15 апреля 2016Академическая музыка
154

Генделевский бум в Москве

Александр Рудин посоперничал с Жан-Кристофом Спинози

текст: Екатерина Бирюкова
Detailed_pictureМорган Пирс и Musica viva

В Москве, и так не обделенной в последнее время Генделем, случилось прямо-таки затоваривание им. С промежутком в один день в рамках двух разных филармонических абонементов на сцене зала Чайковского были произведены два грандиозных генделевских забега — на длинную дистанцию и чуть покороче. Французский ансамбль Matheus под управлением Жан-Кристофа Спинози исполнил «Ксеркса», одну из последних и самых популярных опер композитора. А московский коллектив Musica Viva во главе с Александром Рудиным осуществил российскую премьеру его ранней драматической кантаты «Ацис, Галатея и Полифем», также переполненной прекрасной музыкой.

Публика собралась оба раза и с честью выдержала бы этот марафон (по части километража Гендель легко может соперничать с Вагнером), если бы для разогрева перед «Ацисом» не вздумали поставить еще одну никогда не исполнявшуюся у нас старинную вещицу — ораторию Адольфа Хассе «Паломники ко Гробу Господню». Это было явно лишнее, хотя таким образом мы и услышали прекрасный голос Анны Горбачевой, спевшей там партию одного из паломников.

Еще 10 лет назад возможность сравнения двух этих исполнений — французского и русского — была равна нулю. Никакого «русского» Генделя не существовало, и казалось, что и подступаться к нему не стоит. Это такой газон, который стричь и стричь.

А со Спинози соревноваться вообще вроде как бессмысленно — он не только суперспециалист, но еще и шоумен, против которого нет приема. Его «Ксеркс», ставший одной из кульминаций нынешнего сезона, пролетел на одном дыхании. Такой унылый жанр, как концертное исполнение оперы, он и его команда сумели превратить в легкое, веселое, местами хулиганское представление, показывающее нос всей современной оперной режиссуре вместе взятой.

Жан-Кристоф Спинози и MatheusЖан-Кристоф Спинози и Matheus© Алла Милютина

Они не утруждают себя безнадежными попытками пересказать сюжет небольшого бразильского сериала про молодого персидского царя Ксеркса: любовь, непонимание, переодевание, ревность, месть, обман во имя любви, обман во имя мести, любовь несчастная, любовь счастливая, опять непонимание, опять переодевание, опять месть, опять ревность — упс, хеппи-энд. Нет, они просто флиртуют с залом, друг с другом и, главное, с музыкой.

Дирижер не скрывает восторга, радости и удивления от того, что выделывают его подопечные. Сильный состав солистов возглавили два контратенора, исполнивших партии Ксеркса и его брата и соперника на любовном фронте Арсамена, — австралиец Дэвид Хансен и канадец Дэвид Дикью Ли. Два совершенно разных голоса и два выразительных персонажа с огромной палитрой музыкальных и актерских возможностей. Вместе с ними резвились кто во что горазд остальные: шведские сопрано Ханна Хусар и Керстин Авемо, немецкое контральто Ивонна Фукс, итальянские баритон и бас Кристиан Сенн и Луиджи ди Донато.

Правила исполнения музыки Генделя, узаконенные в золотом веке аутентизма, соблюдаются как бы играючи. Пота не видно. Видна обаятельная отсебятина поверх всех этих правил. Фагот откровенно пердит (по-другому не скажешь), когда герои вешают друг другу на уши очевидную лапшу. Контрабас сбивается на джазовое пиццикато, по-дружески в решающий момент добавляя заглавному герою сексуальности. Оркестр встает и начинает петь хором, контратенор спускается в басовый регистр, а сам маэстро выхватывает инструмент из рук концертмейстерши и вспоминает свое амплуа скрипача, гарантированно нарываясь на овацию зала.

Жан-Кристоф Спинози и MatheusЖан-Кристоф Спинози и Matheus© Никита Морозов

На фоне этой феерии работа Рудина выглядит гораздо более академично и сухо. Но на ученический этаж она уже не влезает. Духовые — старинные, стильно гундосят и дают петуха, струнные — пока металлические, но глядят в сторону жил, участников загадочного образования под названием «группа континуо», для которого выписана настоящая итальянка с теорбой Тициана Аццоне, конферансный голос из микрофона торжественно объявляет следом за солистами. Сам маэстро Рудин, дирижируя, сидит за клавесином, на котором играет аккомпанемент к одной из арий, демонстрируя свойские отношения с цифрованным басом. А главное — среди молодых солистов, частично западных, частично наших, на Западе выученных, блистает впервые к нам приехавший 26-летий австралийский бас-баритон Морган Пирс с безразмерным диапазоном, невероятной подвижностью, силой и красотой голоса.

В оратории Хассе он исполнил партию проводника-отшельника, ведущего четырех паломников ко Гробу Господню. В кантате Генделя — партию циклопа Полифема, пытающегося разлучить Ациса и Галатею, которая включает в себя пять арий запредельной трудности. Примерно к четвертой из них — не бравурной, а, наоборот, медленной, завораживающей, мучительной, с бездонными разрывами регистров — стало понятно, что у московской публики, подсевшей на старинную музыку, появился новый любимец. Уже известно, что в следующий раз Пирс поет у нас Гайдна 18 сентября.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20241628
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20242779
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202410469
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202417073
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202421257
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202426580
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202427673