Одна из старейших групп Ленинградского рок-клуба «Пикник» отмечает 35-летие двумя юбилейными концертами — 3 ноября в Санкт-Петербурге (БКЗ «Октябрьский») и 6 ноября в Москве («Крокус Сити Холл»). По этому поводу Денис Бояринов созвонился с ее немногословным лидером Эдмундом Шклярским.
— В Википедии написано, что в 1972 году вы как гитарист репетировали с «Аквариумом». То есть вы могли играть в «Аквариуме», а не в «Пикнике»?
— Тогда многие могли играть где угодно. Группы распадались, потом соединялись. Происходило броуновское движение. Составы менялись. Бывшие конкуренты становились единомышленниками. «Пикник» образовался из нескольких конкурирующих групп. Как минимум трех.
— Вы помните свой первый концерт с «Пикником»?
— Я помню концерт, на который нам очень хотелось попасть. В рок-клубе такими концертами были открытия или закрытия сезонов, потому что они пользовались повышенным спросом. Был ажиотаж, люди ломились в окна и двери. На других концертах было все спокойнее. Мы выступали на открытии сезона рок-клуба в 1982 году.
— В этом же году вы стали лауреатом первого фестиваля Ленинградского рок-клуба вместе с «Аквариумом» и «Зоопарком». Между вами была конкуренция?
— А как же. Как минимум заочная конкуренция всегда существует. Как между The Beatles и Rolling Stones. Все хотели быть лучшими из лучших.
«Пикник» — «Праздник» (1988)
— Что ожидает людей, которые придут на концерт в честь 35-летия «Пикника»?
— Мы будем делать некий the best из песен группы за все время ее существования. Наверняка будут такие зрители, которые придут на концерт первый или второй раз, — их нельзя обмануть в ожиданиях. Точно будем играть «Иероглиф» — мы далеко не всегда его играем. Для этих целей мы изготавливаем новый гонг, поскольку с самого начала этот предмет находился на сцене. Многие песни будут сопровождаться театрализацией. Будет Кукла с человеческим лицом, будет Человек на ходулях. Снова появится Живая виолончель — для нее делается некогда утерянная маска. Будут и музыкальные загадки — в нескольких песнях будут вкрапления мотивов, которые зрители не сразу угадают.
«Пикник» — «Иероглиф»
— Почему вы не всегда играете «Иероглиф», ваш первый всесоюзный хит, — вам надоела эта песня?
— Многие слушатели пришли к нам, минуя «Иероглиф». Они начали нас слушать с альбома «Египтянин» или даже позже. Для них «Иероглиф» не является необходимой композицией в программе.
— А был ведь еще магнитоальбом «Дым».
— Для нынешних слушателей он совершенно неизвестен. Действительно — дым.
«Пикник» — «Опиумный дым»
— Как группа «Пикник» изменилась за эти 35 лет — от чего и к чему вы пришли?
— Нам по-прежнему интересен человек, который впервые соприкасается с этим миром, — не обремененный знаниями прежних поколений. Человек родом ниоткуда. Если говорить языком 9—10-х классов, это наш главный литературный герой.
— А музыкально вы как эволюционировали?
— Музыкально, к сожалению, не эволюционирует никто. Мы в этом списке не первые и не последние. Первые годы мировой рок-музыки были революционные, когда никто не ведал, что творил. Потом была проторена некая дорога, по которой пошли музыканты. Революционных потрясений и нововведений, от которых перехватывало бы дух, я пока не наблюдаю. Новизна ушла. С этим надо смириться и не делать вид, что совершаешь революцию звука.
— То есть, как поет Борис Борисович Гребенщиков, «рок-н-ролл мертв»?
— Дело не в том, что он мертв. Человек, который берет в руки электрогитару, должен понимать, что он уже не первый и никакой революции не произведет, как бы быстро или громко он ни играл. Это данность, в которой мы живем. Чудес в рок-музыке не будет. Второго Джими Хендрикса не появится. Потому что в этом как минимум нет необходимости.
«Пикник» — «Великан»
— Важной составляющей «Пикника» является театрализация выступлений — упомянутые вами персонажи на сцене, «живые инструменты». Как вы пришли к этой идее? Наверное, это произошло не сразу — не в 1981 году.
— Мы довольно рано начали этим заниматься. Когда-то к нам попала VHS-кассета с выступлением Херби Хэнкока, который записал альбом с элементами брейк-данса. Там по сцене ползали механические существа. Мы даже пытались это повторить, но у нас не получалось — слишком сложные были конструкции.
Первый живой инструмент, появившийся у нас, — Живая виолончель. Есть всемирно известная фотография с девушкой, которая как бы превращается в скрипку (Мана Рэя. — Ред.). Мы эту скрипку «оживили» — у нее появилась подзвученная струна, на которой исполняется соло. Потом пошли другие — Новый египетский инструмент и так далее. Не все прижилось: например, в песне «Мышеловка» мы включили в действие циркулярную пилу, которая тоже была подзвучена — квакала и визжала. Она сыграла свою роль, но больше мы ее не эксплуатируем.
— В юбилейной программе обещана гитара в форме Знака.
— Эта идея зародилась несколько лет назад, и мы все никак не могли ее осуществить. А тут решили ее добить. Мне как раз сегодня привезли эту гитару. Я ее еще не включал, но надеюсь, что все зазвучит нормально.
Музыкально, к сожалению, не эволюционирует никто.
— Она мне напомнила гитару Принса.
— Логично. Я тоже видел гитару Принса. Такую же форму было делать неприлично. Поэтому у нас свой Знак. Получилось неплохо.
— Недавно вы приняли участие в байк-шоу «Ковчег Спасения» в Севастополе. Почему вы туда поехали?
— Мы уже третий раз туда ездим.
— То есть по традиции?
— Ну да, по традиции. Байкеры нас почему-то приглашают — мы не понимаем почему. Я понимаю, когда металлистов приглашают. Тем не менее какие-то нотки в душе байкеров мы задеваем. Для нас это необъяснимо.
— У вас в блоге я видел совместную фотографию с Вадимом Самойловым.
— Это был фестиваль «Окна Открой», который проводится в Питере. Мы там выступали. Потом зашел в гримерку Вадим Самойлов. Присутствие любого знакомого музыканта вызывает желание нажать спусковой крючок и зафиксировать момент для истории. Тем более что с Вадиком мы записывали совместный проект «Вампирские песни».
— Вас не связывают дружба и постоянное общение?
— Музыкальная дружба нас мало с кем связывает. У нас своя жизнь, у них своя. Мы встречаемся достаточно редко. Скорее, случайно — на фестивалях или гастролях в одном городе.
— Вы не следите за общественной деятельностью Вадима Самойлова?
— Я вообще мало за кем слежу.
— Вадим Самойлов когда-то пытался объединить рок-музыкантов в нечто вроде профсоюза и устраивал им встречу с представителями первых лиц государства. Вас не приглашали в ней участвовать?
— Я впервые слышу о том, что проходили какие-то съезды. Если бы пригласили — я бы об этом знал.
— А за общественно-политической жизнью страны вы следите?
— Я знаю, что 18-го числа будут выборы (разговор происходил в начале сентября. — Ред.), потому что я иду по улице и на всех углах стоят стенды с предвыборной агитацией.
— Пойдете голосовать?
— Пока не знаю. Когда выбирали губернатора — я ходил.
— Это выборы в Государственную думу. Разве это менее важно?
— Государственная дума далеко.
«Пикник» — «Мы как трепетные птицы...»
Последний видеоклип группы
— Песни «Пикника» оставляют впечатление написанных человеком, который пытается закрыться от реальности в собственном мире.
— Закрыться от реальности невозможно. Благодаря изменившейся реальности — пресловутой перестройке — мы смогли выступать со своими песнями. До этого мы, как и многие другие, были любительской группой, которая выступала от случая к случаю. Как ни закрывайся от действительности, только она дает возможности или отнимает их.
Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах
Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается
Социолог Анна Лемиаль поговорила с поэтом Павлом Арсеньевым о поломках в коммуникации между «уехавшими» и «оставшимися», о кризисе речи и о том, зачем людям нужно слово «релокация»
Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым
Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова