17 сентября 2015Кино
121

Растворение в мире

Участники фестиваля исландского кино — о драме взросления острова

текст: Ксения Голубович
Detailed_pictureКадр из фильма «Девственная гора»

Исландия вышла на мировую сцену не так давно — долгое время эта маленькая европейская страна оставалась вне конкурса. Большая жизнь, войны и потрясения текли мимо. И вдруг — финансовый бум. В течение одного поколения — за время буйных 90-х — Исландия входит в международную банковскую систему, становится финансовым чудом и даже производит нескольких звезд мировой величины. Рейкьявик появляется на карте международной жизни, на карте воображения. И тут происходит кризис 2000-х, обвал и крах. Но назад уже пути нет: Исландия открылась миру и открыла мир для себя. Свидетельство тому — возникновение очень сильного национального кинематографа, который осмысляет новейший опыт Исландии. На дворе — «исландская весна».

17—20 сентября в московском кинотеатре «35 мм» пройдут Дни исландского кино, во время которых можно посмотреть главные фильмы последних двух лет, рефлексирующие о нынешнем переходном состоянии острова от локализма к глобализму: «Жизнь в аквариуме», «Девственная гора», «Северный Париж» и два документальных фильма — «Последняя поездка» и «Пути и призраки».

Ксения Голубович поговорила с куратором программы Раггой Паслдоттир, которая, кстати, сама является частью того же «движения в мир» (Рагга училась в Петербурге, знает русский язык, была первым куратором, устроившим в Исландии выставку фотографий Александра Родченко, этот фестиваль — ее частная инициатива, чистый случай «народной дипломатии»). К этому разговору об исландском кино вообще и фильмах фестиваля в частности также присоединились режиссер Хафстайн Сигурдссон и продюсер Юлиус Кемп.

— Рагга, почему вообще вы решили провести фестиваль в Москве?

Рагга Паслдоттир: Год назад я руководила работой арт-кинотеатра в Рейкьявике, и у нас проходили дни русского кино. Продюсер из России Марина Юшанинова предложила мне устроить похожий фестиваль исландского кино в Москве — я так и сделала. При поддержке русских друзей. Я такой самоназначенный культурный посол между нашими странами.

— Расскажите, пожалуйста, чуть подробнее о фильмах, которые вы привозите.

Паслдоттир: Мы показываем новые и очень успешные картины. В Исландии сейчас буквально кинематографическая весна. Мы снимаем много — не так много, как снимают в России, конечно, но мы быстро развиваемся. Кроме того, Исландия с ее необычными ландшафтами, особенным светом и небом стала съемочной площадкой для большого числа зарубежных фильмов — американских, европейских. И российских — именно у нас снимал финал своего «Фауста» Александр Сокуров. В «Фаусте», кстати, играет и исландский актер Сигурдур Скуласон, и мы привозим на фестиваль фильм с его участием — «Северный Париж». На фестиваль приедут Хафстайн Гуннар Сигурдссон, режиссер «Парижа», и Юлиус Кемп, продюсер фильма «Жизнь в аквариуме». Это новый и очень известный фильм о жизни Рейкьявика прямо накануне финансового кризиса 2008 года. Третья игровая картина нашего фестиваля — «Девственная гора» — уже была в программе нескольких российских фестивалей, в том числе и ММКФ. Еще у нас будут два современных документальных фильма — «Пути и призраки» и «Последняя поездка» (об отношениях человека и лошади и о мире верховой езды в Исландии).

Кадр из фильма «Северный Париж»Кадр из фильма «Северный Париж»

— Мне кажется, что все фильмы вашей программы объединены общим кризисным состоянием, в котором оказываются герои. Кризисом самоидентификации. Кризисом, вызванным необходимостью определить свое место в мире. Это справедливо и для «Жизни в аквариуме», все три героя которой — лишние люди, люди, лишенные места. И для «Девственной горы», рассказывающей о человеке, живущем домашней, упорядоченной жизнью и вдруг вынужденном принять первое решение — в довольно зрелом возрасте. То же самое — в комедии «Северный Париж», которая рассказывает о встрече сильно пьющего отца и сына, специально уехавшего учителем в маленькую деревушку. И это же верно для двух документальных фильмов фестиваля. Первый — «Пути и призраки» — посвящен теме викингов и возвращения домой, экспансии и одновременно поиска собственных корней. А «Последняя поездка», которая формально рассказывает о взаимоотношениях наездника и лошади, на самом деле говорит о той же проблеме выбора между выходом в «большой мир» и сохранением национальной идентичности. Перед героем стоит проблема: стоит ли вывезти лошадь на международные скачки, но больше не иметь возможности вернуть ее домой по причине карантина? Это, конечно, дилемма не лошади, а человека: показать себя глобальному миру, но ценой растворения в нем — или, наоборот, держаться корней, но так и не увидеть мир. Фактически все эти фильмы — драмы взросления, но не отдельного человека, а целой страны. Возможно, в этом преодолении исторического инфантилизма и есть некое родство наших культур. И в этой атмосфере маленьких провинциальных городков — как в «Северном Париже». Хафстайн (Сигурдссон, режиссер фильма «Северный Париж». — Ред.), а как вы сами определяете коллизию своего фильма?

Хафстайн Сигурдссон: Мне хотелось исследовать различные аспекты того, как отношения между людьми в маленьком городском сообществе при определенных обстоятельствах могут стать неловкими и даже катастрофическими. Такая ситуация — не редкость в Исландии, страны с населением 300 000 человек. Мне кажется, что в этой истории есть даже определенный чеховский мотив. Но вообще «Северный Париж» — это комедийная драма о поиске своего места в жизни. Для кого-то это тяжелая борьба, для кого-то нет, но эту задачу так или иначе приходится решать каждому. Я провел некоторое время в городе Флатери на северо-западе Исландии. Это потрясающее место с великолепной природой. Население — 159 человек. Но это место противоречий, где сочетаются красота и меланхолия, и оно в итоге и стало самой подходящей площадкой для нашего фильма.

— Мне все время кажется, что при огромной разнице самих историй и визуального материала есть какой-то резонанс между пробуждением маленького острова, обитатели которого поворачиваются к миру, и пробуждением огромного, но столь же островного, по сути, государства, вернее, даже материка, как Россия... Чеховские вопросы всплывают не как цитаты, а как сходство структуры внутреннего конфликта. А какой социальный контекст прочитывают исландцы в вашем фильме? Ведь тема отца и сына — вечная, а вот ее подача...

Сигурдссон: Название города, где мы снимали, никогда не упоминается в фильме. Это мог бы быть любой маленький город в Исландии. За прошедшие годы все рыбные квоты были приватизированы частными компаниями, и многие из этих городков потеряли свой главный источник дохода. Сегодня это больная тема в Исландии, поскольку рыба является ее главным природным ресурсом, и многие говорят, что доход от рыболовецкой индустрии должен принадлежать нации, а не частным корпорациям. И хотя в фильме об этом прямо и не говорится, но для исландской аудитории ситуация совершенно прозрачна. Город показан довольно в грустных тонах — а тона эти таковы из-за грустной экономической ситуации; возможно, сами съемки города — главный социальный комментарий нашего фильма. Это город-чистилище, он не знает, что его ждет в будущем, и не может ничего обещать и своим жителям. Но то же самое справедливо и для главного героя, человека, который тоже живет в своего рода чистилище. Причем причины переживаемого им кризиса отчасти кроются в том кризисе гендерных ролей, который происходит сейчас. С обретением больших прав и равенства возможностей в обществе женщины стали более активны, и это вынесло многих мужчин на обочину, им трудно понять, какое место в жизни они должны теперь занять.

Кадр из фильма «Жизнь в аквариуме»Кадр из фильма «Жизнь в аквариуме»

— Теперь давайте немного поговорим о другом игровом фильме программы, «Жизни в аквариуме». С нами — продюсер фильма Юлиус Кемп.

Юлиус Кемп: Я хотел сделать историю, действие которой происходило бы в 2008 году, во время финансовой катастрофы. Правда, вышло так, что мы сделали фильм, где действие происходит в 2006—2007 гг., на взлете экономики, которая потом рухнула в тартарары. Так что о финансовой катастрофе мы фильм еще пока не сняли!

— Так о чем же в итоге «Жизнь в аквариуме»?

Кемп: Это простая история о трех людях, которые встают перед необходимостью резко изменить свою жизнь, чтобы обрести некое очищение. Но это в общем, а при ближайшем рассмотрении все три линии раскрывают слой за слоем многочисленные значения, и этот смысловой пирог становится все толще и все сложнее, а мы все углубляемся и углубляемся в персонажей... У всех троих героев есть общее, все они так или иначе живут двойной жизнью. У всех троих дочери приблизительно одного возраста, им всем надо подвести определенные итоги, при том что над ними нависает одновременно их прошлое, их настоящее и их будущее.

Для меня было важно, чтобы аудитория сразу же видела перед собой персонажей, которых бы считала кристально ясными и простыми. А по мере углубления в историю и близкого знакомства с героями мы бы постепенно узнавали, что у них есть другие стороны, что они — довольно сложные люди, а не просто какие-то целлулоидные образы. В итоге все получилось как надо — и фильм стал кассовым хитом в Исландии.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249413
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202416056
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420368
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202425605
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202426949