В июле 2017-го в Россию приедет Depeche Mode, чтобы дать два концерта в рамках Global Spirit Tour, посвященного выходу нового альбома «Spirit». Денис Бояринов встретился с одним из основателей знаменитой британской группы Энди Флетчером, чтобы обсудить ее гастрольную историю.
— Несколько недель назад мне попалась на глаза занятная история о человеке, который был парикмахером группы и нашел на антресолях запись с одним из первых выступлений Depeche Mode.
— Да, я читал про это. Честно говоря, я не помню этого парня. И запись эту я не слышал. Пока не услышу — не могу сказать, правда это или утка.
— Но это может быть правдой?
— Да. Поклонники записывали наши выступления начиная с самых первых лет существования группы. Думаю, что таких записей немало.
Depeche Mode — «Live at the Hammersmith Odeon, London» (1982)
— А вы помните свое первое выступление — еще не как Depeche Mode, а как Composition of Sound?
— Конечно. В Composition of Sound играли я, Мартин и Винс (Кларк. — Ред.). Потом мы услышали, как Дейв поет в репетиционной комнате, и познакомились с ним. Первый концерт Composition of Sound с Дейвом состоялся в нашей школе. Мартин выступил дважды за вечер — с нами и с группой, которая играла перед нами. Они назывались French Look. Я помню, что Дейв очень волновался, выходя на сцену в первый раз. А в зале, как мне помнится, было около 150 человек.
— Немало народа.
— Да, но они все были нашими друзьями (смеется). Им не пришлось платить за билет.
Нас иногда называли «группой причесок».
— А какие прически у вас тогда были? У нас стрижки под Depeche Mode всегда были очень важной составляющей культа группы.
— Вот этого не вспомню. Нас иногда называли «группой причесок». Мы их все время меняли и доходили до крайностей — какие-то шипы на голове. Ну и наши фанаты от нас не отставали.
— Вы помните, как Depeche Mode поехали в первый мировой тур — это было в 1982-м?
— Это не был настоящий мировой тур, лишь некое его подобие. Мы сыграли в нескольких странах Европы, мы дали первый концерт в США, и — возможно, это прозвучит странно — мы сыграли концерт в Таиланде, куда мы просто решили съездить на неделю отдохнуть. Концерт состоялся в одном из отелей Бангкока, а потом мы рванули на Пхукет. Нам было по 20 лет — безумные тайские каникулы.
Depeche Mode — «See You» (1982)
— Как и все начинающие группы, вы в то время жили в дешевых отелях и летали бюджетными авиалиниями?
— Разумеется, мы прошли через все это. По Европе мы ездили на автобусе, в котором жили и спали. Когда впервые поехали в Америку, мы повезли с собой инструменты, сдали их в багаж, а он по дороге потерялся. Очень нервная была история.
— Поскольку мы с вами разговариваем в шикарных апартаментах миланского Four Seasons, не могу не спросить о самом кошмарном отеле, в котором приходилось останавливаться Depeche Mode за годы гастролей.
— Да, тут как в оранжерее, но это не мой номер (смеется). Каких только отелей мы не повидали. Поначалу — самые дешевые, с крошечными номерами. Как во время нашего первого тура по Англии. Мы называем такие гостиницы «bed&breakfast». Это крошечные отели — в обычных домах, на 7—10 номеров. Но Depeche Mode и сейчас не гоняются за роскошью. Все, что нам нужно, — это хорошая кровать.
Мы могли бы сыграть и в России, но нам запретили.
— Я слышал байку, что в 1985 году Depeche Mode были готовы приехать и выступить в Советском Союзе, но что-то помешало.
— Нам не позволили сделать концерт советские власти. А в то время ничего нельзя было сделать без разрешения официальных лиц. У нас был в том году тур по Восточной Европе — мы выступали в Польше, в Венгрии, в Чехословакии и Восточном Берлине. Мы могли бы сыграть и в России, но нам запретили. Для нас это стало большим разочарованием: ведь мы знали, что у нас в вашей стране много поклонников.
— В 1985 году Советский Союз все еще выглядел закрытой и недружелюбной страной в глазах иностранцев. Вам не было бы страшно ехать за железный занавес?
— Нет. Страны Восточной Европы тогда были тоже не слишком дружелюбными. Я помню наш первый саундчек в Польше: мы выходим на сцену, а под ней где-то 2000 человек в униформе — полиция, солдаты. Это был шок. Как правило, мы просим, чтобы на саундчеке в зале не было ни одного лишнего человека. Мы не были готовы увидеть там армию.
А на нашем первом концерте в России люди в зале так завелись, что снесли ограждения у сцены, и полицейские выстроились в живую цепь, чтобы сдерживать толпу. Вот это выглядело жутковато.
Depeche Mode — «Live in Hamburg» (1985)
— Это было в 1998-м. А что еще вам запомнилось после этой гастроли?
— Мы впервые оказались в Москве и Санкт-Петербурге. Я интересуюсь историей, поэтому для меня было очень сильным впечатлением впервые увидеть Кремль и попасть за его стены. Концерты были безумными по энергетике. Перед концертом фанаты осадили наш отель и после еще долгое время не расходились.
Московские фанаты в ожидании Depeche Mode, сентябрь 1998 г.
— У нас бытует миф, что русские поклонники Depeche Mode — самые преданные. А вы что об этом думаете?
— Самое простое было бы сказать, что русские поклонники Depeche Mode — самые лучшие или немецкие — самые лучшие. Нам повезло, у нашей группы в каждой стране есть фантастически преданные фанаты. Есть русские поклонники, которые путешествуют вместе с нами по миру — и их немало. Некоторые из них посещают по 30 концертов за тур — мы видим их в первых рядах, облаченных в специальную униформу. Они стали нашими друзьями.
— Когда вы составляете сет-лист выступления, вы принимаете во внимание национальный вкус — какие песни предпочитают поклонники из этой страны?
— Нет. Для нас важна общая картина. Скажем, на ближайших концертах в Москве и Санкт-Петербурге мы сыграем новые песни и знаменитые песни. Но мы не можем играть по шесть часов, поэтому всегда найдутся фанаты, оставшиеся разочарованными тем, что их любимая песня не прозвучала.
— А какая будет общая картина у нового тура — у вас уже есть представление?
— Пока нет. В ближайшие недели мы поедем встречаться с Антоном Корбайном, чтобы снять видео для концертных шоу. Он разрабатывает дизайн и сценографию. Пока мы не очень много знаем о том, как будут выглядеть наши новые шоу. И это нас тоже будоражит.
Презентация фрагментов нового альбома «Spirit» в Милане, 2016 г.
— Шоу и гастроли сейчас — самая прибыльная часть музыкального бизнеса. Вы следите за тем, что происходит на этом поле? Что делают коллеги?
— Не совсем. Мы делаем то, что мы делаем. Мы не смотрим на U2 или Coldplay. Мы делаем свои шоу самыми лучшими, насколько это возможно.
— На чьи концерты вы ходили в последнее время?
— У меня не было возможности ходить на концерты в последнее время. Было совсем не до того — мы писали альбом в Калифорнии. Мои дети часто ходят на концерты. Вместо меня.
— Он только что записал новый альбом, на котором совершил поворот к социально ответственному постпанку. Моби заявил мне, что он решил отказаться от тура и это дало ему возможность записать такой альбом, какой он хочет, а не такой, который нужен.
— Вероятно, Моби устал от гастролей. Он очень много выступал в свое время. Значительно больше, чем Depeche Mode. Вот и выдохся. Вот увидите, на следующий год он точно поедет в тур (смеется).
— За исключением «Ultra», после каждого альбома Depeche Mode следовал тур. Возможна ли для группы такая ситуация, что вы запишете альбом вроде как для души, а в гастроль не поедете?
— Не думаю. Начиная с 1981 года наша карьера делится на две равнозначные половины — работа в студии и концерты. Мне кажется, проблема электронной музыки состоит в том, что в ней очень легко уйти с головой в студийную работу и забыть о том, как это будет звучать на концертах. Для Depeche Mode всегда было очень важно именно то, как наша музыка звучит на концертах. Мы можем поехать в гастроль без альбома, как однажды было с туром The Greatest Hits. Но наоборот — вряд ли. Потому что две самые восхитительные вещи, ради которых стоит завести группу, — это записывать новые песни в студии и слышать, как они звучат со сцены.
Depeche Mode — «Enjoy the Silence» (Live in Berlin, 2013/2014 Delta Machine Tour)
Depeche Mode выступят 13 июля 2017 года на стадионе СКК (СПб.) и 15 июля 2017 года — на стадионе «Открытие Арена» (Москва).
Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах
Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается
Социолог Анна Лемиаль поговорила с поэтом Павлом Арсеньевым о поломках в коммуникации между «уехавшими» и «оставшимися», о кризисе речи и о том, зачем людям нужно слово «релокация»
Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым
Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова