20 февраля 2019Современная музыка
108

Дмитрий Ревякин: «Конкурировать с западным потоком мы не могли — это нас и погубило»

Лидер классиков сибирского рока «Калинова моста» — о родном Забайкалье, альбоме «Даурия», встречах с Александром Башлачевым и с российскими губернаторами

текст: Денис Бояринов
Detailed_picture© «Калинов мост»

13 февраля бессменному лидеру «Калинова моста» Дмитрию Ревякину исполнилось 55 лет. Классики сибирского рока приурочили к юбилею два масштабных концерта: 20 февраля в Санкт-Петербурге и 26 февраля в Москве. С «Калиновым мостом» на одной сцене выступят друзья группы: в Санкт-Петербурге — Юрий Шевчук, «Алиса», Олег Гаркуша, Сергей Чиграков, «Аффинаж», а в столице — Гарик Сукачев, Александр Ф. Скляр, Пелагея, Владимир Пресняков-старший, группа «25/17», Стас Намин и Татьяна Анциферова.

«Калинов мост» шел в русском роке особенным путем, избегая проторенных троп, маршевых ритмов и запоминающихся припевов; при этом у записавшей 17 студийных альбомов группы есть и народные хиты («Родная», «Назад в подвалы»), и пропитанные любовью к русским слову и мелосу концептуальные работы. Такие, как последняя «Даурия», посвященная Забайкалью — суровому и прекрасному краю, который лидер «Калинова моста» считает своей родиной. В преддверии юбилейных концертов Денис Бояринов встретился с Дмитрием Ревякиным, чтобы обсудить его личную историю рок-музыки.

— Был удивлен, узнав, что вы родились и жили в Новосибирске, но считаете своей родиной Забайкалье. Как вы там впервые оказались?

— Родителей распределили в Забайкалье. Мне было два или три года. А после школы я поехал учиться в Новосибирск. Но постоянно ездил домой к родителям. Связи не разрывались.

— Ваши родители до сих пор там живут?

— Родителей я в октябре прошлого года перевез в Новосибирск. Поэтому в Забайкалье остались только друзья. А так, конечно, каждое лето я старался бывать в Забайкалье — часть моей души там. Формирование мое произошло в Забайкалье: драки все эти детские, игры. Поселок у нас был спортивный, мы тянулись за большими ребятами, ходили в походы: на скалы, на рыбалку.

Сейчас там, конечно, деградация, уныние, запустение и депрессия.

— Как изменилась жизнь в вашем родном поселке в последние годы?

— В свое время это был такой оазис социализма — горно-обогатительный комбинат. Спасибо СССР за счастливое детство и за школьные годы. А сейчас там, конечно, деградация, уныние, запустение и депрессия.

— Вы поэтому родителей перевезли оттуда?

— Да, и поэтому, конечно.

— Рок-музыка в вашей жизни впервые появилась в Забайкалье?

— Да — гитары во дворах, песни разучивали, потом уже на танцах я стал играть, но это все в школьные годы.

© «Калинов мост»

— А где вы доставали рок в забайкальском поселке?

— Студенты привозили музыку, но в основном выписывали по Посылторгу. На бобинах приходила музыка, мы ее слушали, кайфовали.

— Какие у вас были тогда любимые группы?

— И Маккартни, и «Битлз» — все, что удавалось найти и запускать через колокола железные, ну и, конечно, наша музыка эстрадная, вокально-инструментальные ансамбли. Это тоже мы слушали с удовольствием, пели песни, учили в школе на переменах — тогда еще были в школе уроки пения, и, конечно, в том числе благодаря этому я полюбил петь. Не знаю, есть ли сейчас в школе уроки пения; если нет — то это объясняет многое, что творится у нас в телевизоре и на эстраде.

— А в студенчестве, насколько я знаю, вы проводили дискотеки — были диджеем, как сейчас бы сказали.

— Ну какие дискотеки — танцы. Ставил одну пленку, другую, все на двух магнитофонах успевали приготовить. Это было в общежитии радиотехнического университета, поэтому там оборудования и музыки было очень много. Это был мощный девятый вал, который меня целиком окунул в пучину музыки, и то, что я тогда впитал в себя, — запас прочности, который связан с той музыкой, — он до сих пор мне помогает.

— Когда вы впервые услышали русский рок?

— В школе еще — классе в девятом, наверное, год 80-й, когда появились «Машина времени», «Воскресение», а вот все остальное уже появилось в общежитии, то есть это тоже так распространялось, это было «для избранных», скажем так. А в общежитии все это расходилось, мнениями делились, обсуждали «Аквариум», «Кино», «Зоопарк», «Урфина Джюса» — все это было незабываемое время, конечно, потому что музыка тогда отдушиной была. Музыкой многие жили — многим она помогала.

Куплетно-припевная форма погубит рок-музыку.

— Когда вы решили, что вы сами должны играть в группе?

— Я уже играл на танцах в школе, и мы пытались что-то сочинять, какие-то инструментальные пьесы. А в институте уже так сложились обстоятельства, что во времена Черненко многие рок-группы закрыли. В Новосибирске была такая могучая группа «Ломбард» — она базировалась на радиотехническом факультете, сочиняли песни как сами, так и на стихи поэтов, современных, переводных, к которым писали музыку. Это просто колоссальное оказывало воздействие. Когда «Ломбард» закрыли, ребята мне предложили занять их репетиционную базу. Я был активным слушателем «Ломбарда», меня даже на репетиции пускали, я таскал колонки в актовый зал с шестого этажа. Даже пробовали меня вокалистом, но, слава богу, не взяли. И, конечно, я там многому научился. Я подслушивал аранжировки — я же тогда многого не понимал, просто слушал, но главный тезис запомнил на всю жизнь: куплетно-припевная форма погубит рок-музыку. В дальнейшем своем творчестве я старался повторять припев, только когда это было крайне необходимо.

У нас с «Ломбардом» получилась некая преемственность. Но у них музыка была абсолютно другая — плотная, в сторону хард-рока, а я хотел это как-то все облегчить, чтобы акустическая гитара была. Мы так и пошли — я, Дима Селиванов, Андрей Щенников, потом к нам присоединился Виктор Чаплыгин. Написали объявление во втором корпусе, огромное, на ватмане, что требуются музыканты, и указали дату прослушивания. И вот можно сказать, что с 1984 года началось формирование группы «Калинов мост», а название появилось уже в 1986 году.

Выступление «Калинова моста» на рок-фестивале в Подольске (1987)

— Самое интересное в группе «Калинов мост» — это соединение русской образности, русского слова, русской традиции с американским рок-н-роллом. Откуда у вас взялись славянские мотивы?

— Из крови, наверное. Специально никто ничего не выискивал, оно как писалось — так и пелось. Никаких мучений, стилистических присочинений не было, были мучения, но связанные с другим — с литературой, а что касается стилистики, наполнения — никогда не было никаких проблем, тем более мы сразу для себя решили, что используем все наработки рок-музыки — от боевика до развернутой баллады.

Постепенно собралась группа, и мы стали готовить программу. Тогда же надо было еще вступить в рок-клуб плюс все, что с этим было связано. Время волшебное было. Это же такая эпоха была, когда в каждой свободной комнате играли на гитарах, на барабанах.

«Калинов мост» — «Плакать всерьез»

— То есть вы случайно вышли на путь, который определяется самим названием группы «Калинов мост», или вас что-то вело?

— С одной стороны, есть случайности, а с другой — случайностей не бывает. Но вот появилось название — его предложила моя девушка, Ольга. Она стала потом моей женой.

— Какие были еще альтернативы?

— Ой, да много, списки составляли, из словарей выбирали, но она сказала: «Калинов мост». Я так озвучил, все приняли это как-то с воодушевлением — и всё.

— Вы испытали на себе влияние песен Александра Башлачева? Вы же были с ним знакомы.

— Да, он приезжал в Новосибирск, пел. Я тогда студентом еще был, щеглом. Это, по-моему, был декабрь 84-го или январь 85-го. Я попал на концерт — и это было оглушительно. А потом он еще раз приезжал, уже мы познакомились, он был у нас на репетиции — «Калинов мост» ему нравился. Потом еще в Питере виделись, потом еще раз он был в Новосибирске, а потом его жизнь трагически оборвалась. Это где-то отразилось на «подкорке», но в дальнейшем, когда мы решили делать трибьют Башлачеву («Серебро и слезы», в котором приняли участие Юрий Шевчук, Константин Кинчев, Гарик Сукачев и другие. — Ред.), я уже все внимательно очень прочитал, все его наследие — это было не так давно.

— Еще одна фигура в российский рок-музыке, с которой вас сравнивали, — Егор Летов; он с «Гражданской обороной» тоже много времени провел в Новосибирске. Вы с ним там пересекались?

— Как сказать. Так не беседовали.

— А как вы к нему относитесь и к его песням?

— Для меня это очень важное время, потому что это движение, где самой яркой фигурой был Егор Летов с «Обороной» (а были и другие тюменские и новосибирские команды), показало, что можно вообще иначе все это воспринимать, транслировать свое понимание мира и отстаивать свое место в нем. Я по-разному относился к Егору: сначала очень хорошо — услышал песню «Лед под ногами майора», еще что-то. Что-то мне не нравилось — эпатаж, связанный с этим, я не догонял. Но это величайшая, знаковая фигура для нашей рок-музыки именно в этот период, который был настолько странным, взбалмошным и непредсказуемым.

Мне же повезло — я побывал практически на всех закрытых квартирниках, концертах подпольных или полуподпольных. Я видел и Гребенщикова, и Цоя, и Майка Науменко, и Петра Мамонова, Башлачева, как уже говорил. Потом Костя Кинчев приехал — мы уже записали альбом магнитофонный. Он способствовал тому, чтобы нас в Питер позвали. Эта дружба с Костей продолжается уже долгие годы.

— Рок был тогда полуподпольной культурой. Вы сами сказали, что были проблемы у группы «Ломбард»…

— Что значит «проблемы»? Их запретили! Им просто взяли и крылья подрезали, и им так и не удалось потом воспрянуть. Жалко очень, потому что потенциал гигантский был. У Гены Пистунова, музыканта группы «Ломбард», вышел потом великолепный винил. Он назвал свое детище «Небесное электричество» — найдите, потрясающая работа, он потрясающий поэт.

— У «Калинова моста» не было проблем с властью?

— Нет, особо не было. Даже когда я делал фестиваль — в марте 1986 года, где второй раз прозвучало название «Калинов мост». Я за все отвечал — за состав участников, за все; мы там какую-то песню нашего гитариста, Димы Селиванова, не стали исполнять.

— Она была протестная?

— Ну почему-то да. Тогда требование было такое, чтобы стихи литовали — смотрели перед исполнением. Мы отдавали все стихи, всех музыкантов, и на эту песню обратили внимание. Я ему говорю: «Дима, ну что, будешь править?» — на что получил ответ: «Нет, лучше не будем петь».

— О чем была песня?

— Про ветерана войны. «Старик, чего ты стоишь у этой кирпичной стены», что-то такое.

— А ведь Новосибирск, по воспоминаниям многих, был посвободнее других советских городов. Из-за университетов.

— Так это Академгородок. Там совсем другой мир был. Мы туда ездили как в Мюнхен.

— То есть это была обособленная территория внутри города?

— За городом. Они там в лесу живут, в соснах, босиком ходят, фантастика. Оттуда была группа «Бомж» — они, по-моему, там базировались. Блестящая группа абсолютно.

При социализме много чего было хорошего.

— А как сейчас в Новосибирске рок-сцена себя чувствует?

— По-моему, очень плохо, потому что нет людей, которые бы помогали развиваться, проводили фестивали, тратили деньги на то, чтобы молодые музыканты где-то собирались, играли, их слушали. Это вам не Екатеринбург. Эта культура в Новосибирске напрочь отсутствует. Город очень сложный в этом смысле — молодой, без корней.

— В советское время, много лет назад, этой культуры вовсе не было, но все равно появлялись рок-группы — музыканты собирались и записывались. Почему тогда это им удавалось?

— Во-первых, тому причиной — чувство противостояния. Рок — это был запретный плод. А во-вторых, комитеты комсомола, институтские или городские, этим (роком) занимались — приходили к тому, что проще создать рок-клуб и уже там наблюдать за ребятами, направлять их. При социализме много чего было хорошего.

— То есть государство само поддерживало подпольную молодежную культуру?

— До определенной степени. Все равно конкурировать с западным потоком мы не могли — это нас и погубило.

— Ваш новый альбом «Даурия» посвящен Забайкалью. Я помню одноименный толстенный роман, который стоял на книжной полке у родителей. Ваш альбом с ним как-то связан?

— Нет, никак. Книга, о которой вы говорите, — роман Константина Седых, он стоял в каждом доме. Даурия — это древнее название территории, которая сейчас называется Забайкалье. А раньше называлась по племени дауров — было такое то ли маньчжурское, то ли монгольское племя.

— Почему вы вообще решили записать альбом о Забайкалье?

— Я давно хотел сделать цикл и готовил его — собирались песни. А еще мне было важно, чтобы фольклорный ансамбль «Читинская слобода», с которым я знаком с 1996 года, в нем участвовал — они были мне нужны. Ну вот наконец-то с 1996 года они в четырех пьесах поучаствовали — воплотилась моя мечта (ну и их, конечно).

Постоянно беременные, пока небо дает.

— То есть это замысел, который вы вынашивали два десятилетия?

— Наверное, да, просто не было названия «Даурия».

— Есть сюжет у альбома?

— Его можно при желании выстроить, конечно, мы стараемся, чтобы наши альбомы как сюиты воспринимались. Не просто как набор песен.

«Калинов мост» — «Даурия»

— У вас до этого, помню, были песни, посвященные Камчатке.

— Да, целый альбом есть — «Циклон».

— Вас тянет к музыкальной географии?

— Так получается. Я просто много раз бывал на Камчатке — много песен там написал, даже очень много. И хотелось как-то вот отблагодарить, хотя бы вербально и в музыке, этот край. А с Забайкальем — понятно.

— Мы сейчас с вами встречаемся в студии — вы записываете новый сольный альбом…

— Не надо об этом: я его сейчас запишу, и он будет лежать долго-долго, потому что только что вышла «Даурия» и не надо, чтобы они как-то друг друга задевали. Просто выпала возможность — январское междувременье, и вот мы изловчились все это сделать. Уже заканчиваем.

— Такая производительность впечатляет.

— Да — постоянно беременные, пока небо дает. Вчера вот песню написал тоже, так что с этим вопросов нет.

— Вы слышали о том, что в прошлом году неожиданно повторилась история из черненковских времен — появились мифические «черные списки» артистов и молодым исполнителям стали отменять концерты?

— Было такое, но все равно это фарс. Кто там сейчас что запретит? Не слежу за этим. Так, краем уха слышал.

— Я прочел в новостях, что не так давно в Читинской области отменили концерт «Калинова моста». Это с чем было связано?

— Я думаю, это из-за того, что график не удается выстроить (у нас только с этим связано) или билеты еще не продали, потому что денег нет в Чите.

— У вас вообще активная гастрольная жизнь по России?

— Когда как. У нас то затишье, то густо, то пусто.

— В Чите вас особенно любят. Читинские СМИ следят за каждым вашим шагом.

— Ну и молодцы — спасибо им огромное, я действительно переживаю, болею за Забайкальский край, потому что лучшие годы и становление прошли там.

— Вы не пытались использовать свои репутацию и публичный капитал, чтобы помочь Забайкальскому краю?

— Как не пытался — конечно, пытаюсь. Я, начиная с Гениатулина (губернатор Забайкальского края с 5 февраля 2008 года по 1 марта 2013 года. — Ред.), встречался со всеми губернаторами.

— И как?

— Никак. А как может быть? Не знаю.

— То есть толку от этих встреч не было?

— Да неизвестно, от каких встреч есть толк. На первый взгляд кажется, что нет, потом выясняется, что есть. И так далее. Это все настолько диалектично, что… (после долгой паузы) Я смотрю так: будет так, как решат на небе, что бы ни думали и ни пытались сделать плохого для нас всех.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА КАНАЛ COLTA.RU В ЯНДЕКС.ДЗЕН, ЧТОБЫ НИЧЕГО НЕ ПРОПУСТИТЬ


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249422
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202416069
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420377
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202425616
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202426958