Разговор c оставшимся
Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20244879У этого фильма и впрямь повадки Левиафана: он заглатывает зрителя в первую же минуту и выплевывает обратно в темноту зала — ошарашенного, беспомощного — лишь на финальных титрах. Открывающая цитата из Книги Иова, выписанная готическим шрифтом, — «Нет на земле подобного ему» — не врет. Найти аналоги этому киноэксперименту в истории и впрямь сложно, если вообще возможно.
Антропологи по образованию, режиссеры Люсьен Кастен-Тейлор и Вирина Паравел познакомились в Sensory Ethnography Lab — экспериментальной лаборатории визуальной антропологии в Гарварде. Звучит по-научному представительно, но, как иронично замечает Кастен-Тейлор, экспериментальной эта лаборатория называется вовсе не потому, что там проводят какие-то важные эмпирические исследования: «Просто мы толком не понимаем, чем мы там занимаемся». Такая ученая несерьезность позволила им выйти как за рамки собственной науки, так и за рамки документального кино. Потому что «Левиафан» — это, безусловно, визуальное упражнение в чем угодно, только не в антропологии.
Формально фильм — о буднях рыболовецкого траулера, правда, он снят в уникальной перспективе. Он предлагает нечеловеческий взгляд на вещи: чайки, рыбы, скаты и прочие морские гады приравнены камерой в своих правах к рыбакам. Если не сказать больше — человеческая точка зрения вытеснена здесь на периферию. «Каково быть летучей мышью?» — философ Томас Нагель в знаменитой одноименной статье уверял, что мы никогда не сможем ответить на этот вопрос. «Левиафан» с присущей кино легкостью опровергает безупречную логику Нагеля: за полтора часа вы побываете и в шкуре (точнее говоря, чешуе) рыбы, и в раковине моллюска, а заодно узнаете, каково быть чайкой.
Технический секрет фильма кроется в легчайших цифровых камерах GoPro, которые режиссеры крепили ко всему подряд: к головам рыбаков, сетям и снастям, носу корабля и обезглавленным рыбьим тушам. Камера раскачивается в такт моря, ныряет под воду и выпрыгивает на поверхность, как летучая рыба. Она смотрит на рыбаков, но ее взгляд прикован к поверхности палубы — мы видим только подошвы резиновых сапог, гигантские клювы и выпученные глаза умирающих рыб, которые, как и ты, беспомощно трепыхаются на палубе.
В «Левиафане» ничего не происходит и ничего не изменяется: рыбу ловят, рыбу чистят — вспарывают брюхо, а требуху выбрасывают в море, цикл повторяется. Вот и все. Никаких закадровых комментариев, никакой экологической критики, никакого марксистского сострадания. Эмоции и мораль — человеческое, слишком человеческое — выброшены за борт как ненужный балласт. Тут чистая онтология: океан, траулер, рыба. И ровный, глухой ритм волн, которым фильм пропитан от первого до последнего кадра. «Рай для холостяков и ад для девиц».
Запрещенный рождественский хит и другие праздничные песни в специальном тесте и плейлисте COLTA.RU
11 марта 2022
14:52COLTA.RU заблокирована в России
3 марта 2022
17:48«Дождь» временно прекращает вещание
17:18Союз журналистов Карелии пожаловался на Роскомнадзор в Генпрокуратуру
16:32Сергей Абашин вышел из Ассоциации этнологов и антропологов России
15:36Генпрокуратура назвала экстремизмом участие в антивоенных митингах
Все новостиМария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20244879Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым
22 ноября 20246438Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах
14 октября 202413030Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается
20 августа 202419518Социолог Анна Лемиаль поговорила с поэтом Павлом Арсеньевым о поломках в коммуникации между «уехавшими» и «оставшимися», о кризисе речи и о том, зачем людям нужно слово «релокация»
9 августа 202420187Быть в России? Жить в эмиграции? Журналист Владимир Шведов нашел для себя третий путь
15 июля 202422839Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым
6 июля 202423598Философ, не покидавшая Россию с начала войны, поделилась с редакцией своим дневником за эти годы. На условиях анонимности
18 июня 202428766Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова
7 июня 202428902Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»
21 мая 202429556