Разговор c оставшимся
Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20245421Колоссальное событие для любителей блюза: впервые в России выступит Джон Мейолл в рамках тура, посвященного 80-летию музыканта. Гитарист, певец, клавишник, автор песен, исполнитель на губной гармонике, которого называют «крестным отцом британского блюза». В своей группе Bluesbreakers Мейолл вырастил целое поколение значительных музыкантов, таких, как Эрик Клэптон, Питер Грин (Fleetwood Mac), блюз-роковый гитарист Коко Монтойя.
В нашей стране Джон Мейолл — «мАял», как это произносили волосатые неформалы, — культовая фигура. В 1988 году в СССР продавалась польская пластинка «Behind the Iron Curtain» — концертный альбом с ужасным звуком.
На старой пиратской Горбушке тоже можно было найти немало его альбомов. Перед концертами в Москве и Питере восьмидесятилетний патриарх немногословно пообщался с COLTA.RU по телефону.
Про сет-лист ничего пока сказать не могу: он у нас на каждом концерте новый. Все зависит от настроения. Обычно, конечно, новые песни и старые разных периодов.
Эта группа со мной играет последние пять лет. С ними же записан последний альбом, «A Special Life». Гитарист Роки Этас — из Техаса. Басист Грег Азеб и барабанщик Джей Давенпорт — из Чикаго. Они все молодые — по сравнению со мной (смеется).
Я буду играть на клавишах. Каких — не знаю, какие промоутер предоставит. У меня нет особых требований. Главное, чтобы был хороший рояльный звук, и все.
Меня так называют; я не понимаю — зачем, почему и что все это значит. Кто такой вообще этот крестный отец блюза? Алексис Корнер? Не знаю. Я даже не знаю, кто на меня повлиял. Я помню, что в десять лет я впервые услышал настоящий американский блюз — и стал фанатом этой музыки. Собирал виниловые синглы. И поигрывал что-то подобное. Но мне пришлось ждать два десятка лет — пока не случился бум британского блюза. Мне было тридцать лет, я работал графическим дизайнером. Только тогда я отставил свою «нормальную» работу и стал профессиональным музыкантом.
Это просто моя музыка, какой смысл называть ее джазом или блюзом?
Многие из тех, кто у меня играл, сами стали известными музыкантами: Эрик Клэптон, Питер Грин, Коко Монтойя, Уолтер Траут... Плюс басисты, барабанщики... Как я нахожу будущих звезд? Да понятия не имею! Я — бенд-лидер, ищу музыкантов, которые бы играли то, что я считаю нужным. Потом они уже в группе растут и развиваются. Почему? Не знаю. Наверное, у меня просто изначально очень завышенные требования (смеется).
Эрик очень хороший парень. Я его очень любил и уважал. Мы прекрасно проводили время. Это было так давно, так давно...
John Mayall — «Blues Breakers with Eric Clapton»
В конце 60-х, как только появилась возможность, я переехал в Лос-Анджелес, в Лорел-Каньон. Тогда это было лучшее место: прекрасная погода, воздух и множество музыкантов. Я уже давно там не бывал.
John Mayall — «Blues from Laurel Canyon»
Я записал одну песню Джея Джея Кейла — «Sensitive Kind» на альбоме «A Sense of Place». Больше вроде бы его песен не играл. И с Джеем почти не общался. Эрик — другое дело: они были друзьями и соратниками. Так что сейчас Эрик имеет полное право выпустить трибьют Кейлу. Даже так: если не он — то кто?
Сейчас я мало слушаю музыки. Но новой интересуюсь. Мне нравится, что есть много молодых ребят, которые играют отличный блюз. Жанр этот жив, превратился в отдельное искусство. Я думаю, ему уже ничего не грозит.
Современной русской музыки я не знаю совсем. Но классику знаю, конечно же.
Говорят: вот вы сначала играли больше джаз, потом, с приходом Клэптона, блюз и чуть ли не рок... Я не знаю. Я вообще-то всегда играл свою музыку. Это просто моя музыка, какой смысл называть ее джазом или блюзом...
Я считаюсь коллекционером порнографии почему-то. Да, когда-то, давным-давно, я приобрел некие произведения искусства эротические. Даже толком не помню, что там было: рисунки, скульптуры... Это не имеет никакого значения, потому что мне быстро надоело. Но факт успел просочиться в прессу. Так что хотел бы развеять слух: никакой коллекции у меня нет, никакая «винтажная эротика» меня давным-давно не интересует.
John Mayall — «Why Did You Go Last Night»
Я редко пишу картины. Правда, нарисовал обложку последнего альбома, «A Special Life». Мне показалось, что там должна быть именно картина с гитарой. Гитара — очень красивый инструмент, она сама по себе произведение искусства.
John Mayall. 80th Anniversary Tour:
Москва — 13 октября, «ГлавClub»
Санкт-Петербург — 14 октября, «ГлавClub Санкт-Петербург»
Запрещенный рождественский хит и другие праздничные песни в специальном тесте и плейлисте COLTA.RU
11 марта 2022
14:52COLTA.RU заблокирована в России
3 марта 2022
17:48«Дождь» временно прекращает вещание
17:18Союз журналистов Карелии пожаловался на Роскомнадзор в Генпрокуратуру
16:32Сергей Абашин вышел из Ассоциации этнологов и антропологов России
15:36Генпрокуратура назвала экстремизмом участие в антивоенных митингах
Все новостиМария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20245421Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым
22 ноября 20247031Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах
14 октября 202413499Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается
20 августа 202419927Социолог Анна Лемиаль поговорила с поэтом Павлом Арсеньевым о поломках в коммуникации между «уехавшими» и «оставшимися», о кризисе речи и о том, зачем людям нужно слово «релокация»
9 августа 202420627Быть в России? Жить в эмиграции? Журналист Владимир Шведов нашел для себя третий путь
15 июля 202423255Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым
6 июля 202424006Философ, не покидавшая Россию с начала войны, поделилась с редакцией своим дневником за эти годы. На условиях анонимности
18 июня 202429220Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова
7 июня 202429280Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»
21 мая 202429957