28 августа 2013Кино
137

Невидимка

Вчера в Москве хоронили оператора Вадима Юсова, снявшего «Солярис» и «Я шагаю по Москве». АЛЕКСЕЙ ГУСЕВ — о гениальной безликости юсовского стиля

текст: Алексей Гусев
Detailed_picture© ИТАР-ТАСС

Вадим Юсов не был похож на человека, снявшего «Андрея Рублева». Студенты-новобранцы, ждавшие первой встречи с мастером, или журналисты, пришедшие к классику за интервью, были готовы увидеть эксцентрика-аутиста, неистового гиганта, старорежимного позера — кого угодно. Самое чудаковатое из племен, населяющих кинематограф, молчуны и алхимики, операторы, как правило, — образцовые вещи-в-себе, взращенные в тайных лабораториях, где их обучают видеть в девичьем лице систему отражателей, а неструганые доски всегда, что бы ни случилось, предпочитать струганым. Но Вадиму Юсову, на протяжении многих и многих лет заведовавшему вгиковской кафедрой операторского мастерства, выпало быть хозяином этих лабораторий. Тем, кто проверяет температуру в инкубаторах. Тут нужна другая зоркость: спокойная, взвешенная, без шарма, зато полная здравого смысла. Ни фанаберий Урусевского, ни эскапад Рерберга: плотный, округлый, в кепочке, Юсов был, на невооруженный взгляд, почти неприметен. Но что ему за дело до невооруженных взглядов.

В этой неприметности и этом здравомыслии принято видеть главную особенность операторского гения Юсова — столь необычную, что при ином раскладе ее и за комплимент было бы нелегко выдать: абсолютное отсутствие собственного почерка, позволяющее полностью мимикрировать под того или иного режиссера. В своих интервью (а Юсов, в отличие от большинства коллег, говорить умел) он и сам настаивал на этом принципе невмешательства, видя свою миссию единственно в подчинении всего разнообразия технических средств режиссерской задаче, в переводе человеческих трагедий и исторических драм на язык линз и тревеллингов, переводе буквальном и потому изощренном. У большинства великих операторов в истории, от Фройнда до Стораро, была хотя бы манера, хоть прием, ну хоть завитушка на полях, которую они пряной щепоткой подмешивали в варево авторского замысла и которая выдавала их присутствие лучше всяких титров; так в 90-е коллеги безошибочно опознавали руку Рерберга в телерекламе, которую тот, уже смертельно больной, подвизался снимать от безысходности.

Юсова не опознаешь. «Я шагаю по Москве», «Солярис», «Красные колокола» и «Черный монах» — тут и самый завзятый концептуалист спасует перед поиском общности. Нету ее тут, нету; четыре совершенно автономных мира, несходных ни в логике, ни в эмоции. Работая исключительно с мастерами первого ряда, обладающими точным, мощным, завершенным видением — то есть таким, к которому можно ничего не добавлять, — он не делал между ними дальнейших различий. Расширяя мандельштамовское «не сравнивай, живущий несравним», он понимал, что полноценные, полнокровные авторские миры не могут быть лучше или хуже один другого. Не было в советском кино той поры индивидуальностей более непримиримых, чем Бондарчук и Тарковский, — и творчески, и человечески; и когда первый со всей своей партийной царственностью нещадно громил второго с высоких трибун, обеспечивая ему ореол мученика, — оба затем шли работать на съемочную площадку, где их, гениев, ждал Вадим Юсов. И обеспечивал одному — неистовую апокалиптическую героику с вертолетами, другому — невыносимую тишину богооставленности с космосом, снятым в тазу. Именно этот странный талант, который более подошел бы заправскому лицедею, и позволил Юсову вырастить несколько поколений отечественной операторской школы: самое уязвимое место любого выдающегося мастера, ставшего педагогом, — воспитывать себе подобных, оказаться поставщиком собственных уменьшенных копий. Юсов же преподавал студентам мастерство, а не себя. У него не было и не могло быть подражателей. Только ученики.

Вадим Юсов и Андрей Тарковский во время съемокВадим Юсов и Андрей Тарковский во время съемок© РИА «Новости»

…И все же. Сама эта взыскательность отбора, сама независимость и автономность каждого из творимых Юсовым экранных миров кое-что да определяли. «Я шагаю по Москве» — это, конечно, герои-шестидесятники, юные и вольные, но прежде всего — сама Москва с ее дождями и солнечной пылью, асфальтом и воздухом. «Андрей Рублев» — рассказ о художнике-страстотерпце с его обетами и муками, но прежде всего — о земле смут и набегов, крови и берез, и инок в черном клобуке здесь — лишь безмолвный свидетель, переплавляющий своим гением ужас в образ. В «Они сражались за Родину» земля, насмерть изрытая окопами, адское огненное колесо мельницы и багряные небесные битвы ангельских воинств во весь окоем парализованного страхом солдата памятны ярче и острее звездного актерского состава, а в «Черном монахе» таинственный сумрачный сад с побитыми временем лестницами и яблоками говорит о духовном распутье главного героя раньше и вернее его текста и мимики. Иными словами, даже в этих фильмах, названия которых вроде бы обязывают ставить в центр человека, Юсов прежде всего создает мир в целом: огромным общим планом, со своими характером и духом, нравом и судьбой. Человек в этот мир вписан или ему противопоставлен, властвует над ним, или искупает его, или погибает под его тяжестью — но мир здесь громаднее и неотменимее человека. Каждый из этих фильмов заканчивается, когда подходит к концу сюжетная история, намеченная сценаристом и развернутая режиссером. Но мир вокруг нее, увиденный Юсовым, продолжается во всей своей полноте. «Та» Москва, «та» Русь, «те» поля сражений и «тот» сад по-прежнему где-то существуют и по-прежнему напоены все тем же — непреходящим счастьем, или болью, или ужасом, или тоской. Перерастая и переживая своих героев, свою эпоху, своих режиссеров — и даже ныне своего оператора. Вадим Юсов, художник без почерка, гений без стиля, не создавал своих, авторских миров. Он лишь зримо воплощал чужие. И делал их вечными.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20245254
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20246862
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202413340
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202419798
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202423867
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202429164
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202429832