19 ноября 2014Кино
190

Сказание о земле Сибирской

Фильм о Егоре Летове «Здорово и вечно» выходит в прокат

текст: Василий Корецкий
Detailed_picture© «Beat Films»

С 20 ноября в российском прокате — «Здорово и вечно» Натальи Чумаковой и Анны Цирлиной. Спродюсированный в том числе и Борисом Хлебниковым документальный фильм о лучших годах Егора Летова и «Гражданской обороны» снимался пять лет на добровольные пожертвования будущих зрителей — известных и неизвестных.

Это очень странный фильм. Начало, середина и конец — всего этого нет у биографии Егора Летова, снятой его вдовой (и басисткой «Гражданской обороны») Натальей Чумаковой. В фильме есть лишь вечное вчера, которое при этом ощущается как вечное сейчас. Словно бы ты попал в сгусток времени и энергии, словно бы тебя подхватил и закрутил холодный вселенский поток. И это все — несмотря на вроде бы линейную структуру рассказа. «Здорово и вечно», как и положено масштабной биографии, начинается с пролога — неудачной поездки абитуриента Летова в Москву — и заканчивается эпилогом (флаг НБП, висящий над сценой, — Летов был четвертым человеком, получившим партбилет из рук Лимонова). И тем не менее «Здорово и вечно» не похоже ни на хронику, ни на драму. Тут много говорящих голов: Сергей Летов, Жариков, Гурьев, Кузьмин, Судаков, Рябинов — но это вообще не рассказ, а одна сплошная примета времени, подмерзшая российская хлябь, разверзшаяся на весь экран. Парадоксальное самозарождение в этой совсем не питательной среде едва ли не главного русского культурного проекта и репрезентирует фильм Чумаковой. Хроникальные кадры суетливо-унылой советской жизни, смонтированные с хроникой бунта против советского, эстетически мало различаются. Сибирский панк (так же как и московский соцарт с романтическим концептуализмом) кажется настолько же естественным продуктом пятиэтажной застройки, транспарантов, песен Пахмутовой&Добронравова, адового убранства провинциальных домов пионеров, насколько калифорнийская гаражная психоделия, русским аналогом которой Летов себя ощущал, была продуктом НТР в области химии.

© «Beat Films»

Химия позже появится и в жизни Летова, но тот период, о котором рассказывает «Здорово и вечно», питался, кажется, исключительно энергией быстрого распада. Я отчетливо помню ощущение, которое оставила у меня первая услышанная мной кассета «Обороны»: что-то выжженное дотла, еще не остывшее, бредовое и одновременно предельно конкретное и реалистическое, словно родившееся внутри обезумевшего тепловоза (как-то даже не допускалась мысль о том, что эти звуки может издавать человек). Фильм не то чтобы подтверждает или отвергает то впечатление, но как бы гуманизирует его. Да, это все-таки были люди — но практически с другой планеты (особая, сибирская, природа «Гражданской обороны» постоянно отмечается кадрами и голосами). «Здорово и вечно» вообще здорово очеловечивает образ Летова, постоянно подчеркивая: то, что публика считала анархическим бунтом, неуправляемой стихией, на самом деле было сложным, изощренным интеллектуальным, спиритуальным и технологическим процессом. В фильме среди жестких, ломающихся на пиксели кадров сибирской поземки и московской толпы скрываются трогательные детали, способные украсить самый голливудский из байопиков. Письмо юного Игоря брату Сереже (тема: «кем бы я хотел быть»). Фотографии времен «Посева» — все парни в идиотском гриме а-ля Элис Купер; сибирский антисоветский глэм, кто бы мог подумать! Аккуратные, структурированные автографы текстов. Котики. Прогулки в лесу, о которых обязательно упомянут свидетели и соучастники.

© «Beat Films»

Эти соучастники (Манагер, Кузя УО, Черный Лукич) образуют самый странный пласт фильма. Именно их присутствие не дает «Здорово и вечно» превратиться в стандартный линейный рассказ, ведущий из прошлого в настоящее. Настоящее, в котором сидят эти люди (в какой-то момент их черно-белое изображение становится цветным, что создает довольно сильный эффект необратимости), словно бы отделено от прошлого необъяснимой пропастью. Время, запечатленное на пленку, особенно разрушительно — но здесь возникает ощущение не столько прошедших лет, сколько утраченного смысла. Видимо, миф, эхо «Гражданской обороны» как культурного феномена настолько превосходит масштаб отдельно взятого человека, что он кажется ничтожным и неуместным на его фоне — даже если он в общем-то сам и создал этот миф. Кажется, все участники и создатели фильма прекрасно осознавали этот эффект — но мужественно согласились на нелегкий и рискованный труд по архивированию своей собственной жизни. И то, что она оказалась соразмерной эпохе — а значит, больше их самих, — это, конечно, неочевидное, но чудесное везение.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20244878
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20246437
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202413030
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202419518
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202423598
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202428902
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202429556