8 октября 2014Медиа
254

КГБ и ЦРУ. Нет повести печальнее на свете

Юрий Богомолов о сериале «С чего начинается Родина»

текст: Юрий Богомолов
Detailed_picture© Первый канал

Информационное вещание наших федеральных каналов не устает наращивать градус агрессивной риторики. К ток-шоу типа «Политика» и «Постскриптум» прибавилось еще несколько программ того же типа: «Время покажет», «Список Норкина», «Анатомия дня». С телеканала «Россия» исчезло еженедельное шоу «Поединок», зато «Вечер с Владимиром Соловьевым» теперь выходит четыре раза в неделю. И чуть было не запамятовал — есть же еще такое эстетическое удовольствие, как «Специальный корреспондент» Аркадия Мамонтова. Наконец, в ближайшее воскресенье дебютирует шоу под скромным названием «Толстой. Воскресенье». Тонкий намек на масштаб и значимость предлагаемой Первым каналом аналитики…

С наступательной пропагандой и возгонкой патриотических эмоций дело в эфире поставлено, как видим, на широкую ногу. А вот с художественным обрамлением того и другого — просто беда.

В прошлом сезоне как-то еще скрасила ситуацию экранизация «Бесов». Ее, помнится, не смущаясь отсутствием художественных достоинств у произведения Владимира Хотиненко, приспособили к нуждам антилиберальной пропаганды. И с той поры ничего более. Сами мастера культуры не чурались изъявлений верноподданнических чувств — но то была голая публицистика. А вот так, чтобы художественно выразиться, — нет.

Впрочем, уже появилась информация о начале работы над проектом «Донбасс стучит в мое сердце», который собирается продюсировать Федор Бондарчук. И нельзя не заметить на нашем телевизионном небосклоне телесериал «С чего начинается Родина».

© Первый канал

Едва промелькнули титры, как выяснилось, что началась Родина не с картинки в твоем, уважаемый телезритель, букваре. Для молодого чекиста Громова, главного героя сериала, снятого режиссером Рауфом Кубаевым по сценарию Александра Бородянского, она началась с Лубянки под присмотром Железного Феликса.

А может, она начинается — пытаем мы авторов сериала — «с хороших и верных товарищей, живущих в соседнем дворе»? С «товарищами» не все однозначно. «Хороший и верный товарищ» подполковник Карпенко, начальник одного из отделов КГБ, в котором как раз и служит капитан Громов, чуть не разрушил брак своего подчиненного, оплошал с патриотическим воспитанием дочери, довел до самоубийства хорошую девушку с высшим образованием, но вынужденную в интересах Родины спать с иностранцами... Словом, поломал немало судеб, наломал немало дров.

А тогда, может, Родина начинается с той песни, что пела нам мать? Впрочем, с родным очагом как залогом преданности Родине — проблемы. Папа жены чекиста, генерал КГБ, продал Родину за 5000 долларов, чтобы вылечить свою старшую дочь. Еще он грубо вмешался в семейную жизнь младшей дочери, стал причиной психологической травмы влюбленного в нее молодого человека и смерти его матери, глубоко разочаровался в коммунистической идеологии и сделался агентом американской разведки. Ближе к финалу осуществить его арест будет поручено зятю.

Страна наводнена шпионами, предателей развелось видимо-невидимо. «Откуда они только повылазили?» — удивляются генералы на Лубянке.

Два визуальных мотива господствуют в сериале: памятник Дзержинскому, торчащий посреди пустой Лубянской площади, и массивные шестеренки на крупном плане, толкающие стрелку, видимо, часов на Спасской башне. Символы прозрачны: шестеренки — как жернова, перемалывающие все живое, памятник — как ось этого устрашающего механизма. Генералы КГБ в кабинетах на Лубянке под сенью портретов и бюстов человека с чистыми руками, холодной головой и горячим сердцем, распутывающие нити вражеских замыслов и плетущие нити своих заговоров, подстав, провокаций, — тоже шестеренки, если не сказать — шестерки тех, кто за кремлевской стеной грезит то ли мировым господством, то ли развалом страны.

Все это, как представляется авторам, время такое — никто не хочет в жаркое. А время это — заря гласности и перестройки. Генералы разведки, генералы контрразведки — все ищут выгоды, кто карьерной, кто сугубо материальной. Сотрудники ниже рангом, подполковник и капитан, переодевшись милиционерами и запасшись полосатой палкой, ловят прямо на шоссе шпионов, а в другой раз застукивают резидентку ЦРУ в тот момент, когда она в потайном месте закладывает шпионский камень.

И вообще, оказывается, в ту пору, в 80-е годы, работы у чекистов было невпроворот. Страна наводнена шпионами, предателей развелось видимо-невидимо. «Откуда они только повылазили?» — удивляются генералы на Лубянке.

Впрочем, обезвреживание вражеских лазутчиков — службишка, не служба. Служба — раскрыть секретный канал, посредством которого ЦРУ переправляет своих резидентов через границу, для чего задумана сложная оперативная интрига. Все идет как по маслу. И все бы прошло наилучшим манером, если бы не женщины. Они, конечно, в чем-то помогают, а в чем-то — обуза.

Подполковник предусмотрительно развелся с женой, но у него со взрослой дочерью проблема — она читает в самиздате то ли Пастернака, то ли Солженицына, на чем и пострадала. Но обошлось. Папа выручил.

© Первый канал

Вот капитану пришлось по-настоящему непросто. Его жена в отчаянии от того, что Коля недостаточно добросовестно выполняет свой супружеский долг. И Коля в отчаянии, что ему в постели приходится оправдываться за свои отлучки по делам, а на Лубянке — за свою преданность семье.

И только у них установилось взаимное доверие, как жена обнаружила у Коли тюбик с губной помадой. Контрразведчик пытался любимой объяснить, что он ею рисовал условный знак для резидента.

Тут-то я и вспомнил скетч Геннадия Хазанова «Письмо генералу»: «Вчера вечером муж подсел к репродуктору и сказал, что сейчас для него будут передавать важное сообщение. Радио сказало: “Московское время 20 часов”. Муж сказал: “Слушаюсь”. Оделся и исчез. Товарищ генерал, если вы используете для связи с моим мужем радиоточку, то почему я должна платить за нее полтора рубля каждый месяц?»

Лет 30 назад мы еще смеялись. 40 лет назад — потешались над Штирлицем и Мюллером. Теперь все серьезно. Народ готовят к войне. Мужа ничего не подозревающей жены отправляют в Штаты со спецзаданием внедриться в ЦРУ. Тогдашний председатель Комитета государственной безопасности напутствует разведчика в том духе, что предстоят трудные времена, понадобится много бойцов «незримого фронта» и он, Николай Громов, будет первым таким бойцом.

Провожает его, понятное дело, не жена, а верный товарищ Карпенко. Это проникновенная лирическая сцена. Один — на берегу, другой — на отплывающем белоснежном океанском лайнере. Сцена немая, только обмен многозначительными взглядами. Как в знаменитом эпизоде свидания Штирлица с женой.

© Первый канал

Задание было выполнено, насколько мы можем судить по разговору в самолете Карпенко с американским гражданином. Они случайно летят из Гонконга в Москву. Американца случайно зовут Сноу. Он случайно является ценным американским агентом. Но не случайно — родственником ценного русского агента капитана Громова. Прилетев в Москву, он сможет познакомиться со своей тетей, женой его дяди Ника.

Все-таки что-то родное есть у спецслужб Монтекки и Капулетти, ЦРУ и КГБ, не только в функциональном, но и в человеческом отношении — подумал я нечаянно, провожая титры. И тут же отбросил эту крамольную мысль.

Нельзя сказать, что авторам сериала симпатично ведомство, ими прославляемое. Скорее, напротив. Объективно оно выглядит на экране банкой с пауками. Но создатели кинополотна так воодушевлены его патриотической миссией, что не способны допустить, что Родина и режим не тождественны.

Именно на этом тождестве и настаивает сегодняшняя телепропаганда. Она все чаще внушает нам, что они — одно: Родина и Президент.

Говорят, Проханов уже сочинил роман «Путин». Дело теперь за экранизацией. Кто ее возьмется спродюсировать? А также срежиссировать? Выбор большой, но кому это будет доверено?


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20248802
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202415417
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202419816
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202425043
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202426522