21 апреля 2017Медиа
297

Анна Каренова

Почему новая экранизация романа никому не понравилась?

текст: Наталья Исакова
Detailed_picture© «Мосфильм» / «Россия 1»

В науке есть понятие «принцип Анны Карениной». Это когда для успеха какого-либо дела/проекта/эксперимента необходимо выполнение кучи условий. А если что-то одно выпадет — всё, полный провал. Не годится. На помойку.

Например, для одомашнивания подходит только приятное во всех отношениях животное: покладистое, с крепкими нервами, ест все подряд, соблюдает иерархию в стае, быстро растет, хорошо размножается в неволе. Зебра — почти идеальный кандидат, к тому же красотка. Но нет. Характер скверный, упрямый, себе дороже перевоспитывать. Вычеркиваем.

Этот принцип — «всё или ничего» — распространяется почти на все экранизации «Анны Карениной». Что бы ни делали сценарист с режиссером, как бы ни старались оператор и художник по костюмам — всегда найдется что-то, что испортит впечатление от просмотра. «При Толстом такого не было!»

«Анне Карениной», которую уже нарекли «Анной Кареновой», не повезло еще до выхода в эфир. Сериал снял режиссер с неправильными политическими взглядами. А это сразу перечеркивает все возможные плюсы.

Карен Шахназаров любит Путина, не любит новую Украину, выступает в нерукопожатных политических ток-шоу, да еще и возглавляет «Мосфильм» — список грехов достаточный, чтобы заслужить среди либеральной общественности статус человека, в сущности, бездарного, который когда-то давно и буквально чудом снял один хороший фильм — «Курьер». Да и тот, если присмотреться, — так себе (сарказм).

© «Мосфильм» / «Россия 1»

«Плохой человек не может снять хорошее кино» — этот рефрен из соцсетей можно смело делать официальным слоганом сериала. Проблема в том, что в моей ленте почти никто из критикующих сериал не смотрел, смотреть не собирается и страшно этим гордится. «Не смотреть, но осуждать» лучше хоть с какой-то фактурой в руках. Поэтому — вот она.

К премьере, начитавшись Фейсбука, я была готова: «Что мог снять топ-менеджер, чья энергия ушла на лояльность режиму? Она — в нелепых шляпках со складов “Мосфильма”, у него ус отклеился. Все смотрят в камеру, говорят очень громко, будто страдают потерей слуха. Она ходит с кислой миной почти весь сериал, а потом спасительно — для зрителя — бросается под поезд. А как иначе? Если талантливый Михалков так стерся, чего ожидать от человека более скромного дарования?»

К концу первой серии я была вынуждена признать поражение. Захотелось смотреть дальше. Конечно, это не Стоппард с Джо Райтом, сделавшие гротескную феерию с Кирой Найтли. Но это точно не провал. И без пыльных шляпок.

Как вы, наверное, знаете, режиссер-чье-имя-нельзя-называть и сценарист Алексей Бузин придумали ход: постаревший Вронский встречает во время Русско-японской войны доктора Сергея Каренина и рассказывает молодому человеку историю отношений с его матерью. Ход оправданный. Сережа может задать вопросы, которые терзали его с детства. Мы бы тоже хотели их задать, да было некому. Сергей и Вронский препарируют эти отношения 30-летней давности. Не хуже, чем на приеме у психоаналитика.

«Плохой человек не может снять хорошее кино» — этот рефрен из соцсетей можно смело делать официальным слоганом сериала.

Поэтому магистральная линия в сериале одна — треугольник Каренин—Анна—Вронский. Такая сфокусированность превратила первоисточник в камерную историю, где русская госпожа Бовари предпочитает колеса поезда яду.

Зритель может сосредоточиться на нюансах отношений главных героев, наблюдая за тем, как невроз героини шаг за шагом разрушает ее жизнь и жизнь близких, превращая любовь в пытку. В конце сериала Вронский из обвиняемого превращается в такую же жертву, как и сам Сережа. Они даже внешне похожи.

Последние серии — это довольно высокий уровень камерного спектакля на двоих. Постепенно сводящая себя с ума Каренина — подозрениями, безысходностью, пониманием, что все уже сама испортила, и желанием наказать любимого за то, что прежних чувств уже никогда не будет, и за пропавшую жизнь… Как дофаминовый маньяк, она требует все большей дозы нейромедиаторов в центр удовольствия, чтобы поддержать страсть на том же уровне. А чертова биохимия против. И вот скандалы — в надежде снова высечь искру и выносом любимому мозга вернуть ощущение любви.

Вронский сначала пытается спустить все на тормозах, а потом начинает раздражаться и подкидывает дров в безумие любимой женщины.

Возникает параллель с проектом BBC «Доктор Фостер»: историей современной женщины-врача, которая медленно, но уверенно разрушает себя подозрением в неверности мужа. Превращая свою жизнь и жизнь своих близких в ад.

© «Мосфильм» / «Россия 1»

В сериале все эти этапы рождающейся и умирающей любви показаны физиологически точно. Вот момент, когда Анна только начинает включать режим бензопилы «Дружба». Это у нее не в первый раз, но еще не приобрело характер психоза. Вронский скучает, рассматривает стены, потолок в надежде отыскать там что-то спасительное, что отвлечет его от этой унылой сцены. Увидев зонтик, он рефлекторно его открывает. Как будто пытается защититься от потока нездоровых сентенций со стороны любимой. Но уже завтра все повторится — и зонтик не поможет.

Актерские работы убедительны. Виталий Кищенко — может быть, самый обаятельный и самый страдающий Каренин всех киноверсий. Лизу Боярскую я просто открыла заново — не как говорящую «Барби», а как очень сильную женщину, играющую роль такого дворянского панка. Упрямую, свободную — ну и слегка сумасшедшую, чего уж. И ее ямочки, и «бас» — то, что раздражало вначале, потом стало притягивать. Женщина-провокация, она вся за гранью нормы, а разве «нормальная» женщина так бы поступила?

Максим Матвеев — улучшенная версия Вронского, которого Салтыков-Щедрин, ненавидящий роман за исключительно «половые побуждения героев», назвал «безмолвным кобелем». Этот Вронский — тонкий и несчастный, попавший в переделку, из которой у него нет сил выпутаться. Он бы хотел быть сильнее и остановить Анну, но не может — он слабее, он привык подчиняться этой яркой женщине, играющей людьми, как куклами. Сломавшейся оттого, что реальность отказалась играть по ее правилам.

© «Мосфильм» / «Россия 1»

Химия Анна—Вронский есть, постельная сцена отличная. Живая и убедительная — так, что хочется присоединиться. Это не пластиковый ужас Михалкова, тут настоящая кровь течет по венам.

Но интеллигентной аудитории Фейсбука происходящее на экране не нравится.

Денис Драгунский: «Не стоит относиться к персонажам книг как к живым людям. Говорить “Анна Каренина — истеричная дамочка, в которой гормоны играют” — это непонимание того, что такое литература, зачем пишутся и читаются книги… В первую очередь Анна Каренина — это философское высказывание».

Ольга Мальцева: «Это фильм о том, как один молодой, успешный, жизнерадостный парень неудачно поволочился за очень неприятной, сволочной и необузданной замужней теткой. А когда она склонила его к сексу, он сразу скис, но несколько лет никак не мог выпутаться из этой жуткой истории. А тетка эта очень быстро из невротического состояния перешла в острый психоз».

Я вот не вижу ничего плохого в простой истории «сволочной тетки». Изабель Юппер сыграла таких сволочных теток вагон; не думаю, что кому-то придет в голову ее упрекать за недостаток «разумного, доброго, вечного» или философской подоплеки.

Особенно не повезло актрисам с недостаточной массой тела — Грета Гарбо, Вивьен Ли, Софи Марсо, Кира Найтли, а теперь и Лиза Боярская огребли по полной. Как будто страсть и загадка женской души скрываются в этих самых лишних килограммах.

Правда в том, что российским зрителям вообще не очень нравится, когда кто-то трогает классическую литературу. За 150 лет роман Толстого неожиданно получил статус сакрального текста. Цитировать — можно, читать по ролям — отлично, обсуждать философские проблемы, затронутые автором, — пожалуйста. А вот экранизировать — это сразу скандал.

Дело осложняется тем, что у каждого в голове своя Каренина — как правило, с лицом актрисы Самойловой и бедрами актрисы Тарасовой. И все, что мимо, — просто прямое оскорбление верующих в канонический текст графа Толстого. Особенно не повезло Аннам с недостаточной массой тела — Грета Гарбо, Вивьен Ли, Софи Марсо, Кира Найтли, а теперь и Лиза Боярская огребли по полной. Как будто страсть и загадка женской души скрываются в этих самых лишних килограммах.

Но кино — это отдельная песня, которая, на самом деле, может иметь очень условное отношение к роману. Каренин тут может оказаться симпатичным лабрадором, Анна — трансгендером, а Левин — ставить у себя в имении опыты по селекции человеческой многоножки. Постоянно сравнивать кино с первоисточником — это хлестать себя кнутом во время просмотра. Зачем?

В реальности для массового кино если только один критерий — держит ли происходящее на экране зрителя или нет. На мой взгляд, эта «Каренина» — держит. Да, доля не самая фантастическая, в районе 15%, но это точно не провал.

Сравнивать сериал надо не с книгой, а с тем, что в принципе способна производить отечественная индустрия. И эта «Каренина» в этом смысле очень неплоха. А по сравнению с недавним сериалом «Мата Хари» — так и вовсе близка к гениальности.

© «Мосфильм» / «Россия 1»

Инфернальная финальная сцена с возничим в развевающихся черных одеждах, везущим Анну на станцию, — вообще почти картинка из сериала «Из-под пера Диккенса» от BBC 1. Операторская работа хороша. Костюмы и интерьеры не вызывают вопросов, если смотреть на это с точки зрения дизайна, а не пыльной историчности.

Я бы еще музыку добавила современную, как в фильме Софии Копполы «Мария-Антуанетта» с Кирстен Данст. Но тут, боюсь, у любителей Толстого, не способных простить режиссеру появление героини на улице без шляпки, совсем бы сорвало резьбу: «Такого в романе не было!»

В этом неприятии единодушны как продвинутые зрители, так и массовая аудитория. Для которой важно, чтобы все чинно-благородно, по-мхатовски. Они скорее одобрят (но смотреть вряд ли будут) канонический телеспектакль «Анна Каренина» 1953 года, где у Анны в исполнении актрисы Аллы Тарасовой — климакс и одышка, а у ловеласа Вронского (Павел Массальский) — тройной подбородок и брюшко.

В общем, у меня только один рецепт: постараться во время просмотра любых экранизаций обнуляться. Смотреть взглядом неофита, без ссылок на первоисточник. В конечном итоге, из 30 экранизаций этого романа Толстого «Анна Каренова» — точно не худший вариант.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249357
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202415996
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420321
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202425557
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202426897