5 февраля 2016Современная музыка
594

Уотти Бьюкен: «Панк — это музыка рабочего класса»

Лидер старейшей панк-группы The Exploited о том, почему он ненавидит Green Day, политиков и Британию

текст: Егор Антощенко
Detailed_picture© Getty Images

5 февраля в московском клубе YOTASPACE и 6 февраля в петербургском А2 выступит старейшая шотландская панк-команда The Exploited. Концерты приурочены к 35-летию первого альбома «Punk's Not Dead», название которого стало одним из самых ярких панк-лозунгов. За это время из оригинального состава группы остался один Уотти Бьюкен — один из первых панков, поставивших на голове ирокез, неутомимый анархист, известный своими прямыми и бескомпромиссными взглядами примерно на всех окружающих: от политиков до коллег-музыкантов. Переживший два года назад сердечный приступ прямо на сцене, Бьюкен вопреки ожиданиям не подобрел и не обмяк — и продолжает со своим непроходимым шотландским акцентом костерить панков с многомиллионными контрактами, британцев-угнетателей и всех, кто не верит в анархию.

— Панк все еще жив?

— Если бы он умер, мы бы с тобой не разговаривали. Для меня панк — это образ жизни, способ заставить людей думать. Панк всегда был музыкой рабочего класса, музыкой угнетенных — он просто не может умереть. Даже если я сам умру, панк-музыка, ее корни останутся.

— Как вы вообще впервые эту музыку услышали?

— Это были The Vibrators, по-моему, в 1978 году. Я тогда служил в армии, но панк меня так перепахал, что я решил уволиться, стать музыкантом.

— А в армию зачем пошли?

— Ну, несколько причин. Во-первых, отец настаивал. Во-вторых, я был в уличных шайках и часто попадал во всякие неприятности. Я ведь из школы ушел в 15, так и не получив среднего образования. Ни о какой военной карьере я не думал, в армии вообще для меня все было жестко. Хотя я не жалею: такие вещи делают тебя сильнее. Так вот, я в конце концов уволился, долгое время не мог найти работу — это вообще было очень тяжелое время: безработица, массовые волнения… Почему мы назвали альбом «Punk's Not Dead»? Просто Sex Pistols, Stranglers, другие группы к началу восьмидесятых уже вышли из моды, и медиа постоянно писали: «Панк умер». Когда появились The Exploited, пресса уже потеряла к панку какой-либо интерес. Но люди из низов вроде меня всегда видели в этой музыке возможность самовыражения, это было больше чем просто модой.

Скандальное выступление The Exploited на Top of the Pops

— Но вы постоянно были при этом в независимых чартах, даже на шоу Top of the Pops с песней «Dead Cities». Каково было попасть на национальное телевидение?

— Это была серьезная история: до этого-то нас часто в клубы играть не пускали, многие смеялись над нами. А тут самая популярная музыкальная программа в стране. Самое интересное, что BBC потом вообще отказывалось от того факта, что мы были на этой программе: к ним поступали сотни возмущенных отзывов отовсюду.

— Вы тогда, похоже, сумели разозлить всех. Менеджер вашего рекорд-лейбла вспоминал, что за день до программы вы продали 15 000 синглов за день, а на следующий день после нее — 50. Панки решили, что вы продались.

— Продажи сошли на ноль, панки были недовольны, да. Вообще была масса разговоров, может или не может панк-группа появиться в телевизоре, среди попсы. Но мы выступили (хотя на TOTP все было под фанеру), вышли на большую аудиторию, так что пошло все на <…>.

Хорошие песни-то подкопились вроде: про продажных политиков, про тех, кто им сопротивляется.

The Exploited всю жизнь преследует клеймо «фашистской» группы, которую обожают ультраправые.

— Так могут говорить только полные невежды! Мы живем в Шотландии, у нас вообще там нет никакого Национального фронта, всей этой херни. На наши концерты приходили все — и скинхеды, и байкеры, и даже металлисты. Но панк — это не об одежде, не о том, как мы выглядим. Это музыка рабочего класса. Только полные мудаки могут называть нас фашистами. Как-то в Австралии я сфотографировался с одним чуваком после концерта, а он потом оказался членом какой-то правой группы. Но мне-то откуда, на <…>, об этом знать! Я фотографируюсь с сотнями людей.

— Меня еще очень удивило, что вы были фанатом габбера в свое время. Может, и на рейвы в 1990-е ходили?

— Я до сих пор обожаю габбер. Я ходил на габбер-вечеринки еще до того, как этот стиль получил массовую популярность. Чаще всего в Голландии, конечно, — в Роттердаме, Эйндховене, где проходили большие рейвы. Я где-то 20 лет на них зависал, последние годы, конечно, перестал уже. Но габбер до сих пор очень котирую — его с панком роднит агрессия, энергия.

— Вы вообще думаете о возрасте, о старении?

— А чего о нем думать? Мне уже 58 — я гребаный старик (смеется). Последние несколько лет время как-то особенно быстро летит. Начали появляться проблемы со здоровьем. Но я все еще жив — и панк тоже жив! Мы просто серьезно состарились.

«Beat the Bastards», один из главных гимнов группы

— Ну, гораздо лучше, чем какие-нибудь поп-панки, Offspring.

— Поп-панк — это вообще херня на постном масле. Поп и панк никогда по-настоящему не могут сойтись… Какой-нибудь гребаный Green Day — я их просто ненавижу, чувак! Я видел их несколько лет назад на премии журнала Kerrang!. Они что-то там выиграли, мать их, — и мне пришлось им вручать награду. Ну и сижу я потом на афтерпати, довольно пьяный, ко мне подходит их вокалист и говорит: «Когда ты помрешь, я приду посмеяться на твою могилу». Прикинь?! Я встаю, говорю ему: «Может, у тебя есть рекорд-компания и деньги, но у меня есть что-то, чего у тебя никогда не будет, — уважение панков». Его потом друзья увели от меня подобру-поздорову. Понимаешь, у The Exploited есть репутация, многие люди слушают нас десятилетиями. А поп-панки вообще не знают, как такие вещи зарабатываются.

— Вы очень давно не записывали ничего нового.

— Да, тринадцать лет. Говорю же, мы старые (смеется). Проблема в том, что после двух российских концертов нас покидает гитарист — надо искать нового (частая смена состава — вообще постоянная проблема поздних The Exploited. — Ред.). Но я очень надеюсь, что новую пластинку мы до конца этого года выпустим. Хорошие песни-то подкопились вроде: про продажных политиков, про тех, кто им сопротивляется. Про ревнивых людей — есть вещь под названием «Jealous Little Cunt». Такой классический The Exploited. Баллад и любовной лирики не будет, извините (смеется).

The Exploited — «I Believe in Anarchy»

— У вас на пластинке «Punk's Not Dead» есть песня «I Believe in Anarchy», а у главного русского панк-музыканта Егора Летова была песня «Я не верю в анархию». Мол, все равно каждый человек глядит в Наполеоны.

— Никогда о нем не слышал — но здесь он неправ, это точно… Политики продолжают лгать и эксплуатировать народ, так же как и предприниматели. Как это было при Тэтчер, так и сейчас продолжается. На референдуме о независимости Шотландии я голосовал за выход из королевства. Черт, я ненавижу гребаную Британию, чувак! Держат шотландцев за людей второго сорта — и сколько уже лет.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20241960
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249771
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202416416
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420636
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202425906
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202427238