28 ноября 2016Современная музыка
178

Энди Флетчер: «Все, что нам нужно, — это хорошая кровать»

Участник Depeche Mode о том, как им не дали выступить в Советском Союзе, о новом мировом туре и русских фанатах

текст: Денис Бояринов
Detailed_picture© Depeche Mode

В июле 2017-го в Россию приедет Depeche Mode, чтобы дать два концерта в рамках Global Spirit Tour, посвященного выходу нового альбома «Spirit». Денис Бояринов встретился с одним из основателей знаменитой британской группы Энди Флетчером, чтобы обсудить ее гастрольную историю.

— Несколько недель назад мне попалась на глаза занятная история о человеке, который был парикмахером группы и нашел на антресолях запись с одним из первых выступлений Depeche Mode.

— Да, я читал про это. Честно говоря, я не помню этого парня. И запись эту я не слышал. Пока не услышу — не могу сказать, правда это или утка.

— Но это может быть правдой?

— Да. Поклонники записывали наши выступления начиная с самых первых лет существования группы. Думаю, что таких записей немало.

Depeche Mode — «Live at the Hammersmith Odeon, London» (1982)

— А вы помните свое первое выступление — еще не как Depeche Mode, а как Composition of Sound?

— Конечно. В Composition of Sound играли я, Мартин и Винс (Кларк. — Ред.). Потом мы услышали, как Дейв поет в репетиционной комнате, и познакомились с ним. Первый концерт Composition of Sound с Дейвом состоялся в нашей школе. Мартин выступил дважды за вечер — с нами и с группой, которая играла перед нами. Они назывались French Look. Я помню, что Дейв очень волновался, выходя на сцену в первый раз. А в зале, как мне помнится, было около 150 человек.

— Немало народа.

— Да, но они все были нашими друзьями (смеется). Им не пришлось платить за билет.

Нас иногда называли «группой причесок».

— А какие прически у вас тогда были? У нас стрижки под Depeche Mode всегда были очень важной составляющей культа группы.

— Вот этого не вспомню. Нас иногда называли «группой причесок». Мы их все время меняли и доходили до крайностей — какие-то шипы на голове. Ну и наши фанаты от нас не отставали.

— Вы помните, как Depeche Mode поехали в первый мировой тур — это было в 1982-м?

— Это не был настоящий мировой тур, лишь некое его подобие. Мы сыграли в нескольких странах Европы, мы дали первый концерт в США, и — возможно, это прозвучит странно — мы сыграли концерт в Таиланде, куда мы просто решили съездить на неделю отдохнуть. Концерт состоялся в одном из отелей Бангкока, а потом мы рванули на Пхукет. Нам было по 20 лет — безумные тайские каникулы.

Depeche Mode — «See You» (1982)

— Как и все начинающие группы, вы в то время жили в дешевых отелях и летали бюджетными авиалиниями?

— Разумеется, мы прошли через все это. По Европе мы ездили на автобусе, в котором жили и спали. Когда впервые поехали в Америку, мы повезли с собой инструменты, сдали их в багаж, а он по дороге потерялся. Очень нервная была история.

— Поскольку мы с вами разговариваем в шикарных апартаментах миланского Four Seasons, не могу не спросить о самом кошмарном отеле, в котором приходилось останавливаться Depeche Mode за годы гастролей.

— Да, тут как в оранжерее, но это не мой номер (смеется). Каких только отелей мы не повидали. Поначалу — самые дешевые, с крошечными номерами. Как во время нашего первого тура по Англии. Мы называем такие гостиницы «bed&breakfast». Это крошечные отели — в обычных домах, на 7—10 номеров. Но Depeche Mode и сейчас не гоняются за роскошью. Все, что нам нужно, — это хорошая кровать.

Мы могли бы сыграть и в России, но нам запретили.

— Я слышал байку, что в 1985 году Depeche Mode были готовы приехать и выступить в Советском Союзе, но что-то помешало.

— Нам не позволили сделать концерт советские власти. А в то время ничего нельзя было сделать без разрешения официальных лиц. У нас был в том году тур по Восточной Европе — мы выступали в Польше, в Венгрии, в Чехословакии и Восточном Берлине. Мы могли бы сыграть и в России, но нам запретили. Для нас это стало большим разочарованием: ведь мы знали, что у нас в вашей стране много поклонников.

— В 1985 году Советский Союз все еще выглядел закрытой и недружелюбной страной в глазах иностранцев. Вам не было бы страшно ехать за железный занавес?

— Нет. Страны Восточной Европы тогда были тоже не слишком дружелюбными. Я помню наш первый саундчек в Польше: мы выходим на сцену, а под ней где-то 2000 человек в униформе — полиция, солдаты. Это был шок. Как правило, мы просим, чтобы на саундчеке в зале не было ни одного лишнего человека. Мы не были готовы увидеть там армию.

А на нашем первом концерте в России люди в зале так завелись, что снесли ограждения у сцены, и полицейские выстроились в живую цепь, чтобы сдерживать толпу. Вот это выглядело жутковато.

Depeche Mode — «Live in Hamburg» (1985)

— Это было в 1998-м. А что еще вам запомнилось после этой гастроли?

— Мы впервые оказались в Москве и Санкт-Петербурге. Я интересуюсь историей, поэтому для меня было очень сильным впечатлением впервые увидеть Кремль и попасть за его стены. Концерты были безумными по энергетике. Перед концертом фанаты осадили наш отель и после еще долгое время не расходились.

Московские фанаты в ожидании Depeche Mode, сентябрь 1998 г.

— У нас бытует миф, что русские поклонники Depeche Mode — самые преданные. А вы что об этом думаете?

— Самое простое было бы сказать, что русские поклонники Depeche Mode — самые лучшие или немецкие — самые лучшие. Нам повезло, у нашей группы в каждой стране есть фантастически преданные фанаты. Есть русские поклонники, которые путешествуют вместе с нами по миру — и их немало. Некоторые из них посещают по 30 концертов за тур — мы видим их в первых рядах, облаченных в специальную униформу. Они стали нашими друзьями.

— Когда вы составляете сет-лист выступления, вы принимаете во внимание национальный вкус — какие песни предпочитают поклонники из этой страны?

— Нет. Для нас важна общая картина. Скажем, на ближайших концертах в Москве и Санкт-Петербурге мы сыграем новые песни и знаменитые песни. Но мы не можем играть по шесть часов, поэтому всегда найдутся фанаты, оставшиеся разочарованными тем, что их любимая песня не прозвучала.

— А какая будет общая картина у нового тура — у вас уже есть представление?

— Пока нет. В ближайшие недели мы поедем встречаться с Антоном Корбайном, чтобы снять видео для концертных шоу. Он разрабатывает дизайн и сценографию. Пока мы не очень много знаем о том, как будут выглядеть наши новые шоу. И это нас тоже будоражит.

Презентация фрагментов нового альбома «Spirit» в Милане, 2016 г.

— Шоу и гастроли сейчас — самая прибыльная часть музыкального бизнеса. Вы следите за тем, что происходит на этом поле? Что делают коллеги?

— Не совсем. Мы делаем то, что мы делаем. Мы не смотрим на U2 или Coldplay. Мы делаем свои шоу самыми лучшими, насколько это возможно.

— На чьи концерты вы ходили в последнее время?

— У меня не было возможности ходить на концерты в последнее время. Было совсем не до того — мы писали альбом в Калифорнии. Мои дети часто ходят на концерты. Вместо меня.

— Я недавно брал интервью у Моби.

— Я знаю его, мы знакомы.

Мы не смотрим на U2 или Coldplay.

— Он только что записал новый альбом, на котором совершил поворот к социально ответственному постпанку. Моби заявил мне, что он решил отказаться от тура и это дало ему возможность записать такой альбом, какой он хочет, а не такой, который нужен.

— Вероятно, Моби устал от гастролей. Он очень много выступал в свое время. Значительно больше, чем Depeche Mode. Вот и выдохся. Вот увидите, на следующий год он точно поедет в тур (смеется).

— За исключением «Ultra», после каждого альбома Depeche Mode следовал тур. Возможна ли для группы такая ситуация, что вы запишете альбом вроде как для души, а в гастроль не поедете?

— Не думаю. Начиная с 1981 года наша карьера делится на две равнозначные половины — работа в студии и концерты. Мне кажется, проблема электронной музыки состоит в том, что в ней очень легко уйти с головой в студийную работу и забыть о том, как это будет звучать на концертах. Для Depeche Mode всегда было очень важно именно то, как наша музыка звучит на концертах. Мы можем поехать в гастроль без альбома, как однажды было с туром The Greatest Hits. Но наоборот — вряд ли. Потому что две самые восхитительные вещи, ради которых стоит завести группу, — это записывать новые песни в студии и слышать, как они звучат со сцены.

Depeche Mode — «Enjoy the Silence» (Live in Berlin, 2013/2014 Delta Machine Tour)


Depeche Mode выступят 13 июля 2017 года на стадионе СКК (СПб.) и 15 июля 2017 года — на стадионе «Открытие Арена» (Москва).


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249356
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202415995
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420321
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202425557
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202426897