Разговор c оставшимся
Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20245321Мы разговариваем с Олегом Гаркушей — шоуменом группы «АукцЫон» — в гримерке клуба «Б2». Зал заполняет наэлектризованная публика, на ходу оформляется список гостей, в котором мелькают реальные звезды нашей рок-музыки. Духовая секция разогревается — издает пугающие звуки, а Гаркуша под этот фон отвечает на вопросы, раздает автографы, подписывает буклеты лимитированных переизданий альбомов и афиши «Еще» — первого полнометражного фильма про «АукцЫон», который с 18 сентября будет показан в 15 городах России. Как ни парадоксально, но Гаркуша в общении — человек импульсивный, но серьезный. Недаром на афише концерта «Друзья Гаркуши», назначенного на 17 сентября в «ГлавКлубе», между Сукачевым и Макаревичем красуется его суровый портрет.
— «Еще» — событие для нашей музыки, не так часто у нас появляются документальные фильмы про группы, которые выпускают в российский прокат. А есть у вас к нему какое-то личное отношение?
— Какое отношение? Хорошее отношение! Дорогого вообще стоит, что про наш коллектив сняли полнометражный фильм. Он получился емкий, красивый. В конце просмотра от осознания, как это все замечательно, я чуть не всплакнул. Это здорово и приятно.
— Раньше никому не удавалось так близко подобраться к «АукцЫону». Как это получилось у режиссера Дмитрия Лавриненко? Как он на целых семь лет, пока шла работа над фильмом, оказался «своим»?
— Понимаете, «АукцЫон» всегда был, во-первых, некоммерческой группой, а во-вторых, музыканты, которые творят в этой группе, все спонтанны. Они все спонтанно пришли, спонтанно собрались, наш стиль, который тоже называется «аукцЫон», спонтанно образовался. Лавриненко же вот именно спонтанно нарисовался — с желанием снять клип, и спонтанно у него получился не клип, а фильм. Человек просто подошел и сказал: можно? Ему ответили: ну давай, снимай!
(Клипы Лавриненко за это время «АукцЫону» тоже снял — на песни «Хомба», «Карандаши и палочки», «Думал» и, например, «Падал». — Ред.)
А я им отвечаю: я тоже ничего не понимаю!
— То есть вы все там — особенные?
— Есть вещи, которые нельзя сформулировать! Знаете, я не люблю такие «философские» вопросы. Я — человек, живущий одним днем, и меня совершенно не интересуют и раздражают вопросы типа «каковы ваши творческие планы» или «что вы скажете о группе “АукцЫон”». Отличный однажды был разговор с фанами, которые приехали из области, из Невской Дубровки. Такие взрослые люди, более похожие на бандитов. Они подходят ко мне и говорят: Олег, мы слушаем «АукцЫон» 15 лет — и ничего не понимаем. А я им отвечаю: я тоже ничего не понимаю!
Здесь объяснять ничего не надо. Кто ходит на концерты, получает определенный заряд эмоций, позитивных, как правило. Позитив может быть со слезами, а может быть и со смехом. Люди по-разному реагируют, но в любом случае мы негатива не несем. Хотя многие песни у нас жесткие, а может, даже и страшные, но при этом реакция изумительная! Они безумные в хорошем смысле этого слова и радостные.
— Создавая формальную видимость негатива, вы создаете позитив?
— Не знаю, это вопрос не ко мне, это туда — наверх (показывает пальцем)! Там все записывается, документируется, а потом уже — или туда (показывает вверх), или сюда (вниз)…
— Как Лавриненко вел себя в роли режиссера? Он жесткий, требовательный?
— Как-то подкарауливал, ездил на рыбалки, еще куда-то. Да нет, не жесткий — заходил в гримерку перед концертами и приставал с вопросами.
Это просто концерт — хороший концерт. Ноу комментс!
— Примерно как я сейчас?
— Примерно как вы, да.
— Понятно. Прокомментируйте работу лейбла «Геометрия» по выпуску эксклюзивных переизданий ваших альбомов.
— «Геометрия», на мой взгляд, — интересная контора-фирма-объединение. Они делают громаднейшее дело. Их издания — подарки для людей, которые любят хорошую музыку. Они, как правило, дополнены такими архивами, что я сам не представлял, что такое есть на свете!
— Как организовано общение фирмы с музыкантами? Есть ли давление, какие-то требования?
— (с серьезным лицом) Давление есть, конечно! Это пытки ежечасные, потом налоговая история — с каждого музыканта снимается очень много денег каждый день… Ну вы поняли, надеюсь, что это была шутка. Ну какое давление, ну что вы…
— Я имею в виду, что могли быть вполне реальные требования — дайте такую-то музыку, такие-то картинки, измените что-то…
— Никаких «дайте»! Приезжает, например, в Питер замечательный Женя Гапеев (саунд-инженер, работающий с переизданиями «АукцЫона». — Ред.), роется в моем архиве и выискивает что-то интересное. Помимо этого, он же по всему миру эти редкости ищет.
Нашлись добрые люди, многие помогают. Шнур подкинул деньжат, Петя Мамонов тоже.
— Так сейчас издают музыку во всем мире. «АукцЫон» много играл за границей. Есть сейчас у группы какая-то зарубежная история?
— У нас есть западные релизы. Скоро должно выйти очередное переиздание от «Геометрии» — альбом «Как я стал предателем»: он изначально выходил на Западе. Недавно в Америке вышел альбом Леонида Федорова — с Джоном Медески и Марком Рибо — «Разин Рим и Лев».
— Расскажите про концерт в «ГлавClub'е» — «Друзья Гаркуши».
— Концерт будет 17 сентября. К Андрею Макаревичу и Гарику Сукачеву добавились Сергей Галанин («СерьГа»), Игорь Растеряев, лидер «АукцЫона» Леонид Федоров и Иван Демьян («7В»). Будут и «специальные» гости.
— Это же не «простой» концерт? Какая в нем заложена идея?
— Идея очень проста. В прошлом году моему арт-центру «Гаркундель» правительство Санкт-Петербурга выделило помещение. Оно полностью убито, все внутри ломалось, вывезли семь или восемь грузовиков мусора, там нужно делать ремонт. Он делается только по субботам-воскресеньям. До завершения далековато, но помещение на глазах преображается. Работают волонтеры, но, естественно, нужны немалые деньги. Потом уже — на приобретение аппаратуры и так далее. Мы собираем деньги при помощи краудфандинга, но получается, к сожалению, немного.
Решили сделать благотворительный концерт для сбора средств. В Питере уже был такой концерт, в клубе «А2» выступали Шевчук, Арбенина, Чиграков, Чистяков, Федоров, Илья «Черт» Пилот, Саша Чернецкий. Такие же медийные, замечательные и легендарные будут и в Москве выступать совершенно безвозмездно.
Человек просто подошел и спросил: можно? Ему ответили: ну давай, снимай!
— Каково артисту сталкиваться с такими проблемами?
— Нормально. Нашлись добрые люди, многие помогают. Шнур подкинул деньжат, Петя Мамонов тоже. Благодаря хорошим, добрым людям это строится. Приходят неизвестные люди, дают мне определенное количество денег, кто-то просто сто рублей дает.
— Чем арт-центр будет заниматься?
— Такой некоммерческий арт-центр очень нужен: место, где будут репетировать, записываться, играть музыканты — и известные, и неизвестные. Там будут проходить благотворительные вечера для детей, детдомовских инвалидов, бабушкам и дедушкам будем кино показывать, театральные постановки, будет галерейная история, выставки художников и фотографов.
— При взгляде на состав участников концерта странно было бы не спросить, будет ли в нем какая-то политическая составляющая.
— Ни в коем разе! Об этой составляющей говорить не буду. Это просто концерт — хороший концерт. Ноу комментс!
— Расскажите про свое сольное творчество.
— Все спонтанно происходит. Иногда я помогаю молодым музыкантам в их творчестве — где-то подпел, где-то даже спел. Сравнительно недавно один благотворительный фонд придумал историю — известные музыканты записывают сказки. Я пару сказок зачитал — про телефон, например, Толстого рассказ, кажется, «Ворон и воронята», потом мне предложили по Хармсу что-то сделать. Нужно думать о новой книжке.
— Есть такое понятие — «танец Гаркуши». Он со временем меняется?
— Не знаю! Пока силы есть.
— Он и в клипах, и в фильме «Еще». Получается, что есть стиль! Неужели никто не пытался его описать, зафиксировать?
— У меня была смешная история. В одном доме культуры, где мы выступали, был кружок, детишек учили танцевать. Меня зацепила учительница этих танцев и сказала: Олег, будьте любезны — покажите, пожалуйста, как вы танцуете! Ну я там сделал пару па. Они рты открыли, а учительница сказала — нет, это невозможно повторить!
Запрещенный рождественский хит и другие праздничные песни в специальном тесте и плейлисте COLTA.RU
11 марта 2022
14:52COLTA.RU заблокирована в России
3 марта 2022
17:48«Дождь» временно прекращает вещание
17:18Союз журналистов Карелии пожаловался на Роскомнадзор в Генпрокуратуру
16:32Сергей Абашин вышел из Ассоциации этнологов и антропологов России
15:36Генпрокуратура назвала экстремизмом участие в антивоенных митингах
Все новостиМария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20245321Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым
22 ноября 20246927Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах
14 октября 202413415Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается
20 августа 202419833Социолог Анна Лемиаль поговорила с поэтом Павлом Арсеньевым о поломках в коммуникации между «уехавшими» и «оставшимися», о кризисе речи и о том, зачем людям нужно слово «релокация»
9 августа 202420554Быть в России? Жить в эмиграции? Журналист Владимир Шведов нашел для себя третий путь
15 июля 202423152Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым
6 июля 202423903Философ, не покидавшая Россию с начала войны, поделилась с редакцией своим дневником за эти годы. На условиях анонимности
18 июня 202429121Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова
7 июня 202429202Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»
21 мая 202429885