Разговор c оставшимся
Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20244600— Вы были на концерте 7 марта 1981 года, на котором выступали «Пикник», «Россияне», «Мифы» и «Зеркало» и который стал днем рождения рок-клуба? Почему выступали именно эти группы? Как это выглядело? Почему не приехала милиция всех вязать?
— Был. Как участник группы «Пикник» (тогда еще без Шклярского). И как один из организаторов. Играл на флейте.
Подбор групп совершенно логичен. Все они к тому времени были уже известны по своим выступлениям на многочисленных «сейшенах». И проявляли инициативу по созданию рок-клуба.
Выглядело: прекрасный Жора Ордановский в белом костюме («Россияне»), великолепный Гена Барихновский в маечке («Мифы»), серьезные арт-рокеры «Зеркало» и несерьезные блюз-хард-рокеры «Пикник».
Звук был чудовищным. Потому как собирали накануне по крохам по репточкам, свозили на Рубинштейна, 13, за ночь паяли-сверлили, а затем уж… Тексты песен аудитория знала заранее.
Милиция, комсомольские оперотряды, КГБ, представители профсоюзной и государственной культуры и еще иные какие-то — все были. Но, видать, обком партии установку выдал — не трогать пока. Посмотрим, мол.
Да и за что? Все празднично, приподнято, братание. Ну, выпили потом.
— Когда вас избирали президентом рок-клуба, кто был вашим конкурентом? Кто еще мог бы возглавить рок-клуб? Почему выбрали вас?
— К тому моменту в РК (рок-клубе. — Ред.) уже сложились основы общественной демократии. Мы, малоинформированные в большинстве своем, ничего не знали о, предположим, польском сейме или древнегреческой агоре, однако естественным путем пришли к форме традиционного форума. Т.е. присутствовали «правые», «левые», «центристы», «уклонисты» и проч.
«Правые» предлагали построить РК как организацию, аналогичную «Ленконцерту», которая занималась бы исключительно концертной деятельностью.
«Левые», наоборот, настаивали, что РК должен быть абсолютно независим от государства. По аналогии с какой-нибудь церковью.
Обсуждения происходили бурно. Каждую субботу собиралось человек по 200.
Мордобитиев не было. Но забавно теперь наблюдать за дебатами наших парламентариев.
И в итоге победили «центристы», как водится. К их числу я и принадлежал.
Ну и так, на общем собрании, в 1982 году я и стал президентом рок-клуба.
Однако пива мы на тот день лишились. А концерт был классный.
— Лидер группы «Санкт-Петербург» Владимир Рекшан в своей книге «Ленинградское время» пишет: «Звук на рок-клубовских концертах был стабильно мерзким. Половину концертов народ проводил в буфете, где продавали кофе, пиво и мелкую закуску». Ваши комментарии?
— По буфету можно было судить, насколько интересен тот коллектив, который в этот день имеет место быть. Это называлось «голосование ногами». Если буфет пуст, то... Но не всегда это было объективно. Многие ныне заслуженные не всегда проходили этот тест. Кроме «Аквариума», само собой.
Однажды в том самом буфете какой-то гений придумал вот что: пробки от пивных бутылок тогда были с пластиковой вставкой, и он из разбросанных по столам пробок собрал эти вставки, вытащил и, приложив их к свежеотпечатанному ордену Ленина на газете «Правда», вставил обратно в пробки. Отпечаталось. И разбросал взад по столам.
Проходящий мимо дежурный администратор, обуреваемый жаждой, усмотрел в том (справедливо) идеологическую диверсию. Далее были вскрыты в кладовке все имеющиеся ящики с пивом. И хотя дальнейшего умысла обнаружено не было, однако пива мы на тот день лишились. А концерт был классный.
— Как была построена работа рок-клуба? Вы ходили на работу каждый день? Что вменялось вам в обязанности?
— Работа РК — отдельная история. Это эпос.
На работу каждый день — начиная с 1989 г., когда РК приобрел юридический статус, отличный от статуса кружка кактусоводов. До этого — на общественных, как говорится, началах. Обязанности — общение с людьми.
— Что отнимало у вас наибольшее количество времени на должности президента рок-клуба?
— В 80-х наибольшее количество времени занимало общение с ходоками со всей страны. Им были необходимы нормативные документы, которые мы уже тогда разработали и внедрили, а они, вернувшись к себе куда-то там, во Владивосток, Челябинск, Минск, Архангельск и проч., могли сказать: а вот в городе трех революций рок-клуб уже есть, а у нас нет. Почему? Иногда помогало. Но в итоге все зависело от инициативы на местах.
— Музыканты, принятые в рок-клуб, могли «положить» туда трудовые книжки и получать трудовой стаж. Правда, Владимир Веселкин, например, жалуется, что с ним ничего такого не произошло.
— «Трудоустроенных» в РК было прилично. Около 600 человек. Многие реально работали, некоторые периодически. Из других регионов в том числе. Это позволяло многим из них избежать тогдашней статьи УК. А Веселкин — ну что ж. Не озаботился вовремя. Двери были открыты. До сих пор выжившие приходят за справками о подтверждении стажа.
Запрещенный рождественский хит и другие праздничные песни в специальном тесте и плейлисте COLTA.RU
11 марта 2022
14:52COLTA.RU заблокирована в России
3 марта 2022
17:48«Дождь» временно прекращает вещание
17:18Союз журналистов Карелии пожаловался на Роскомнадзор в Генпрокуратуру
16:32Сергей Абашин вышел из Ассоциации этнологов и антропологов России
15:36Генпрокуратура назвала экстремизмом участие в антивоенных митингах
Все новостиМария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20244600Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым
22 ноября 20246181Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах
14 октября 202412805Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается
20 августа 202419303Социолог Анна Лемиаль поговорила с поэтом Павлом Арсеньевым о поломках в коммуникации между «уехавшими» и «оставшимися», о кризисе речи и о том, зачем людям нужно слово «релокация»
9 августа 202419974Быть в России? Жить в эмиграции? Журналист Владимир Шведов нашел для себя третий путь
15 июля 202422631Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым
6 июля 202423393Философ, не покидавшая Россию с начала войны, поделилась с редакцией своим дневником за эти годы. На условиях анонимности
18 июня 202428566Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова
7 июня 202428700Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»
21 мая 202429371