2 октября 2014Современная музыка
292

Музыка от головы

Аудиофил Михаил Борзенков рассказывает, как надо слушать новый альбом Тома Йорка и Найджела Годрича «Tomorrow's Modern Boxes»

текст: Михаил Борзенков
Detailed_picture© Thom Yorke

Главный редактор журнала Stereo&Video Михаил Борзенков провозглашает Radiohead главной аудиофильской группой, а Найджела Годрича — одновременно Джорджем Мартином и Руди Ван Гелдером наших дней.

Добрая треть величия Radiohead описывается двумя словами, которых большая часть поклонников этого музыкального монстра даже и не знает. Эти два слова — «Найджел Годрич» (Nigel Godrich). Найджел Годрич, круглолицый инженер, начал записывать группу с альбома «The Bends» да так и остался с ней навсегда. Том Йорк настолько сработался с Найджелом, что все свои альбомы (два сольных и один проекта Atoms for Peace) записал исключительно с ним. Как водится в музыкальной традиции, знатоки кулуарных историй употребляют термин «шестой участник Radiohead». Тут все верно. Годрич — на самом деле Джордж Мартин и Дуг Олдхэм последней в истории великой рок-группы. И это именно он, кстати, оставил ее без гитар, запилов, криков и других рок-н-ролльных штучек, пересадив музыкантов за синтезаторы и драм-машины.

Нельзя сказать, что Годрич особенно помешан на звуке. Набор его инструментов достаточно прост. Конечно, это масса классической, очень хорошей и достаточно очевидной техники, от консолей Neve до микрофонов Neumann, и весьма скромный выбор мониторов. Во-первых, это пресловутая Yamaha NS10, про которую Годрич говорит, что слушать это невозможно, но зато всегда точно знаешь, что слышишь, а во-вторых, любимая им пара хрестоматийных английских мини-мониторов AE1, причем еще первого выпуска, поскольку более новые уже с другим, более ярким, твитером и это нашему герою совсем не по нутру.

Вот с этим скромным комплектом Найджел Годрич и ваяет в своей студии звук Radiohead и Тома Йорка. Он не только записывает, но и сам играет на басу, гитарах и синтезаторах, программирует драм-машины, управляет обработками в реальном времени. Все эти мистические преображения голоса Тома Йорка на записях — фазовые сдвиги, обращение назад во времени и тому подобное — это все Найджел Годрич. Он манипулирует голосом Йорка и на концертах, обычно прячась в глубине сцены за горой непонятных приборов, утыканных проводами. Кажется, это просто что-то там докручивает неизвестный техник, а на самом деле — Годрич колдует над звуком из микрофона Тома Йорка, превращая стон немолодого мужчины во всепронзающий вой рок-сирены.

Это уже не только музыка, но и саунд-арт, где о мелодии можно забыть, а вникать только в игру и взаимопроникновение тембров.

Так они и поют на два голоса уже на третьем альбоме. Еще на радиохэдовском альбоме «Kid A» Годрич взял и не стал вставлять уже записанные гитарные партии в финальный микс — и превратил более-менее традиционный рок-альбом в психоделическую симфонию, тонущую в реверберациях, дилеях и синтезаторных фонах. После появления «Kid A» журналисты бросились сравнивать Radiohead c Pink Floyd, что было вполне оправданно, так как Годрич и группа неожиданно воссоздали стилистику эпической пластинки «Meddle». Но куда там старичкам Pink Floyd до семидесятислойной звуковой палитры Годрича. На «Kid A» я до сих пор обнаруживаю новые слои аранжировки, когда запускаю его на очередной high-end-аудиосистеме. Это уже не только музыка, но и саунд-арт, где о мелодии можно забыть, а вникать только в игру и взаимопроникновение тембров.

Потом Годрич выпустил на свободу шлепки и всхлипы аналоговых синтезаторов — на первом сольнике Тома Йорка «Eraser» они расцвели буйным цветом. Как Годрич этого добивается, я не знаю, но могу совершенно авторитетно сказать, что записывать аналоговые синтезаторы так, как это делает он, сейчас мало кто умеет. У большинства современных модников они сливаются в невнятно булькающую кашу, а у немногих озабоченных звуком, как правило, пронзительно скрипят после многочисленных переложений в цифре — так, например, звучит «Delta Machine» группы Depeche Mode, где технологически все вроде то же самое, а вот по звуку — не то.

Найджел Годрич в современной поп-музыке — фигура такая же примерно, как Руди Ван Гелдер в джазе эпохи его расцвета. С помощью ничем не примечательной техники (и, кстати, все тех же микрофонов Neumann) он умудряется зафиксировать живую ткань звука, сохранить уникальный тон каждого записанного инструмента и сделать запись с безусловно узнаваемым почерком — характерным тембральным строем, расстановкой мнимых источников звука и приятным баритональным окрасом.

Хотя Найджел Годрич говорит, что мастеринг — его нелюбимое занятие, к выпуску своих записей они с Йорком подходят крайне серьезно. Релизы Radiohead начали появляться на виниле еще до того, как это стало поголовно модно, но самое важное — на каком виниле. Ни сольники Йорка, ни альбомы группы Radiohead никогда не выходили на стандартных 33 и 1/3 оборота. Это всегда «сорокапятки» — пластинки, которые, как известно каждому диджею и аудиофилу, в силу своих физических особенностей звучат на порядок лучше обычных пластинок, на каком бы тяжелом виниле те ни печатались. Том Йорк и Найджел Годрич также одни из немногих музыкантов, которые сразу предлагали слушателям скачать не только ущербную mp3-версию своих релизов, но и полноценные треки в wav и flac. Они прекрасно понимают, что иначе половину того, что они так тщательно записывали, никто и никогда не услышит.

Оно и понятно: слушать новый альбом Тома Йорка в mp3 — дело пропащее и неблагодарное. Это Oasis и Леди Гагу можно крутить хоть из телефона, а прелесть звука Йорка и Годрича не раскроется, даже если вы воткнете свои наушники в лэптоп, усядетесь поудобнее и на 40 минут забудете про свой iPhone. Сначала придется раздобыть приличные наушники, потом цифроаналоговый преобразователь с усилителем к компьютеру приспособить. Потом скачать wav-версию, включить и пристально следить за тем, как фаза единственной извлеченной ноты не спеша изменяется, изменяется, изменяется... И так — пока не придет конверт с двумя винилами на 45 оборотов. Да за один звук синтезатора Korg MS20 с «Tomorrow's Modern Boxes» можно отдать все выпущенное поп-индустрией за 2014 год и не вспоминать о нем никогда.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20244873
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20246436
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202413028
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202419517
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202423594
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202428901
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202429555