь всем доступным ему арсеналом романтической комедии и независимого кино. Например, ссоры Лэйка и его матери неуловимо напоминают первый фильм Долана (дополнительное сходство придает тот факт, что проходят они на французском, герой — франкоканадец). Однако Ла Брюс не хмурит брови, не пытается говорить с надрывом, даже не слишком обличает, а потому в паре сцен умудряется рассказать то, на что Долану понадобилась целая фильмография. Ла Брюс смотрит на своих героев с нежностью и легкой иронией, а потому ему удается избежать пошлости. В фильме присутствует единственный действительно неприятный момент — сон Лэйка, в котором он целует язвы, возникшие на теле мистера Пибоди, — привет из прошлых картин мастера.

«Геронтофилия» оказывается самым (и единственным, пожалуй) традиционным фильмом Ла Брюса — и этой традиционностью режиссер добивается большего, чем всеми своими радикальными работами. Снимая историю любви, он умудряется разом сокрушить все возможные барьеры, присущие нашей культуре: расовые (мистер Пибоди — афроканадец), возрастные, сексуальные и даже классовые (очевидно, семья Лэйка беднее семьи мистера Пибоди).

Но чтобы оценить все новаторство «Геронтофилии», стоит поговорить и о «Лунном Пьеро» (да и вообще об остальном творчестве Ла Брюса). «Лунный Пьеро» — зрелище очень страшное. Немой фильм про лесбиянку, которая отрезает гениталии таксисту, чтобы жениться на дочери толстого капиталиста. При этом часть сцен поставлена в стиле Брехта, а часть фактически является гей-порно, и все это сопровождается музыкой Шенберга. В кадре мастурбируют, мочатся, ругаются и нюхают чужие ботинки. Почтенная публика ерзает на стуле, возмущается, но не решается уйти с просмотра. В кадре происходит эякуляция. Уходят. Действительно, остальное уже не так интересно.

Кадр из фильма «Лунный Пьеро»Кадр из фильма «Лунный Пьеро»

Во всем этом есть трагедия. Но это не трагедия главной героини, а трагедия автора. Ла Брюс пытается играть в умника, переполняет действие культурными аллюзиями на все на свете, разоблачает буржуазное общество, выкликает Деву Революцию и ожесточенно пытается сражаться со всем миром, роль которого для него играет зритель. Выходит это холодно, немного скучно и местами слишком похоже на эпатаж ради эпатажа. Собственно, «Лунный Пьеро» больше всего напоминает именно пародию на радикальное искусство, так много в нем всего… слишком характерного. Такие фильмы еще любят придумывать авторы «Симпсонов» или «Гриффинов», когда им нужно изобразить независимое кино.

Но вот в кадре появляются голые мужчины. И у Ла Брюса словно загораются глаза. Он знает, как это нужно снимать, он умеет это снимать, он, наконец, хочет это снимать. Дело в том, что эротика тоже требует от автора умения. Даже гения. И этим гением Ла Брюс явно обладает. Он с достойной восхищения самоотверженностью пытается играть в революционера и выкрикивает громкие лозунги: «Гетеросексуализм — это опиум для трудящихся масс!», «Гомосексуальность — это высшее проявление классовой борьбы!», «Анальная свобода против мирового империализма!». Однако стоит признать: в известной формуле из «Малинового рейха» «Революция — мой бойфренд» главным все-таки для него оказывается слово «бойфренд».

Если закрыть глаза на всю провокативность его фильмов, оказывается, что Ла Брюс — автор глубоко сентиментальный. Его интересуют любовь и хорошие концы (во всех смыслах). За жизнью маргиналов, радикалов и леваков в его фильмах всегда скрывается очень простая история о поисках любви и об эротических аспектах этих поисков. Революция превращается для Ла Брюса в оправдание, в попытку заявить о праве каждой личности на эти поиски и о его праве эти поиски снимать.

Но художнику не нужно оправдание творчества. Борьба с явлением есть форма его признания. И иногда, чтобы от явления освободиться, нужно просто начать его игнорировать. Перестав разоблачать гендерное неравенство в «Геронтофилии», Ла Брюс освободился как художник. И начал творить.

В конце концов, высшая терапевтическая задача квир-кино — помогать людям признать себя и других такими, какие они есть. Именно это и произошло сейчас с Ла Брюсом. Теперь для рассказа ему не нужны ни лозунги, ни зомби (эта извечная метафора угнетенных масс), ни разговоры о праве на бесчеловечность. Даже пенетрация в кадре становится какой-то неуместной. И как только Ла Брюс от всего этого отказывается, выясняется, что он — правда неплохой режиссер.

Насколько долгим и продуктивным окажется этот новый период творчества Ла Брюса, пока еще не ясно. Но есть шанс, что мы сможем это узнать в ближайшие годы, на новых показах Московского кинофестиваля.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20244492
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20246073
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202412711
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202419207
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202423316
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202428621
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202429296