Разговор c оставшимся
Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 2024486814 августа в Зеленом театре ВДНХ с большим концертом выступит Дживан Гаспарян — великий армянский музыкант, который своей игрой на дудуке покорил Иосифа Сталина, Уильяма Сарояна, Питера Гэбриела, Алана Парсонса и Брайана Ино. Дживан Гаспарян сделал смех и плач дудука известными на весь мир: он дал больше 20 тысяч концертов от Америки до Японии, нежное дыхание его инструмента слышно в 40 фильмах — от «Саят-Нова» Сергея Параджанова до голливудского «Гладиатора». Перед концертом Денис Бояринов позвонил 86-летнему дяде Дживану в Ереван, где ему готовятся поставить памятник.
— В некоторых ваших биографиях пишут, что вы начали играть на дудуке в 6 лет, в других — в 8. Так когда же?
— По-настоящему я начал играть на дудуке в 8 лет — стал играть каждый день. А когда мне было 6 лет, я только баловался с инструментом. Играл раз в месяц или два.
— Как вы открыли для себя дудук?
— Тогда в Ереване построили летний кинотеатр «Москва». Это было очень давно — в 1940-м, нет — в 1937-м или в 1938-м. Он до сих пор существует. Там показывали немое кино. Я ходил туда смотреть фильмы. Дудукисты сидели в первом ряду и играли под фильм музыку — веселую, танцевальную и грустную. Мне очень понравился дудук.
— Кто был ваш первый учитель игры на дудуке?
— Я самоучка. Меня никто не учил. Я слушал дудук по радио и сам играл. Такого, чтобы меня в детстве учили, не было. Когда мне было 15 лет, я встретился с первыми мастерами дудука. И с ними общался, играл. Но тогда я уже был взрослый. В 1947 году я уже стал солистом ансамбля песни и танца Армении и играл в Кремле концерт, после которого мне Сталин подарил часы «Победа».
— Во время войны вам помогала игра на дудуке?
— Во время войны было очень плохо. Время было голодное, все мужчины ушли в армию — мой отец тоже ушел в 1941-м. А мать скончалась еще в 1940-м. Мы — трое детей: я, старшая сестра и младший брат — остались во время войны без родителей. Плохо было жить. Война что дает человеку? Но я играл на дудуке каждый день. Играл в самодеятельном ансамбле «Трудовые резервы» и на улице. Иногда мне деньги дарили, талоны, на которые можно было хлеба и сыра взять, масло.
Я — большой импровизатор.
— Почему, когда вы в 1947-м поступали в филармонию, вы выбрали дудук, а не другой народный инструмент, или не пошли играть на гобое в симфонический оркестр?
— Я любил дудук. Хотя он тогда был не очень популярен. В то время большой популярностью среди образованного класса пользовались тар, кеманча. При том что это очень старый инструмент — ему больше 2000 лет. Говорят, что и до нашей эры на дудуке играли пастухи. Простой народ всегда любил этот инструмент.
— Что вы играли перед Сталиным?
— Народные песни. Ему очень понравилось.
— Вам с ним не довелось разговаривать?
— Нет. На следующий день мне принесли красную коробку с часами, на которой было написано: «Дживану Гаспаряну от Иосифа Виссарионовича Сталина». А мы с ребятами их обменяли на пиво и пирожки. Мы голодные были, и у нас денег не было — каждый взял по кружке пива и пирожку (смеется). Ну пацаны были.
— А как вы познакомились с Брайаном Ино — в биографических справках пишут, что он вас случайно услышал?
— В 1982 году я записал в Москве большую пластинку. Когда в Советский Союз прилетела делегация британцев, они хотели познакомиться с музыкой народов СССР. Им предоставили разные записи, и им больше всего понравилась моя пластинка. После этого меня пригласили в Лондон — дать один концерт и представить свои альбомы на музыкальной ярмарке. Я согласился и поехал, но вместо одного концерта дал шесть. Каждый день приходило много народа — был большой интерес: все музыканты пришли и вся интеллигенция. Там я и познакомился с Питером Гэбриелом и Брайаном Ино. После этого Ино пригласил меня в тур — и мы поехали в Японию. А после того, как распался Союз, мне стало очень просто ездить за границу — у меня появились менеджеры в Европе и Америке. И у меня началась новая жизнь.
— Вы продолжаете делать дудуки?
— Я играю только на инструментах, которые сделал собственноручно. Другими не пользуюсь. Не могу. Мой инструмент совсем другой. У меня большая коллекция.
— Какое последнее приобретение?
— На мой дудук сделали очень красивую монограмму. Но на концертах я им не пользуюсь — я играю на простых инструментах. А этот дудук я подарил своему внуку — Дживану-младшему. Он мой ученик — очень хорошо играет на дудуке. Мы с ним вместе будем играть на московском концерте.
— Вас называют величайшим игроком на дудуке — вы согласны с этим?
— Меня за границей называют «легендой мировой музыки». У меня много регалий, но вот этих трех слов — легенда мировой музыки — достаточно (смеется).
Я — большой импровизатор. Все музыканты-профессионалы знают об этом. Я могу не слышать музыкантов и не репетировать, а выхожу на сцену — и как будто 100 лет играли вместе. Я много раз участвовал в концертах, когда много музыкантов из разных стран вместе играют в финале. Я всегда такие очень хорошо играл, и все довольны были.
— Были такие концерты, что трудно было играть?
— У меня такого не было никогда. Для меня нет трудностей в музыке. Если здоров и не болею, значит, могу играть.
Хороший музыкант редко бывает плохим человеком.
— Вы в Ереване сейчас живете. Какие новости?
— Сейчас в Ереване, но дети у меня живут в Америке. В Ереване сейчас мне памятник поставят на улице, где я родился и жил. К октябрю уже готов будет. Три старых дудукиста — Левон Мадоян, Ваче Овсепян и Дживан Гаспарян — три легенды.
— Что вы чувствуете от мысли, что при жизни вам поставят памятник?
— Это очень хорошо. Это же не могила, а просто памятник. Это же в честь моей истории. Спиваков мне говорил: «Дживан, весь мир знает дудук, потому что ты на нем играешь».
— Вы следите за тем, что происходит в мире? За политическими новостями?
— Я не слежу за политикой. Я музыкант. Моя задача — играть. Я всегда говорил, что нет плохих наций, есть плохие люди. Не люблю политику.
— До вас не доходила новость про вашего друга Бориса Гребенщикова? В России сейчас активно обсуждают то, что он выступил с концертом в Киеве и встретился с Михаилом Саакашвили, который теперь губернатор Одесской области.
— Я этого не слышал. Борис Гребенщиков — мой хороший друг, я его очень люблю. Хороший музыкант редко бывает плохим человеком. Пускай выступает. Занимается своим делом — поет и играет (смеется).
— А хороший политик может быть хорошим человеком?
— Может быть, но это трудно. Редко бывает. У каждого человека своя профессия. Политик — это очень сложная профессия. Надо большой ум иметь, знать мир, историю, людей. А сейчас каждый человек у телевизора — политик. Все политики. Говорят о том, в чем не понимают ничего. А я не знаю, что такое политика. Я люблю музыку.
— Вы до сих пор каждый день играете на дудуке?
— Теперь уже нет. Бывает, что неделю не играю, а бывает — каждый день. То один час, то три-четыре часа. Зависит от настроения. Человек иногда хочет отдыхать и не делать ничего.
Запрещенный рождественский хит и другие праздничные песни в специальном тесте и плейлисте COLTA.RU
11 марта 2022
14:52COLTA.RU заблокирована в России
3 марта 2022
17:48«Дождь» временно прекращает вещание
17:18Союз журналистов Карелии пожаловался на Роскомнадзор в Генпрокуратуру
16:32Сергей Абашин вышел из Ассоциации этнологов и антропологов России
15:36Генпрокуратура назвала экстремизмом участие в антивоенных митингах
Все новостиМария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20244868Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым
22 ноября 20246431Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах
14 октября 202413024Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается
20 августа 202419513Социолог Анна Лемиаль поговорила с поэтом Павлом Арсеньевым о поломках в коммуникации между «уехавшими» и «оставшимися», о кризисе речи и о том, зачем людям нужно слово «релокация»
9 августа 202420182Быть в России? Жить в эмиграции? Журналист Владимир Шведов нашел для себя третий путь
15 июля 202422835Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым
6 июля 202423591Философ, не покидавшая Россию с начала войны, поделилась с редакцией своим дневником за эти годы. На условиях анонимности
18 июня 202428761Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова
7 июня 202428898Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»
21 мая 202429551