Разговор c оставшимся
Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 2024514530 октября начинается Большой фестиваль мультфильмов. Он будет проходить на десятке площадок в Москве вплоть до 10 ноября. В этом году для удобства зрителей его большая афиша разделена на три масштабных блока: детский, основной, для любителей анимации. И тем не менее в огромном количестве программ легко запутаться. Программный директор фестиваля Мария Терещенко помогает разобраться в том, куда идти и что смотреть на БФМ.
Вечеринка «Хэллоуин от Cartoon Network» (31 октября на «Фабрике»). В этом году БФМ и CN устраивают настоящую Хэллоуин-вечеринку для друзей и постоянных зрителей фестиваля. Мастер-класс по вырезанию из тыквы, тыквоулинг, черные ящики, колядки, фокусы, угощения, конкурсы с призами — все это в антураже, связанном со знаменитыми сериалами Cartoon Network, от «Времени приключений» до «Бен 10». Попасть на праздник — отдельный квест: билеты не продаются, а приглашения разыгрываются в специальных конкурсах, о которых можно узнать на сайте и других ресурсах БФМ.
Утренник сериалов с какао и булочкой (8 и 9 ноября в КЦ ЗИЛ) — это возможность увидеть всю панораму российских сериалов для детей. Рядом с эпизодами из «Фиксиков», «Маши и Медведя», «Барбоскиных» — пилотные серии совершенно новых проектов («Приключения Ати и его друзей», «Приключения в холодильнике»), а также редкие авторские сериалы — «Ин и Яна», «Королевство М», «Поросенок». В перерыве между программами БФМ угощает детей какао и булочками.
Сборники короткометражек — традиционно БФМ показывает сборники лучших короткометражек для детей. Три российских сборника, составленных из российских мультфильмов нашего века, разойдутся по 18 площадкам в Москве и в Новой Москве, также в 8 московских кинотеатрах будет показан сборник короткометражных мультфильмов студии Pixar. Самые новые наши авторские мультфильмы для детей собраны в программе «Сказки детского мира»: истории о буквах от Елизаветы Скворцовой, истории про игрушки от Нины Бисяриной, пластилиново-музыкальная сказка от студии «Пилот» и забавные короткометражки от возрождающегося «Союзмультфильма». А лучшее зарубежное кино для детей можно увидеть в сборнике «Гном-великан»: от изысканного мини-сериала по стихам Жака Превера до ностальгической семейной истории про детство «не как у других» от норвежско-канадской оскароносной Торилл Кове. И, наконец, детям и подросткам адресованы мультфильмы студии «М.И.Р.», которая оказалась в этом году в фокусе фестиваля.
Защита зверей от информации (2 ноября в «Актовом зале») — вечерний показ совсем не детских мультфильмов. Эпизод из сериала «Атомный лес» посвящен цензуре, новый проект «Виталик в сети» — пародия на скандал вокруг Pussy Riot, а «Валера» вновь освещает будни офисных работников. Рядом с сериальными проектами — авторские фильмы для взрослых: странный и нервный «Бобок» Андрея Золотухина, созданный по прозе Достоевского на грани игрового кино и мультипликации, милая альтернативная «Чисто питерская лав-стори» Ришата Гильметдинова и футуристический «Телепорт» от студии D3Media. Программа получилась длинная, так что ее зрители засидятся почти до полуночи.
Ночь победителей (8 ноября в «Пионере»). Ночной нон-стоп-показ почти 6-часовой программы зарубежных мультфильмов, призеров международных фестивалей, — возможность буквально за одну ночь получить вполне объемное представление о зарубежной мультипликации сегодня. В программе собрано самое разнообразное кино: от студенческого до профессионального, от мульт-анекдотов до экспериментальных короткометражек, от эстетских формальных опытов до вдумчивых драм и ехидных провокаций.
Шекспир-party (1 ноября в «Актовом зале»). В честь 450-летия главного драматурга всего мира БФМ собрал анимационную программу мультфильмов-вариаций на шекспировскую тему: эпизоды из знаменитого цикла «Анимационный Шекспир», фантазия о загробном мире «Бедный Йорик», «лего-муви» о Шекспире и его героях, детские приключения Отелло от нашего «АнимаЛаба», а также полное собрание трагедий и комедий за 5 минут от британского кукольника Барри Пёрвза. Также можно будет и самим побывать в шкуре (а точнее, в декорациях) Отелло, Дездемоны, Ричарда III и Гамлета, выпить имбирного эля по старинным английским рецептам и потанцевать при свечах под музыку эпохи Возрождения.
Максимовская вечеринка (3 ноября в «Актовом зале») — в этом году российским «лицом» БФМ станет Иван Максимов. Для тех, кто уже хорошо знаком с Ваниной мультипликацией, БФМ устраивает «Максимовскую вечеринку», где можно будет пообщаться с автором в неформальной обстановке, послушать рассказы максимовских учеников и понаблюдать, как Максимов с Леонидом Шмельковым, Александрой Шадриной и Соней Кендель будут сочинять и рисовать в реальном времени новый комикс — с проекцией на большой экран. Тему для комикса выберут сами зрители. Обратите внимание, что на празднике будет действовать дресс-код: форма одежды должна быть а-ля Иван Максимов (как минимум бандана на голове).
Лекция Юрия Норштейна (8 ноября в Центре документального кино). Традиционная бээфэмовская лекция Юрия Норштейна будет посвящена рождению кино в детском воображении, в детских рисунках и тому, как «детские» приемы влияют на кинематограф.
Мастер-класс Ишу Пателя (9 ноября в Центре документального кино). Специальный гость фестиваля в этом году — легенда мировой анимации Ишу Патель, обладатель огромного количества наград и двух номинаций на премию «Оскар». На мастер-классе Патель расскажет о своих философских, экзистенциалистских и социальных фильмах, а также о своих эксклюзивных технологиях вроде «перфорирования» и создания мультфильмов из бисера.
Как обычно, на БФМ множество премьер: мировых, российских и московских. Один из блоков фестиваля так и называется «Премьеры»: многие фильмы из него будут показаны впервые для московского широкого зрителя. Среди самых громких событий — новая работа Константина Бронзита «Мы не можем жить без космоса», по поводу гениальности которой расходится уже эхо в кинокругах. Также в программе: мировая премьера абсурдистского музыкального «Ту-ту» Алексея Будовского, «Романа о Лисе» Натальи Суринович и «Детского времени» Нины Бисяриной. Совсем недавно сделаны и почти не показывались широкому зрителю и остальные фильмы из этого блока: мрачно-ироничный фильм Дмитрия Геллера «Мужчина встречает женщину», пронзительно-печальное размышление о предательстве самого себя — «Брут» Светланы Филипповой, невероятные «Муравьиные песни» Александра Свирского, ностальгический «Мой личный лось» Леонида Шмелькова и множество других изысканных и смешных, детских и взрослых российских мультфильмов.
В программах «Молодой российской анимации» — самые свежие (во всех смыслах) работы от наших студентов и дебютантов: псевдодокументальный сюр Светланы Разгуляевой «Почему банан огрызается», работы выпускников ВГИКа 2014 г. «Автобус», «О, дарлинг!», «Чудик», очаровательная история про черепашку-интроверта «Несуразь» (Анна Романова) и заумное кино от Филиппа Ярина «Нюк».
Также на БФМ — премьеры сразу нескольких новых российских сериалов. «Загадки шамана» от студии ToonBox — это зарисовки из жизни маленького северного человечка, обладающего, кажется, высшим знанием об устройстве мироздания и взаимосвязи самых далеких друг от друга вещей и явлений. На первый взгляд, шаманские истории можно принять за эксцентрично-абсурдистскую комедию, но, как это обычно и бывает у ToonBox, за популистской формой скрывается весьма глубокое философское содержание. Еще одна взрослая (подростково-молодежная) сериальная премьера — это «Принца хочу!» от продюсерского центра «Рики». Авторы этого проекта, победившего полтора года назад на Суздальском питчинге, — Соня Соло и Ольга Коршунова — иронизируют над вечными женскими поисками прекрасного принца: в каждом эпизоде главную героиню воодушевляет какой-нибудь многообещающий претендент, и каждый раз новая любовь обречена на печальный финал… А на детской сериальной сессии можно будет впервые увидеть сериалы «Приключения Ати и его друзей», «Приключения в холодильнике», а также наш показ станет офлайновой московской премьерой проекта «Баблз», уже прозвучавшего в Каннах, но еще плохо знакомого российскому зрителю.
Новые зарубежные мультфильмы можно посмотреть в блоке программ «Победители», где собрано самое заметное фестивальное кино последних полутора лет: от провокационных «Гиппопотамов» знаменитого поляка Петра Думалы до очаровательного швейцарского «Киоска», рассказывающего о тоскливой жизни одной толстой киоскерши, калейдоскопической «Симфонии № 42», изображающей жизнь в виде потока странно взаимосвязанных абсурдных эпизодов, изящного «Виртуального виртуоза», лирических «Дождливых дней», головоломно-коллажного фильма «Сквозь боярышник» и концептуально-картезианского гран-призера минувшего Анси — «Человека на стуле».
Традиционно Большой фестиваль предлагает своим зрителям не только посмотреть новое, но и вспомнить старое кино, которое до обидного быстро исчезает из культурного сознания. Программа «Таруса-2001» собрала призеров Суздальского фестиваля 2001 года, когда он еще назывался Тарусским фестивалем. Из хорошо знакомого зрителям здесь «Кошки под дождем» Алексея Демина, «Latex» Андрея Соколова и «Моя жизнь» Натальи Березовой. Из знакомого хуже — «Мифы. Подвиги Геракла» Сергея Овчарова, «Tracery» Марии Степановой, «Притча о Рождестве» Ирины Кодюковой.
Забытому кино посвящена и программа «Пропущенные фильмы 1990-х: 1991». Здесь: 23-й выпуск «Веселой карусели» с его английскими сказками, «История одного города. Органчик» Валентина Караваева, 3-й «Лифт» от студии «Пилот», ранние мультфильмы Михаила Тумели, редкая работа кукольника Станислава Соколова «Что там под маской?», а также «Комната смеха» авторства одной из самых необычных и ярких художниц этого времени Нины Шориной.
Наша «жанровая» линия, представленная в прошлые годы эротической и хэллоуинской мультипликацией, в этом году продолжается небольшим «фантастическим» блоком. Два сборника короткометражек — «Нечто ужасное с Альфа-9» и «Разделенные миры» — адресованы в разной степени широкому зрителю. Первый состоит из мультфильмов в основном комедийных и зрелищных: история о ленивом космо-почтальоне, этюд о новогоднем празднике на космическом корабле, иронично-печальная повесть о дружелюбном и очень одиноком инопланетном чудовище и гомерически смешные размышления о человеческой природе суперменов. «Разделенные миры» же посвящены скорее философской и социальной фантастике: здесь и великолепная узбекская экранизация Рэя Брэдбери (заново оцифрованная фестивалем со старой пленки), и культовая «Доставка» Тила Новака, и новая польская антиутопия «Если повезет, это навсегда». Наконец, третья программа называется «Безумные фантазии» и включает фильмы особого жанра кино-фэнтези, который в простонародье получил с недавнего времени название «что курил автор». Фильмы из этой программы насыщены самыми безумными, странными и необычными образами, часто лишены традиционных логических связей и действительно способны расширить сознание смотрящего дальше самых далеких горизонтов.
Отчасти сознательно, отчасти по закономерному совпадению фантастическая тема продолжается и в полнометражных фильмах фестиваля. Научно-утопический выход находит героиня нового фильма Билла Плимптона «Измена», столкнувшись с неверностью горячо любимого мужа (фильм будет показан на церемонии закрытия фестиваля). Футуристические перспективы генной инженерии рисуют создатели французской «Тетушки Хильды». А на открытии БФМ будет показана «Механика сердца» — лирическая фантазия в духе Тима Бёртона.
Также в рамках «фантастического» блока БФМ устраивает показ мультфильма «Белка и Стрелка: лунные приключения» и космический праздник в фойе кинотеатра «Космос». В программе: космические декорации, викторина с призами, фантастические фокусы, оживающие статуи, астрономическое шоу мыльных пузырей, возможность сфотографироваться в ракете и главное — встреча с настоящим космонавтом!
Для тех, кому недостаточно смотреть, а хочется стать участником процесса, БФМ традиционно организует «Фабрику мультфильмов». На этот раз «Фабрика» будет работать 4 дня и состоять из 20 цехов, где художники и их подмастерья будут: создавать песочные, пластилиновые, компьютерные, коллажные, рисованные мультфильмы, работать в техниках фризлайта, сыпучих материалов, стоп-моушена, ожившей живописи, одушевлять лего, объекты, черные полосы и куски картона, рисовать анимационные кадры мелом на доске и придумывать картины в китайском стиле, а также сочинять сценарии, озвучивать существующие работы и делать для мультфильмов перевод. Кроме того, посетителей «Фабрики» ожидают инсталляции, игры, кукольные спектакли и множество других самых разнообразных развлечений, приключений и образовательных игр.
Запрещенный рождественский хит и другие праздничные песни в специальном тесте и плейлисте COLTA.RU
11 марта 2022
14:52COLTA.RU заблокирована в России
3 марта 2022
17:48«Дождь» временно прекращает вещание
17:18Союз журналистов Карелии пожаловался на Роскомнадзор в Генпрокуратуру
16:32Сергей Абашин вышел из Ассоциации этнологов и антропологов России
15:36Генпрокуратура назвала экстремизмом участие в антивоенных митингах
Все новостиМария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20245145Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым
22 ноября 20246693Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах
14 октября 202413249Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается
20 августа 202419711Социолог Анна Лемиаль поговорила с поэтом Павлом Арсеньевым о поломках в коммуникации между «уехавшими» и «оставшимися», о кризисе речи и о том, зачем людям нужно слово «релокация»
9 августа 202420385Быть в России? Жить в эмиграции? Журналист Владимир Шведов нашел для себя третий путь
15 июля 202423025Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым
6 июля 202423783Философ, не покидавшая Россию с начала войны, поделилась с редакцией своим дневником за эти годы. На условиях анонимности
18 июня 202428961Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова
7 июня 202429078Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»
21 мая 202429729