5 апреля 2016Современная музыка
499

Иван Дорн: «Не хочу быть поп-музыкой»

Популярный украинский певец о российской гастроли, новом хип-хоп-альбоме «Rapdorn» и поп-музыке 1990-х

текст: Денис Бояринов
Detailed_picture© Иван Дорн

Украинский певец Иван Дорн, известный большинству шлягером «Стыцамен», с успехом путешествует с гастролью по России: 7 апреля он дает концерт в Ростове, потом в его графике — Краснодар, Архангельск, Омск, Новосибирск и Красноярск. В каждом городе России его встречают промоутеры с жовто-блакитными воздушными шариками в руках (требование артиста по райдеру), а публика приносит на концерты украинские флаги. Иван Дорн и его музыкальный продюсер и диджей Лимонадный Джо встретились с Денисом Бояриновым в Москве и рассказали о том, что хотят быть андеграундом.

— Ты — один из немногих украинских артистов, у кого сейчас тур по России. Чуть ли не единственный. Легко ли ты решился на эту гастроль?

Иван Дорн: Нелегко. Мы долго откладывали этот тур. Мы выпустили альбом полтора года назад.

— Какие у тебя были сомнения?

Дорн: У меня есть по этому поводу стихотворение:

С момента выхода альбома — уж больше года. Где мы шлялись?
Прошу прощения, друзья, действительно подзадержались.
Боялись. Многое тогда нам к вам приехать не давало.
Непонимание одних могло начать наш тур скандалом,
Невосприятие других — хоть раньше и воспринималось.
И вот, когда иссяк запас — запас терпения и страха,
Мы подняли наш белый флаг и дружно страх послали на <…>.
Каким бы ни был этот мир — прекрасным либо же тревожным,
Мы вопреки всем здесь стоим, ибо без вас нам — невозможно.
(Аплодисменты за столом и крики «Йе-е-е».)

— Ты читаешь это стихотворение перед выступлениями в городах России?

Дорн: Да, я оправдываюсь во всех городах и сразу рассказываю суть. После этого вопросов «почему» не возникает. Мне кажется, ожидание даже пошло на пользу — мы с публикой еще жаднее друг друга схватываем. Проголодались.

— Когда журнал «Афиша» выбрал тебя своим героем, он написал, что ты меняешь российскую поп-музыку к лучшему. Как ты относишься к этой установке?

Дорн: Не буду лукавить — мне она нравится. Это приятно, но в то же время и опасно. Этим ярлыком на меня вешают ответственность. Я боюсь считать свое влияние весомым. Не хочу зазнаваться. Я хочу быть народным музыкантом — в смысле, близким к народу.

Иван Дорн — «Ты всегда в плюсе»

— Ты признаешь, что с российской поп-музыкой все не очень хорошо?

Дорн: Да вроде нет. Хорошие коллективы здесь появляются — On-The-Go, Pompeya...

— Ну это же не поп-музыка — в том смысле, что в России она недостаточно массова.

Дорн: Вот в этом моя главная проблема. Я не хочу быть поп-музыкой — просто потому, что мне не нравится это слово. Но вопрос: Земфира — это поп-музыка?

— Разумеется.

Дорн: А «Океан Эльзы» и «Бумбокс»?

— Да.

Дорн: Ну тогда ладно — нормальная компания собирается (смеются).

Мы подняли наш белый флаг и дружно страх послали на <…>.

— Твой второй альбом «Randorn» по сравнению с «Co'n'dorn» — это попытка быть не поп-музыкой?

Дорн: Ну да. Больше себя в своей музыке.

— А новая концертная программа — попытка уйти от образа человека, которые поет «Стыцамена»?

Дорн: Нет, я никогда не боялся того, что для кого-то буду артистом одной песни. Если это так — пусть это будет так, что тут доказывать. Я хотел показать слушателям, что музыкально мы можем быть серьезнее, сложнее, непонятнее и не заходить большинству. Мы можем быть андеграундом.

— Как это выглядит на концертах? Вот приходит много людей, чтобы послушать «Стыцамена», а ты им что-то серьезное и сложное — это же влияет на атмосферу.

Дорн: Они слышат «Стыцамена» — просто в новой версии, которая нас устраивает. Она могла бы подойти и концепту второго альбома, и третьего. Мы даже решили на эту аранжировку сделать трек для англоязычного EP.

— Ты обмолвился о концепте третьего альбома — что это за концепт?

Дорн: Это будет хип-хоп-альбом. Мы посвятим его Phife Dawg (участник и основатель рэп-группы A Tribe Called Quest, ушедший из жизни 22 марта 2016 года. — Ред.) и Фарреллу (Уильямсу. — Ред.).

Я хочу быть народным музыкантом.

— Фаррелл, я так понял, твой главный герой.

Дорн: Сейчас больше Q-Tip, Фаррелл был героем моего становления, моей уверенности, моего вкуса. Он занял свое место как святая икона. А сейчас я обретаю новых святых.

— Кто еще в пантеоне?

Дорн: Баста Раймс — но не все, а выборочно. И Антоха MC — я большой его фанат.

— Вот это неожиданно.

Дорн: Я впервые почувствовал дичайшую белую зависть. Я очень жалел, что не я это сделал, что это не моя музыка, не мой голос, не моя труба.

— Будет на третьем альбоме Ивана Дорна совместный трек с Антохой MC?

Дорн: Да, планируем. Но тем, что у него нет фичерингов, — тем он и крут. Тем, что он — обособленный, немножко сумасшедший. Фичеринг со мной может эту обособленность нарушить. Я за него сейчас больше переживаю.

Музыкально мы можем быть серьезнее, сложнее и непонятнее.

— По логике рэп-альбома на нем должно быть как можно больше совместных песен с известными гостями.

Дорн: Я бы сделал с Сансеем что-нибудь, со Скриптонитом, с Лионом — может быть. Мне интересно сделать что-нибудь с «Центром», с Оксимироном, с Fuse, с Ассаи, с Кравцом, с ST, с Кажэ Обоймой, c Крип-а-Крипом…

— Большой список. Басту не назвал.

Дорн: Мне кажется, он недостаточно нишевый. Хотя, возможно, я просто боюсь. Ведь и Скриптонит очень популярен.

Третий альбом будет называться «Rapdorn» (смеется).

— Когда ждать?

Дорн: Я думаю, в 2017-м. Мое любимое число — 17.

— Почему?

Дорн: Я родился 17 октября.

Лимонадный Джо: И это простое число — оно делится только на единицу и само на себя. Это очень крутые числа. Они очень индивидуальны.

Как я мог тут жить? Тут все деградируют и пьют водку.

— Своим англоязычным альбомом ты хочешь посоревноваться с Фарреллом?

Дорн: С Фарреллом? Ну нет...

Лимонадный Джо: У нас есть преимущество! Он америкос, а мы — нет. Нам нужно только достичь его уровня (смеются).

Дорн: Можно попробовать!

Лимонадный Джо: Ничего нереального не существует.

— Я знаю, что в Екатеринбурге ты был в музее Ельцина. Тебе понравился музей?

Дорн: Ты был там? Офигенно, скажи! Как круто это сделано! Как концептуально подано! После музея я задумался о президентах Украины. Кому из них можно было бы посвятить такой музей? Я пришел к пацанам и сказал, что у нас такого президента нет. А Джо мне сказал, что Кравчук. И я подумал, что да — наверное, Кравчук.

— Мне понравилось, что это музей не только про Ельцина, но и про время — про 1990-е. У тебя какие были 1990-е?

Дорн: В 1990-е я жил в городе Славутиче. Там были особенные 1990-е. Это был новый город, построенный для ликвидаторов последствий аварии на Чернобыльской АЭС и для пострадавших в этой аварии. Город был придуман максимально комфортным, потому что люди и так настрадались. Там была своя жизнь, обособленная, если сравнивать с остальной Украиной.

— И, наверное, люди были особенные. С хорошим образованием.

Дорн: Да — много физиков-ядерщиков. Много было приезжих из России. У нас в городе русскоязычных школ было большинство. Моя школа была последней русскоязычной во всей Киевской области. Я не ощутил мрачных 1990-х. Их я знаю только по книгам и по фильмам. У нас бандитизма не ощущалось, все только съехались жить в новый город, рейдерить было нечего.

Второй раз я выступал в качестве мальчика, который пел песню Шуры «Ты не верь слезам».

— Давно ты был в Славутиче? Как там сейчас живут?

Дорн: Был несколько дней назад. Мне не нравится, что Славутич превратился в дешевый предпринимательский город. Мелкий бизнес своими некрасивыми пластиковыми магазинами застраивает первые этажи домов, площади и т.д. Москва сейчас только от этого избавилась. Я понимаю, что от этого никуда не деться. Но у Славутича такая особенная архитектура. Его строили 11 стран, и каждый квартал назван в честь города той страны, которая его строила. Ереванский, Тбилисский, Бакинский, Рижский — и каждый имеет свою особенную архитектуру. Я жил в Белгородском — с кафелем в облицовке. Теперь все эта красота застраивается одинаковой пластиковой ерундой. Плюс мне не нравится, что приезжаешь туда и думаешь: как я мог тут жить — тут все деградируют и пьют водку? Наверное, так происходит с каждым, кто уезжает из маленького города, а потом в него возвращается.

Еще мне не нравится, что из Славутича исчезли фестивали. Когда работала Чернобыльская АЭС, у нас проводились очень крутые фестивали — например, «Золотая осень Славутича». Проводился с 1994 года. На него впервые на Украину приезжали Ла Тойя Джексон, Патрисия Каас, все поп-артисты России. Огромную сцену строили — чуть ли не самую большую в Восточной Европе. Такое шоу было!

— Можно сказать, что этот фестиваль помог тебе стать артистом?

Дорн: Конечно. Там же состоялся мой первый выход на большую сцену. Мои первые появления на сцене были такие странные. Первый раз — в роли мальчика, который играет на саксофоне. К нам приезжала белорусская певица, исполнявшая песню про хрипловатый саксофон. Я прошел кастинг. Фестиваль. Сцена. Шоу. Я выбегаю и начинаю играть на саксофоне там, где фонограммы саксофона нет, а когда играет саксофон — я просто танцую.

Лимонадный Джо смеется.

Все как надо! А второй раз я выступал в качестве мальчика, который пел песню Шуры «Ты не верь слезам».

Лимонадный Джо: В сеточке?

Дорн: В сеточке. Мама сделала такую рубашку длинную вязаную, женскую… Сделала мне такие… платформы, черная рубашка, обтягивающие шорты-велосипедки… Поработала стилистом. Ну, короче, артхаус детский.

Ритмика — это наш конек.

— Взорвал зал?

Дорн: Это не зал был, а площадь. Я был в темных очках. Ничего не видел. Наверное, им понравилось, что я — мальчик, такой странненький. Мне было 11 лет.

— На мой взгляд, поп-музыка в 1990-х была гораздо веселее и отвязнее, чем сейчас. Тем и интереснее.

Дорн: Однозначно. В 1990-х создали форму, по которой сейчас выливают и по которой все продается. Как Спилберг в Голливуде создал трафарет популярного кино, по которому сейчас все делают. Это называется «формат».

— Ты сейчас сидишь в жюри украинского шоу «Голос». Чему ты учишь своих подопечных?

Дорн: Ритмике. Вакарчук сказал, что наша хитрость в ритмике, не в вокале. С этим я согласен. Ритмика — это наш конек. Это то, чем мы берем. Это то, на что я хочу сделать ставку в своем хип-хоп-альбоме.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
СТОЛИЦЫ НОВОЙ ДИАСПОРЫ: ТБИЛИСИ В разлуке
СТОЛИЦЫ НОВОЙ ДИАСПОРЫ: ТБИЛИСИ  

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 202432
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249428
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202416073
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420380
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202425623
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202426962