17 февраля 2015Современная музыка
226

Музыка для третьего уха

Почему произведения композитора Марьян Амаше невозможно воспроизвести?

текст: Patrick K.-H.
Detailed_picture 

20 февраля Галерея плавающего звука, работающая в Медиацентре Новой сцены Александринского театра, покажет фильм, сделанный в австрийском Институте медиаархеологии, — директор института Элизабет Шимана в соавторстве с известной по монументальному экскурсу в историю советской электроники «Электро Москва» Леной Тихоновой в 2012 году сняли «Видеопортрет № 6: Марьян Амаше». В отличие от предыдущих пяти данный портрет — посмертный. Кроме того, авторы берутся за крайне нетривиальную задачу — показать композитора, чьи работы в принципе не могут быть услышаны в кино: Марьян Амаше занималась пространственным звуком и тончайшими гранями психоакустики.

Ее было легко узнать — она очень необычно одевалась: постоянно носила красный костюм лыжника, часто — авиационный шлем. Взъерошенные, непослушные белые волосы, один дредлок, который она не отстригала с 1962-го. Ярко-красная помада, без которой она чувствовала себя как без одежды.

Марьян Амаше родилась в Пенсильвании в 1938 году. Училась игре на фортепиано в Консерватории Филадельфии, но пианисткой не стала — однажды во время игры она так сильно била по клавишам, что сломала мизинец. Продолжила обучение уже как композитор, сначала — в Университете Пенсильвании, затем в Зальцбурге и Дартингтоне. Какое-то время брала классы у Штокхаузена.

Заблуждение № 1 — очень тихая / очень громкая музыка

Одни описывали ее музыку как очень громкую, так что страшно за свои уши. Другие — как еле слышную. В действительности работы Амаше — идеальный пример для демонстрации того, что громкость — это относительное и весьма субъективное понятие.

В 1970-х в Центре перспективных исследований визуального в Массачусетском технологическом институте (MIT's Center for Advanced Visual Studies) она начала развивать музыку, базирующуюся на ear tones — звуках, генерируемых ушами человека. Поводом послужил находившийся в студии Triadex Muse — синтезатор, созданный Марвином Мински (Marvin Minsky). Таким образом, музыка — это то, что возникает в «третьем ухе», — так называемый эффект отоакустической эмиссии, тогда как звучащие, издаваемые исполнителем шумы — это всего лишь посредник.

Марьян Амаше: «Акустики называют это модуляцией паттернов, а также слышимыми пульсациями мозга... Когда я только начинала с этим работать, я понятия не имела, как это называется, я придумывала свои названия для этих странных эффектов. Потом я нашла соответствующую литературу и поняла, что эта область достаточно хорошо исследована, это не просто я обслушалась звуков. Люди слышат спирали, слышат кривые, различные звуковые формы...»


Синхронистичность

В начале XX века К.Г. Юнг разрабатывает концепцию синхронистичности. Юнг полагал синхронистичность (в противовес простой синхронности) принципом, дополняющим причинность. Беспричинные, синхронно происходящие события воспринимались им как имеющие глубокую связь, хотя и необъяснимую с точки зрения причинности. Получив за подобные измышления обвинения в шарлатанстве от учителя Зигмунда Фрейда, Юнг, опасаясь более масштабного остракизма со стороны «новой инквизиции» научного истеблишмента, практиковал синхронистичность частным образом, отложив ее обнародование до 1951 года: «Написав эту работу, я, если можно так выразиться, выполнил обещание, о котором на протяжении многих лет боялся вспоминать». В артистические круги концепция просочилась во многом благодаря дружбе ученого с дзен-мастером Судзуки, чьи лекции посещал, в частности, Кейдж.

В 60-е синхронистичность становится концептуальной платформой Марьян Амаше. В 1967-м она запустила свою многолетнюю серию City Links, где звук из удаленных мест транслировался в реальном времени. В этом же году она исполнила 28-часовой концерт на радио, микшируя звуки с восьми различных мест в Буффало. Используя «оригинальные» звуки, словно бы это были части гигантского синтезатора, она создавала свои электроакустические композиции. Это позволяло ей, фокусируясь на таких параметрах, как глубина пространства и локализация звука, дифференцировать звуковые потоки и события.

Люди слышат спирали, слышат кривые, различные звуковые формы.

В работе «Intelligent Life» (1979) джазовый музыкант Джордж Льюис (George Lewis), находясь в Нью-Йоркском порту, играл на тромбоне в микрофон. Звук его игры, а также звук пристани в отдалении транслировались в студию Амаше, где Джон Кейдж читал текст. Все это транслировалось и микшировалось вживую на концерт, который происходил в клубе The Kitchen в Нью-Йорке. Исполнителями были три музыканта и три места.

Синхронистичность — метод, дающий широкие возможности за пределами рациональности для понимания мира — путем чистой случайности. Поначалу Амаше трактовала синхронистичность как одновременное слушание удаленных друг от друга пространств. В мультимедийной серии 1980-х Music for Sound-Joined Rooms она идет дальше и сочетает объекты, располагающиеся в непосредственной близости, с удаленными объектами, находящимися на непонятном расстоянии.

«Мастер всех искусств» Джон Кейдж, впечатленный этими работами, в 1987 году посвятил ей акростих:

«Марьян! Марьян! Запись в твоих руках снова становится тем, чем она является изначально, — Центром, от которого во все стороны движется дух».


Заблуждение № 2 — installation artist

Работы Марьян Амаше иногда по ошибке принимают за инсталляции. В своей книге «Американская музыка в двадцатом веке» («American Music in the Twentieth Century», 1995) Кайл Ганн (Kyle Gann) называет ее «одним из лучших художников в жанре инсталляции». Надо сказать, не вникая глубоко в суть ее музыки, к таким кажущимся правильными выводам прийти немудрено — мелодий в традиционном смысле она не писала: ей был малосимпатичен процесс «реаранжирования и модификации известных музыкальных фигур с последующим надеванием на них собственной рамки».

Вспоминает ее коллега и ассистент Билл Диц (Bill Dietz): «Ее работы — это не звук (как ошибочно полагали многие, думая, что она пишет “новые” звуки к каждой новой работе), ее работы — это не технический сетап (хотя об этом она заботилась чрезвычайно), ее работы — это не идеи, к которым она апеллировала (научные открытия и т.д.); ее работы — это несуществующее место (the nonplace), находящееся одновременно и здесь, и там, где оно проявлялось, — в нас или между нами, в нашей сенсорике, запрограммированной культурой, в мире...»

Амаше была убеждена, что человеческое восприятие эволюционирует, ему постоянно необходимы новые коды. Поэтому свой жанр она сама определяла как «создание сценариев для активации сознания, тела и пространства».


Звуковые персонажи

Едва ли не единственным концептуальным наследием Амаше являются так называемые звуковые персонажи — они очень быстро зажили своей жизнью за пределами ее собственного творчества. Ныне известный как основатель «солирующей» нью-йоркской галереи пространственного звука «Диапазон», а в 80-х — молодой композитор Майкл Шумахер, пытаясь в докомпьютерную эпоху структурировать массивы генеративного аудио, нашел выход в создании «звуковых персонажей»: «За отправную точку была взята концепция “звукового персонажа”. Звуковой персонаж — им может быть какой-либо процесс или отдельный звук: нечто, что функционирует независимо. Он может вступать во взаимодействие с другими подобными персонажами — я называю это модулями. И вот они сосуществуют, задают друг для друга контекст. Но при этом — “не слушают” друг друга, в этом была моя идея. То есть ты словно открываешь окна и видишь, что происходит некая активность. Представь себе, что кто-то сидит и репетирует на скрипке — два часа подряд. Играет гаммы, пьесы, иногда что-то повторяет... Вот такой, например, звуковой персонаж, к которому тебе время от времени в какой-то мере открывается доступ».

Джон Кейдж: «Марьян! Марьян! Запись в твоих руках снова становится тем, чем она является изначально, — Центром, от которого во все стороны движется дух».

Свои собственные «звуковые персонажи» она, по свидетельствам коллег, знала идеально. А также давала им имена — «Ужас», «Горящее золото», «Большой нос бога». Микшируя, фильтруя и видоизменяя их определенным образом, полагаясь на специфику пространства и свой слух, она создавала из них всё новые и новые произведения.

Избранные «звуковые персонажи» из серии Music for Sound-Joined Rooms, где разрабатывается тема наслаивающихся друг на друга акустических пространств и звуковых структур, были изданы на компакт-дисках на лейбле Джона Зорна Tzadik Records.


Заблуждение № 3 — отсутствие признания

В фильме высказывается сожаление, что работы Марьян Амаше никогда не пользовались поддержкой институций. Но поскольку фильм не резиновый, то в нем не поясняется, что это типичное «автореферентное» высказывание, — мне довелось присутствовать на мастер-классах сетующего композитора: 2/3 времени занимает перечисление полученных грантов и заказов. В этом смысле — да, Марьян Амаше определенно не была «грантоедом», как их описала Диаманда Галас: «у них нет никаких оригинальных идей, при этом они получают кучу денег за то, что ходят на правильные ужины».

Среди фестивалей и арт-центров Амаше имела метку difficult за неугомонный перфекционизм и желание экспонировать работы именно в таких условиях, которых те требовали. Она никогда не была удобна ни старой (музыкальной), ни новой (саунд-арт) бюрократии. Тем не менее были: частые предложения совместных проектов от Кейджа, серия музыкальных работ по заказу от танцевальной компании Мерса Каннингема с 1974-го по 1980-й, фестивали в США и Европе, стипендия Гуггенхайма. С 2000-го и последующие девять лет до конца жизни она преподавала в Bard College.

В 2005 году, на закате ее дней, все еще престижный, но уже начавший погружение в пучины бюрократизации конкурс Ars Electronica (Австрия) наконец-то присудил ей свой главный приз — Golden Nica (кстати, в тот же год почетного приза был удостоен Джон Освальд (John Oswald), теоретик и практик пландерфоники, — с опозданием всего лишь на 20 лет).


Проекция метода

Несколько лет назад мы обсуждали очередную попытку воссоздания знаменитой «Гудковой симфонии» Арсения Авраамова с медиахудожником, исследователем Андреем Смирновым. «Гудковая симфония» (1922) — амбициозное произведение, требующее для своего исполнения игры целого города, поэтому в ходе обсуждения неизбежной утопичности идеи мы пришли к термину «вариация на тему реконструкции».

А что же еще остается? В отличие от своих учителей, Штокхаузена и Кейджа, Амаше не интересовалась теоретизацией или созданием системы для своего творчества. Ear tones звукозаписи не поддаются, а звуки, которые она использовала для их стимуляции, слишком высоки для формата фильма и к тому же всегда определялись непосредственно Амаше применительно к помещению. Точно так же, лишенные авторского исполнения в реверберирующих церковных залах, ее материалы для пространственных работ сами по себе звучат как простые многочасовые дроны. «Они идут дальше так называемых site-specific, которые при наличии должной документации возможно воспроизвести. Амаше создавала специфические пространственные ситуации, для обретения завершенности которых требовалась перформативность публики», — констатирует исследователь ее творчества Хельга де ла Мотте-Хабер (Helga de la Motte-Haber). Большинство ее последних видеосъемок начинается и заканчивается ее просьбой не снимать, пока она говорит (выступает, репетирует), материалы произведений — повод для многолетней работы любителей игры в бисер. Ее старинный «викторианско-эдвардианский» дом в аварийном состоянии, ее архив на момент съемок фильма был вынужден срочно искать себе другое помещение — по настоянию Элизабет Шиманы кадры, когда съемочная группа с его работниками вместе пакуют гигантский архив, в фильм не вошли.

«Мы хотели бы найти способ хранить ее работы в доступном для людей формате. Трудность еще в том, что каждый новый пласт ее работ, каждая группа работ имеет свои специфические проблемы интерпретации, — говорит директор архива и ученик композитора Майка Сильвер (Micah Silver). — Ничего не поделаешь, ее отсутствие надо принять и двигаться дальше, не думая об аутентичном исполнении произведений... Возможно, в будущем кто-то изучит ее работы, кто-то найдет с ней связь. Наверное, такой человек еще не родился».


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20244808
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20246369
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202412970
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202419461
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202423543
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202428852
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202429512