29 сентября 2016Современная музыка
469

Возвращение Тонкого Белого Герцога

Почему в 2016 году надо слушать песни Дэвида Боуи, написанные сорок лет назад

текст: Денис Бояринов
Detailed_picture© Warner Music

На первый взгляд, только что вышедший бокс-сет «David Bowie. Who Can I Be Now? (1974—1976)» может заинтересовать только одержимых Боуи коллекционеров-фетишистов. 250 долларов за 13 виниловых пластинок (или 120 долларов за 12 компакт-дисков), а что поклонники получают взамен: три классических альбома американского периода (которые у них уже есть) — «Diamond Dogs», «Young Americans» и «Station to Station», два концертных (которые, скорее всего, тоже есть) — «David Live» и «Live Nassau Coliseum '76» и сборник синглов «Re:Call 2». Ничего такого, что они еще не слышали, хоть и в реставрированном звуке и привлекательной упаковке.

Ах да, и еще «Gouster». Главной приманкой в рекламной кампании бокс-сета был именно он — неизданный альбом, который Дэвид Боуи впоследствии переделал в «Young Americans». Но «Gouster» не открывает новых страниц в наследии великого артиста — на нем всего три песни, не попавшие в «Young Americans»: фанк-версия «John, I'm Only Dancing (Again)» и баллады «It's Gonna Be Me» и «Who Can I Be Now?» — и те были раньше засвечены в переизданиях. В черновики «Gouster» входит еще несколько демо-записей малоизвестных песен Дэвида Боуи, но их и в этот раз почему-то не удостоили внимания.

«Gouster», который звучит как эскиз к «Young Americans», не тянет на Святой Грааль от поп-музыки, как бы восторженно ни была настроена на его счет британская пресса. У аудиохрестоматии «Who Can I Be Now? (1974—1976)» — другая роль. Не открывать знание, но систематизировать. Ее составители взялись за планомерное издание (жаль, неполного) собрания сочинений Дэвида Боуи, чьи песни, написанные 40 лет назад, необходимо иметь в коллекции по той же причине, зачем нужно держать на книжных полках тома Пушкина и Толстого. Классику надо регулярно перечитывать, заново открывая для себя слова и мысли, созвучные сегодняшнему дню.

© Warner Music

В 1974 году Дэвид Боуи был одной из главных рок-звезд Британии и находился на перепутье своей карьеры. Попрощавшись с Зигги Стардастом, персонажем, сделавшим его суперзвездой на родине, да и самой родиной, певец, подбиравшийся к 30-летию, переехал в США и находился в поиске новых вдохновляющих сюжетов и звуков. За три года, проведенных в покорении Америки, Дэвид Боуи записал три непохожих друг на друга студийных альбома, которые определили его дальнейшую дискографию. В это время его занимали манипулятивная власть ТВ, механизмы тоталитарных режимов, привлекательность диктаторов и опасность возвращения фашизма. Эти темы до сих пор болезненны — не только потому, что они вечные, но и потому, что нынешнее десятилетие выглядит зеркальным отражением семидесятых. Взгляните на газетные передовицы того времени: политический кризис в США (импичмент Никсона), глобальный энергетический кризис и экономическая рецессия, СССР за глухим железным занавесом, волна терактов в Европе, войны на Востоке, активизация исламских радикалов и националистических движений. После утопических 1960-х, увлеченных разнообразными революциями, кризисные семидесятые стали эпохой крушения надежд, а Дэвид Боуи стал мощным голосом разочарования, Орфеем, который обнаружил себя в аду.

«Это не рок-н-ролл, это геноцид!»

Альбом «Diamond Dogs», рисующий сюрреалистические картины разлагающейся цивилизации, начинается с душераздирающего собачьего воя и вопля певца: «Это не рок-н-ролл, это геноцид!». Концептуальная пластинка, которую в свое время не поняли и не приняли в Британии, появилась после того, как, наглядевшись на реальную жизнь СССР из окон транссибирского экспресса, Дэвид Боуи решил сочинить и поставить мюзикл по запрещенному в СССР роману Джорджа Оруэлла «1984», описывающему мрачный уклад тоталитарного общества. Идею загубила вдова писателя, не давшая рок-звезде разрешения, и ему пришлось сочинить собственную антиутопию, в которой очевидны оруэлловские мотивы. На все лады убеждая слушателя не подчиняться силе власти, Дэвид Боуи остается пессимистом: как и «1984», «Diamond Dogs» заканчивается тем, что Система ломает бунтаря («Rebel Rebel»). В финале пластинки звучит торжественная ода Старшему Брату («Big Brother»), перерастающая в жутковатый механистический марш физкультурников «Chant of the Ever Circling Skeletal Family», который является аудиовоплощением оруэлловских двухминуток ненависти.

David Bowie — «Big Brother» (Live 1976)

Дэвид Боуи вернется к излюбленной теме природы власти и славы и на следующем альбоме «Young Americans», на котором он осуществил свою детскую мечту стать американцем, примерив чикагский look (тот самый «gouster») и филадельфийский звук. В экстатической балладе «Somebody Up There Likes Me» Старший Брат является перед человечеством в образе привлекательного политика, «выглядящего как ты и я», «обнимающего детей и целующего женщин». Певец снова шлет предостережение, что за сияющим лицом с телеэкрана может скрываться новый Иосиф Сталин или Адольф Гитлер, и они не замедлили появиться — как раз в то самое время, когда записывались песни, в Уганде властвовал Иди Амин и в Камбодже на кровавое царство восходил Пол Пот.

David Bowie — «Somebody Up There Likes Me»

На альбоме «Station to Station», вдохновленном кокаином, оккультизмом и музыкой Kraftwerk, Дэвид Боуи сам перевоплотился в обольстительного сверхчеловека по имени Тонкий Белый Герцог. Несмотря на всю гротескность, очередной образ артиста-хамелеона был воспринят как угроза обществу. Этому помогли скандальные заявления певца о том, что Гитлер был первой рок-звездой, а фашизм вскоре вернется в Британию. В адрес Дэвида Боуи посыпались обвинения в пропаганде нацизма и расизма. Впоследствии мастер метаморфоз объяснял, что Тонкий Белый Герцог был карикатурой на фюрера, которой он хотел высмеять опасные идеи и символы, остающиеся для многих привлекательными.

David Bowie — «Station to Station» & «Suffragette City» (репетиция в Ванкувере, 1976)

Забавно, что последние исторические изыскания свидетельствуют: шарж Дэвида Боуи совпал с историческим прообразом даже в самых неправдоподобных деталях — так же, как и Тонкий Белый Герцог, Адольф Гитлер был накокаиненным эго-маньяком, оторвавшимся от реальности и вообразившим себя повелителем мира живых и духов. Куда менее забавно, что предостережения, данные музыкантом-визионером 40 лет назад, по-прежнему остаются злободневными. Один из нынешних кандидатов в президенты США выглядит как постаревший и обрюзгший Тонкий Белый Герцог, который умно зарабатывает рейтинг, жонглируя националистскими идеями и умело используя магию ТВ в намагничивании своей харизмы. А кроме того, он развлекает своего избирателя, исполняя те самые песни Дэвида Боуи, — и вот это уже никуда не годится:

«Station to Station» в исполнении группы на слете республиканцев (RNC House Band)



Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20245247
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20246853
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202413333
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202419789
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202423861
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202429157
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202429826