20 января 2014Медиа
333

Сердце тьмы

Новый сериал с Вуди Харрельсоном и Мэттью Макконахи, чье название говорит само за себя

текст: Егор Москвитин
Detailed_picture© HBO

2012 год, два детектива из Луизианы — заросший алкоголик с глазами наркомана Раст Коул (Мэттью Макконахи) и расплывшийся здоровяк Мартин Харт (Вуди Харрельсон) — рассказывают недружелюбным коллегам (видимо, из ФБР) про главное расследование в своей карьере. Из перекрестного допроса становится ясно, что следователи не общаются друг с другом уже десять лет. А до размолвки почти столько же охотились вместе на преступника, терроризировавшего целый штат. Первую жертву, молодую проститутку, маньяк вывез на болота, раздел, водрузил ей на голову венец из рогов и привязал в позе молельщицы к дереву. Когда детективы нашли девушку, она была мертва. Старший, Харт, первым делом подумал о жене (слишком красивая для роли второго плана Мишель Монаган) и двух маленьких дочках. Младший, Коул, первым делом подумал, что убийца — настоящий художник, а сам он вполне мог бы быть критиком. В глазах Харта что-то погасло. В глазах Коула — загорелось.

Взлохмаченный, невыспавшийся, мертвоглазый Раст в полиции — как лермонтовский офицер на Кавказе: мрачный фаталист, герой-чужак, интеллектуал с правом на убийство. Мартин на его фоне кажется заурядным копом — честным, умным, трудолюбивым, но неповоротливым. На самом деле он просто еще не начал, в терминологии Джозефа Конрада, путешествие в сердце собственной тьмы. А Раст, потерявший семью и сон и пристрастившийся к наркотикам, — уже начал. В сериале восемь часовых эпизодов, так что страшно представить, какой скорости саморазрушения достигнут эти двое в финале.

Сценарист Ник Пиццолатто (автор американской версии «Убийства») и режиссер Кэри Фукунага (постановщик «Джейн Эйр») написали и сняли первый сезон без сменщиков и напарников. Для сериала это большая редкость: обычно над ним работает целый улей писак и несколько режиссеров.

В глазах Харта что-то погасло. В глазах Коула — загорелось.

Пиццолатто и Фукунага (какие фамилии, такие идеи) открыли в Луизиане зловещую неведомую землю сродни соседним Техасским полям смерти. Поля — отнюдь не вымышленная достопримечательность. У кровожадных болот мистический потенциал не хуже, чем у Сонной лощины, только зло, живущее в них, реально: в Техасе регулярно пропадают девушки. И дело не только в криминале, но и в самом месте: даже загнанные сюда двести лет назад индейцы стали каннибалами.

Разумеется, где зло — там и кино.

На поиски пропавших девушек киношники уже отправлялись. Режиссер Эми Каанан Манн, дочь Майкла Манна, а также актеры Джеффри Дин Морган, Сэм Уортингтон, Джессика Честейн и Хлоя Морец. Вылазка закончилась показом «Полей смерти» на Венецианском кинофестивале и полным провалом фильма у критики. Режиссер Майкл Уинтерботтом тоже предпринимал попытку разгадать зловещую тайну Техаса в «Убийце внутри меня», где, среди прочего, Кейси Аффлек шлепал по голой попе Джессику Альбу, но даже на это смотреть было скучно. Что-то живое про Техас смог написать только Кормак Маккарти — но герои его «Старикам тут не место» и «Советника» имеют дело со злом, происходящим по человеческой воле. Авторов же «Настоящего детектива» явно интересует другое: раскинувшая свою липкую паутину сумеречная зона, в которую по долгу службы попадают смелые и сильные люди.

Придуманную ими Луизиану на метафизической карте Америки хочется разместить не только рядом с «Полями смерти», но и неподалеку от «Малхолланд-драйв» и «Твин Пикс».

Страшно представить, какой скорости саморазрушения достигнут эти двое в финале.

А детективные механизмы, задействованные в сериале, тянет сравнить с финчеровским «Зодиаком». Это триллер не о погонях и перестрелках, а о галлонах кофе, тысячах миль дорог, бесконечных допросах и исчерканных тетрадях. Кажется, цель авторов — затянуть зрителя в рутину детективной работы, заставить полностью синхронизировать свои чувства с чувствами героев — скучать, когда скучают они; срываться, когда срываются они; в общем, растворяться в этом кошмаре вместе с ними.

«Настоящий детектив» — из тех редких сериалов, которые требуют максимальной концентрации. Стоит на секунду отвлечься, и хрупкая магия большой (очень большой) драмы куда-то испаряется. Одна эсэмэска, один поход на кухню — и все, сериал удаляет вас из друзей. Но стоит наладить с ним доверительные отношения, и он сотрет из вашей памяти все, что вы прежде смотрели о детективах и маньяках, пусть даже снятое самим Фрицем Лангом.

О том, какой здесь замечательный Мэттью Макконахи, говорить можно долго. Но о нем и так все говорят — в связи с его невероятной творческой мобилизацией в последние годы (в «Киллере Джо», «Маде» и «Далласском клубе покупателей»): видимо, наконец-то пришло его время получить «Оскар». Если все-таки не дадут — премии, которые через год получит «Настоящий детектив», покроют часть моральных издержек.

Сериал стартовал на HBO с хорошим для кабельного канала показателем — 2,33 млн зрителей: это больше, чем было у премьерных серий «Игры престолов». Правда, такого потенциала, как у сверхпопулярного фэнтези, у «Детектива» нет: медитативные триллеры про неуловимых убийц — жанр специфический. Однако канал верит в успех сериала и уже анонсировал антологию на его основе. В следующем сезоне будут другие преступления и другие детективы — не менее звездные. Но уже сейчас ясно, что скоро мы начнем скучать по этим: взлохмаченному Мэттью и одутловатому Вуди.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20248854
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202415470
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202419865
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202425093
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202426588