23 апреля 2015Академическая музыка
123

«Время сейчас непростое, много маразма, но и умные люди тоже есть»

Елена Ревич о жизни новых концертных форматов в посткапковскую эпоху

текст: Екатерина Бирюкова
Detailed_picture© katerinartists.com

24 мая в Светлановском зале Дома музыки пройдет концерт «МетаБетховен», уже своим названием намекающий на эксперимент. 9 мая на специально выстроенной плавучей сцене на Патриарших прудах будут играть Прокофьева, Баха и Уствольскую. Екатерина Бирюкова встретилась с причастной к организации обоих мероприятий скрипачкой Еленой Ревич.

— Почему вдруг возник такой сложноустроенный концерт, посвященный Бетховену?

— Я в какой-то момент столкнулась с тем, что огромное количество моих знакомых почему-то не любят Бетховена. А я его ужасно люблю. Это один из самых моих любимых композиторов. Сейчас их, пожалуй, два — он и Прокофьев. Для себя я так понимаю его язык: у него всегда все опосредованно, не прямая речь, немножко между строк. И если это принять, то лучше композитора нет. Его музыка парадоксальным образом одновременно схематичная и абсолютно живая. Интересно ее играть и разгадывать этот язык.

У него в этом году некруглый юбилей, 245 лет. Ну а что делать на юбилей Бетховена? Можно, конечно, взять и сыграть все его скрипичные сонаты. Все фортепианные сонаты. Все симфонии. Но я подумала, что надо сделать такую программу — соединить его с современными нам композиторами. Не для того, чтобы выпендриться. А для того, чтобы этот алмаз засиял немножко другими гранями. А то обычно как? В красивых залах играйте красивую музыку. Во фраках. В двух отделениях. В антракте, пожалуйста, в буфет. А с современной музыкой идите на «Территорию», «Платформу» и в сарай. Потому что современная музыка «некрасивая». Я давно строю свои программы так, чтобы совмещать современную музыку и несовременную. Это ведь очень условные понятия. Не надо разделять. Не надо делать резервации. Мне кажется, фестивали современной музыки вообще пора отменить. Я играла Брамса и Бетховена вместе с Кармановым и Сильвестровым. В этом нет ничего такого страшного. Наоборот, это блестяще действует на публику. Те, кто хотел послушать Брамса, открыли вдруг для себя Сильвестрова. А кто хотел Сильвестрова — открыл Брамса.

Концерт «МетаБетховен» у нас получается совершенно нетрадиционный. Наверное, скажут: хулиганство, наделали каких-то проектов вместо того, чтобы нормально, по-человечески взять и сыграть. Но поскольку, понимаешь, я играю на скрипке уже очень давно и всего Бетховена переиграла и так и сяк, то мне интересно попробовать его увидеть в какой-то новой форме.

Мы, например, с Полиной Осетинской играем скрипичную сонату Бетховена и «Dikhtas» Яниса Ксенакиса — это совершенно гениальная музыка, в которой он апеллирует к бетховенским скрипичным сонатам. Мы будем делать из них одно произведение.

— Это как это?

— Ну вот так вот. Сыграем, например, первую часть Бетховена и потом сразу перейдем к Ксенакису. А потом, может, сыграем только сонатную разработку. А потом — часть «Дихтаса». Хотим поэкспериментировать и сделать из этого одну материю. Я еще буду играть 3-ю часть Скрипичного концерта Бетховена с каденцией Шнитке. А перед этим сыграю Фугу Шнитке, которая будет плавно переходить в Концерт. Еще прозвучат «Testament» для 12 альтов Бретта Дина, сочинение, обращенное к Хайлигенштадтскому завещанию Бетховена, которое тот написал в отчаянии из-за потери слуха, и «Con brio» Йорга Видмана. Участвует оркестр «Персимфанс».

Концерт у нас в трех отделениях. «Лишнее», третье отделение, собственно, состоится во время антракта в фойе, где Петя Айду будет играть на старинном фортепиано «Бродвуд» 1820 года — на таком же играл Бетховен.

Эту программу, как и все те, что связаны с другим моим проектом — «Музыка на воде», мы отрабатывали вместе с Гришей Кротенко. Я что-то предлагаю, а он додумывает и идет еще дальше.

— И ваша с ним задача — найти неканонического Бетховена?

— А что, разве есть канонический Бетховен? Не существует такого. Мне рассказывали то ли анекдот, то ли быль. Чей-то дедушка в начале XX века приехал в Вену и искал, где жить. Нашел какую-то старейшую бабку, у которой сдавалась комната. Она спрашивает: а вы кто? Он отвечает: я музыкант. Она говорит: нет, музыкантам комнаты не сдаю, помню, жил у меня в молодости один музыкант, так он ругался матом, плевался на пол и вообще был совершенно несносный. «А как звали?» — спрашивает дедушка. «Да Бетховен какой-то».

А такое вполне могло и быть! По письмам и биографии мы знаем, что характер у Бетховена был дай боже. Он не был паинькой. Я не понимаю, как к нему вообще можно применить слово «канонический». Если вспомнить, как нас учили в консерватории, то да, Бетховен обязательно должен быть суровый, мощный, с нахмуренными бровями, как на портретах. Но это совершеннейший бред. Он был живой, сумасшедший, с огромным количеством эмоций.

— Кстати, о «Музыке на воде». Как поживает этот проект после ухода Сергея Капкова?

— 9 мая на Патриарших прудах будет большой праздник, посвященный Дню Победы. Мы придумали невероятно интересную программу: например, будет исполняться «Ода ко Дню Победы» Прокофьева, которая не знаю, когда последний раз звучала. «Dies irae» Уствольской. Октет Шостаковича. Налич будет петь песни военных лет — редкие, те, которых мы не слышали. Я сыграю Сарабанду Баха. Я не знаю аналогов такого проведения праздника Победы.

— То есть ты хочешь сказать, что с этим проектом все остается в силе?

— Нет. Стало сложнее. В прошлом году этим занялась дирекция массовых мероприятий Москвы с подачи Капкова. Также музей Булгакова поддержал. Мы тогда с Илюшей Кухаренко придумали эту форму — «Музыка на воде» — по названию сюиты Генделя. 4000 человек пришло, всем очень понравилось. А играли мы совсем не «Времена года» Вивальди, не попсу. Опыт показал, что играть можно любую музыку, не обязательно популярную и узнаваемую, главное — хорошо это делать. Послушав наш концерт на День города, Сергей Александрович сказал, что хочет такие концерты каждую неделю по выходным! Я пришла в ужас. Говорю: слушайте, это же жилая зона, Патриаршие пруды, здесь люди сойдут с ума, если каждые субботу-воскресенье делать такие концерты. И предложила перейти к формату такого европейского интеллигентного фестиваля open air. Мне удалось его убедить, и мы сошлись на 8—10 концертах за летний сезон. С его уходом все изменилось, конечно. Уйди он на месяц позже, мы бы успели все утвердить! Уже были выстроены программы и на Ночь музеев, и на День России. У меня была идея сделать в июле скрипичный гала, привезти разных скрипачей, например, Патрисию Копачинскую. Но нам сокращают бюджет, и остаются только концерты на главные праздники.

Сейчас мы будем двигаться постепенно — то есть проведем 9 Мая, скорее всего потеряем концерт на Ночь музеев, надеюсь, будут концерты на День России и День города. Посмотрим. Будем выруливать. Во всяком случае, команда, которая это делает, уже собралась достаточно убежденная — и в департаменте, и в булгаковском музее. Я очень надеюсь, что это выживет. Я все-таки оптимист. Время сейчас непростое, много маразма, но и умные люди тоже есть. И они видят, что тема хорошая, что она собирает лучших музыкантов. Андрюша Гугнин, Полина Осетинская, Боря Андрианов, Миша Мордвинов. Хочу, чтобы Musica Viva в этом году выступила. Даже не буду раскрывать все тайны и рассказывать, какие фантастические вещи мы напридумывали. Держу кулачки, надеюсь, что это состоится.

— Предъявляют ли вам какие-то требования по поводу репертуара?

— Нет. Они не диктуют, что делать, полностью доверяют нашему музыкальному вкусу.

— Что самое дорогостоящее в этом проекте?

— Строительство водной сцены. Это большие деньги. Это работа водолазов. В прошлом году, когда строилась сцена, я выходила утром бегать вокруг пруда и видела, как водолазы ставят сцену, на которой я вечером буду играть. Страшно матерясь, вбивали сваи.

— И что, каждый раз ее будут строить и убирать?

— До того как ушел Капков, предполагалось построить сцену на все лето. Теперь концепция изменилась. После 9 Мая сцену снимут, и дальше будем смотреть, что будет с финансированием, как часто мы сможем делать концерты. Но сцену придется, наверное, ставить каждый раз.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20244519
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20246097
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202412735
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202419230
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202423333
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202428636
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202429311