26 июня 2014Кино
162

Кризис безобразия

Ну и ну. Василий Корецкий посмотрел «Да и да» Валерии Гай Германики

текст: Василий Корецкий
Detailed_pictureКадр из фильма «Да и да»© ММКФ

Все художественные фильмы, в которых фигурирует «современное искусство», одинаково нелепы, а фильмы о современном искусстве нелепы вдвойне. «Да и да» Валерии Гай Германики не привносит в это утверждение ничего нового: да, это кино, главный герой которого — современный, так сказать, художник. Да, это кино нехорошо.

Фабула фильма в буквальном пересказе может показаться новаторской: кино по сценарию Александра Родионова представляет собой две, нет, три сцены прохода по ночной улице, две сцены богемной оргии, одну лирико-эротическую сцену и несколько коротких, но экспрессивных эпизодов творческого безумия (юный художник энергично атакует холст, производя на нем ритмические каракули). Между ними кое-как затесались несколько необязательных зарисовок госучреждений (больница и паспортный стол), призванных продемонстрировать косность и ограниченность казенного мира по сравнению с жизнью богемы, а также несколько фантазийных эпизодов с черными воронами и немного упоротыми волками (спецэффекты все еще не являются сильной стороной российского кино) — последние указывают на то, что перед нами, в сущности, детское кино, своего рода генеральная репетиция перед готической экранизацией «Оле Лукойе», которую Германика, кажется, все-таки снимет на студии «Главкино».

Сюжет же, находящийся как бы за кадром, но все-таки читаемый, эту сказочную теорию опровергает. «Да и да», в сущности, является обычной взрослой (и типично российской) историей о жене алкоголика: она уходит (первый марш-бросок по улице) от мамы с папой к интересному (оргии) человеку, тот не просыхает и катится по наклонной (больница), она бросает его и возвращается домой (по той же ночной улице), но не просто так, а уже тоже интересным человеком.

Интересным, по мнению режиссера, может быть только художник, причем не простой, с гипсами там или подмалевками, а современный. Впрочем, изображенная в фильме картина состояния искусства немного анахронистична и соответствует представлениям примерно середины XIX века: непризнанные гении, водка, навязчивая идея «самовыражения» и практически полное отсутствие результатов. Точно так же как один из героев Мюрже, вешавший на время дневного сна на дверь табличку «Художник работает», протагонист фильма Германики (щуплый юноша с романтическим псевдонимом Антонин) проводит время в пьяном забытьи. Иногда, встрепенувшись, он бросается к маленькому подрамнику и начинает возюкать там измазанными акрилом руками. Выглядит это весело и драйвово — постоянный оператор Германики Всеволод Каптур выплясывает вокруг своих объектов сложный танец, фактически играя все за них, а включенная на весь фильм цветомузыка покрывает тела и стены живописненькой игрой света. Это немного облегчает скорбный труд по наблюдению за летаргическим сном антигероя, словно списанного с художника Трушевского. Но не то чтобы сильно.

Впрочем, в адрес «Да и да» мне приходилось слышать и благосклонные отзывы. К примеру, имеет хождение сравнение фильма Германики с «Выживут только любовники» Джармуша, картиной столь же бессюжетной, опирающейся скорее на интерьеры и приятную музыку, чем на какое-то внятное высказывание. Что ж, невнятность у Германики, может, будет и похлеще, чем у Джармуша, но разница между ними — как между той гитарной психоделией, что на саундтреке у него, и русским поп-роком (например, «Пикником»), звучащим в «Да и да». То есть Германика — это, очевидно, попс: воспроизведение очень поверхностно понятых жестов и стиля, лишенное не то чтобы искренности, но скорее фантазии, минимальной рефлексии и столь необходимой в случае работы на грани плохого вкуса сентиментальности. Не кэмп, но китч. Показанное на экране карикатурное, невероятно фальшивое бытование выдуманных героев абсолютно конгениально творческому методу Германики, в котором напрочь отсутствует нарративизация, осмысление реальности. Германика — режиссер формального приема, экспрессивного рывка, красивого выхода в окно (этот жест повторяется у нее из работы в работу, «Да и да» — не исключение). По сравнению с только что показанной на «Кинотавре» обоймой новых русских драм — фильмов, формально неотличимых, сливающихся в один сплошной альманах со сквозными героями, — «Да и да» кажется работой не то чтобы искусной (искусство тут все-таки ни при чем), скорее — отлично сдизайнированной. Но при этом те, новые, вроде бы произошедшие от «Школы» и «Краткого курса счастливой жизни», — живы, молоды, витальны. А кино Германики — безнадежно мертвое, набитое опилками чучело. Есть даже какая-то божественная гармония в том, что автор, проповедующий самые расхожие клише вульгарного модернизма, действительно умер — в творческом смысле — молодым.

На этом, в принципе, можно было бы и заканчивать — если бы не известные особенности текущего культурно-исторического момента. Быт и нравы вялых и никчемных героев «Да и да» вертятся вокруг современного искусства — феномена, в целом чуждого и большей части населения страны, и российскому Минкульту. Отношение властей (особенно в южных регионах страны) к совриску известно: он есть апокалипсис, всадниками которого скачут по русским городам кощунство, андрогинность, разврат и черный квадрат.

Но фильму Германики на месте министра культуры я бы дал сразу три прокатных удостоверения. Ведь это кино наглядно убеждает зрителя в том, что contemporary art — это антинародная, пальцем деланная и чрезвычайно разрушительная для мозга, почек и печени херня, удел антропологического мусора, всяких там городских вырожденцев в дредах и кедах. Вот и персонажи московской арт-сцены своим камео в «Да и да» подтверждают все страшные догадки традиционалистов. Александр Виноградов, Николай «Спайдер» Палажченко, Евгений Митта и сам Иосиф Бакштейн, директор Института проблем современного искусства, — все они с энтузиазмом и огоньком блещут на этом веселом, как им кажется, капустнике, не очень, видимо, понимая, что снимаются в продукции «Арт Пикчерз Студио» и «ВВП Альянса» (да, это значит именно то, что вы подумали) — фактически киноаналогов Первого и НТВ. Конечно, присущее всем людям искусства желание выставиться понятно. Непонятно, почему именно на «Entartete Kunst».


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20241879
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249725
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202416381
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420597
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202425853
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202427194