6 мая 2015Кино
109

«Мы не уверены, что этот урок кто-то вообще усвоил»

Неизвестный документальный фильм Хичкока о концлагерях — кто его восстановил и зачем?

текст: Василий Корецкий
Detailed_picture© IWM Film

Всю прошлую, эту, да и следующую неделю кинозалы в России будет оглашать канонада костюмно-патриотических фильмов, нестройными рядами вклинившихся в праздничную прокатную сетку. Совсем в другой тональности звучит британский док «Наступит ночь», сделанный на базе забытого, но недавно вновь откопанного на полке британского документального фильма «Фактические свидетельства о немецких концентрационных лагерях». Хроника ада, снятого военными операторами — как британскими, так и советскими, — была смонтирована Альфредом Хичкоком и Стюартом Макалистером (монтажер самых главных хроник военного времени, постоянно работавший со знаменитым Хамфри Дженнингсом) в рекордные сроки, за несколько месяцев. Но изменившаяся за это время политическая конъюнктура (план Маршалла, стремительное превращение мировой войны в холодную, активизация сионистских организаций и массовая эмиграция переживших Холокост в Палестину) сделала демонстрацию фильма нежелательной. В 2008 году Имперский военный музей, с конца 1950-х хранивший у себя материалы и сценарий фильма, начал постепенную реставрацию пленок, а антрополог (и документалист) Андре Сингер превратил этот исторический артефакт в нечто большее, подверстав к оригинальному хроникальному материалу интервью с теми, кто тогда, в 45-м, держал в руках камеры, — и теми, кого эти камеры снимали. Результат — не только одно из самых жестких свидетельств о нацистском геноциде (на экране по большей части — штабеля трупов, братские могилы и прочий некрореализм), но и в каком-то смысле пощечина западной цивилизации вообще. Проблема лагерей в фильме не ограничивается обвинением нацизма: они становятся темным секретом не только 12-летнего рейха — но и стран-победительниц. Превращение польских концлагерей в часть советского ГУЛАГа в первые послевоенные годы в «Ночи» никак не отражено, но то, что вина за Холокост частично лежит на американском и европейских правительствах той эпохи, из фильма, в общем, очевидно. Российского зрителя, воспитанного на «Боевых киносборниках», «Обыкновенном фашизме», «Молодой гвардии» и «Иди и смотри», этот материал вряд ли шокирует или удивит; куда важнее тут это авторское распределение ответственности, ясно проговоренная (в том числе и Уинстоном Черчиллем — а вот и запись его речи) мысль о том, что Германия в этом отношении не была каким-то уникальным феноменом: стоит лишь соскрести с человечества тонкий слой цивилизации — и обугленные кости Аушвицев и Берген-Бельзенов обнажатся тут же, в любой стране. О том, как на самом деле тонка грань между современностью и трагедиями прошлого, рассказывает сам режиссер Сингер.

— Производство «Ночи» длилось почти восемь лет — а, собственно, почему так долго? Это было связано с проблемами реставрации оригинальных киноматериалов «Свидетельств»?

— Первую попытку восстановить оригинальный фильм предприняли еще в 1985-м. Сейчас все было удачнее и, на самом деле, быстрее, потому что сработали одновременно два фактора. Во-первых, мы вступили в эру дигитализации кинопроцесса, что ускоряет и упрощает реставрацию. Во-вторых, наконец-то поняли, что участники и свидетели Второй мировой вообще-то умирают, их с каждым годом становится все меньше, да и вообще спустя 70 лет после событий довольно проблематично получить достоверные, надежные свидетельства о них из первых рук.

© IWM Film

— А как вы искали людей, переживших Холокост и фигурирующих в старой хронике, — например, близнецов, которые были подопытными доктора Менгеле?

— Вот это была самая сложная часть. Но тут нам помогали организации выживших, музеи и центры изучения Холокоста. После того как мы довели до них информацию о том, кого мы ищем, включились сети неформальных и формальных связей. Сотрудники Вашингтонского музея Холокоста, например, хорошо знали этих сестер, Еву и Веру. Имперский военный музей в Лондоне тоже здорово помог нам с контактами. И сотрудники мемориала Яд ва-Шем в Иерусалиме тоже.

— В вашем фильме вскользь звучит важная мысль о том, что концлагеря — это в какой-то степени темная, страшная тайна всей современности, что вину за их существование нельзя возложить исключительно на нацистский режим — в конце концов, впервые лагеря появились еще во время англо-бурской войны. Кроме того, в фильме прямо показаны лагеря, которые были организованы в Палестине для концентрации еврейских иммигрантов уже после войны. Колючая проволока, охрана, бараки, все вот это. Вы действительно хотели подчеркнуть, что потенциал к фашизации есть у любой страны, или такое прочтение заложено в самом документальном материале?

— Я определенно хотел показать, что в подобное варварство может впасть каждый, если цивилизация отступит. Но еще важнее для нас была надежда на то, что шокирующие кадры смогут каким-то образом предупредить любое повторение этого. «Наступит ночь» — это, так сказать, эксплицитное напоминание о том, что существуют вещи, которые нельзя похоронить в прошлом, вытеснить из памяти, о том, что есть уроки, тяжелые уроки, которые должны быть преподаны поколение — или даже два — спустя. К несчастью, мы видели столько случаев геноцида по всему миру уже после окончания Второй мировой, что не уверены, что этот урок кто-то вообще усвоил. С другой стороны, фильм уже посмотрело 2 млн зрителей, так что какая-то надежда все-таки есть.

— В сегодняшней России история Второй мировой (вернее, той ее части, которая называется у нас Великой Отечественной), культ победы советских войск становятся частью правой, неомилитаристской идеологии. А как осмысляют этот период в Британии? Вторая мировая вообще считается чем-то давно прошедшим, уже не таким важным — или ее события периодически реактуализируются?

— Ревизионизм и скучная обязаловка, потихоньку просочившиеся в современное преподавание истории Второй мировой в британских школах, были одной из главных причин сделать этот фильм. Когда оглядываешься на те события, остро понимаешь, что установление связи молодежи с недавней историей, напоминание о прошлом — это просто жизненная необходимость. И мне особенно приятно, что в нашем фильме мы смогли показать эту историю скорее через глобальную призму (советскую, американскую, британскую и немецкую перспективу), нежели выбирая какую-то одну точку зрения.

© IWM Film

— Вы допускаете, что сегодня фашизм может возвращаться под маской антифашизма?

— Да. Фашизм заразен и может принимать любые обличья. Подъем антисемитизма и расового фанатизма в Европе хорошо показывает, какими настороженными мы должны быть, чтобы противостоять такому невежеству и нетерпимости.

— Одной из причин, по которым «Свидетельства» легли на полку, были очень жесткие кадры массовых захоронений узников Берген-Бельзена, горы трупов — в общем, вещи, беспрецедентные для зрителей того времени. Сегодня сцены насилия, смерти, страданий — обычное дело в сводках новостей. Значит ли это, что мы стали более терпимыми к образам страданий, наше сочувствие к жертвам притупляется и мы становимся все более уязвимыми для нового варварства?

— Я думаю, что жесткость, запредельность лагерного материала была не самой главной причиной того, что власти отказались показывать фильм в 1945-м. Политический прагматизм, начало так называемой холодной войны, страх сионизма, нежелание и дальше осуждать немцев, чья страна и так превратилась в руины, — все это было куда более важными резонами для запрета. Но ваш вопрос про наш иммунитет к образам насилия — который делает нас, наоборот, уязвимыми для проявлений этого насилия — имеет смысл. Конечно, обилие подобного материала в сети и в новостях означает, что никого уже такими кадрами не удивишь. Но мне кажется, что, преподнося такие свидетельства в нужном контексте, мы по-прежнему можем вызывать эмоциональный отклик. Не думаю, что люди, посмотревшие «Наступит ночь», захотят повторения тех событий.

— Один из героев вашего фильма, оператор, снимавший оригинальную хронику для «Свидетельств», довольно подробно говорит о том, что они старались снимать длинными кадрами, чтобы свести к минимуму необходимость монтажа и тем самым отвести будущие обвинения в подделке. Сегодня, когда тотальный переход на цифровые технологии открывает безграничные возможности манипулирования изображением, — не становятся ли видеосвидетельства современных нам преступлений ненадежными, уязвимыми для будущей ревизии истории?

— Цифровые технологии — это палка о двух концах. Не будем забывать о том, что цифра позволяет мгновенно распространять информацию, поэтому скрыть свидетельства насилия или катастроф сегодня куда сложнее. Все немедленно становится известно всему миру. Подделки всегда будут, но сегодня мы, к счастью, имеем такое количество качественного видеоматериала, что сам его объем — мощнейшее и очень убедительное оружие против отдельных попыток исказить или скрыть факты.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20248310
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202414960
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202419349
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202424609
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202426083