6 октября в клубе «16 тонн» выступит «Виктор Виталий»— лирический ретроансамбль, реконструирующий стилистику советских ВИА 1960—1970-х годов. Фронтмена и вокалиста нео-ВИА Виталия Цветкова должны хорошо знать внимательные поклонники «Браво». Долгие годы Виталий Цветков является импресарио знаменитой группы, а кроме того, он соавтор многих шлягеров «Браво» и иногда поднимается на сцену вместе с Евгением Хавтаном — к микрофону. Создатель ВИА «Виктор Виталий» рассказал COLTA.RU о том, как он играл рок-н-ролл в 1980-х, и о том, почему он решил выйти из тени «Браво».
Виталий Цветков
Я — единственный музыкант в истории Великого Новгорода, который выпустил виниловую пластинку. Включая записи хоров и колокольных звонов. Грампластинки новгородской группы «ГПД», лидером и автором песен которой я был, в 80-е записаны и изданы еще на «Мелодии». А первым был сборник к фестивалю «Аврора-89», который Андрей Тропилло выпустил в Польше на кассете, — кроме нас там были песни «Ноля», «Водопадов», «Чайфа», «Крематория», Насти Полевой и других лауреатов фестиваля. В журнале «Аврора» про участников фестиваля была подробная статья, где Борис Гребенщиков отзывался о нашей группе: «Интересно то, что школа своя — не ленинградская и не московская».
«ГПД»
В 1980-х в Новгороде было много групп. Большинство даже более маститые. Но как-то так получилось, что «ГПД» стали главными в Новгороде по рок-н-роллу. В Новгороде есть драмтеатр, который построен в том числе и по проекту Андрея Макаревича. Там была главная концертная площадка города — и по статусу, и по размеру. Наша группа ее собирала — людей на нас ходило как на Аллу Пугачеву.
В «ГПД» — и в названии «Грамм По Двести», и в песнях — было легкое хулиганство. Мои новые песни — взрослые, лирические, спокойные, без чертовщинки. Поэтому я не стал возвращаться к старому названию. ВИА «Виктор Виталий» — сольный проект. Надеюсь, что возвращение «ГПД» еще впереди — хотелось бы, чтобы ко мне присоединилась еще пара-тройка старых коллег.
У меня всегда получалось совмещать творческую и организационную деятельность. В политехническом институте, где я учился, я возглавлял студенческий клуб. Потом я работал в управлении культуры Новгорода, где организовывал различные фестивали и, можно сказать, заведовал всем вокально-инструментальным направлением Новгорода. После этого я был директором детского театра — в 1991-м мы там проводили презентацию первой пластинки «ГПД». Она проходила три дня, и, по сути, это был большой рок-фестиваль, где выступали «НОМ», «Два самолета», Слава Петкун с «Тайным голосованием» и другие. Когда я ушел из театра, мы вдвоем с Эдиком Нефедовым организовали НКПМ — Новгородский клуб популярной музыки: это был новгородский рок-клуб, который проводил концерты и фестивали. Он просуществовал где-то до 1998 года. Поддержка иссякла — двигаться стало некуда. Я перебрался сначала в Питер, а потом в Москву.
Черт, как у тебя четко гитарист играет. «Браво» бы тебе так не сыграло.
В Москве я начал писать тексты для «Браво». Мы с Женей Хавтаном были друзьями-соавторами. Ходили вместе по Москве — на концерты и кинопремьеры. А потом он мне предложил работать у «Браво» директором. Из 30 лет, что существует группа «Браво», половину срока я работаю с ними. Недавно про группу «Браво» вышла книга, где про меня нет ни слова. Но там нет ни слова и про других персонажей, внесших значительный вклад в группу, — например, про Константина Дюжардена из «Миссии Антициклон», который больше 10 лет работает звукорежиссером группы: с ним Хавтан больше времени проводит, чем с любым другим участником. Мы — теневые герои «Браво».
«Виктор Виталий» я завел не для того, чтобы увеличить свое благосостояние. Для этого мне было бы лучше взять в помощники администратора и стать директором еще парочки групп, как делают директора больших коллективов. А пение песен затратно по времени и по средствам. Но у меня появился хороший партнер — Валерий Просвиров, директор «Снегирей». Он давно предлагал издать альбом моих песен. И вот наконец мы решили это сделать. Отобрали 15 песен под эстетику лирических ВИА 1960—1970-х. В духе «Люди встречаются, люди влюбляются, женятся». Теплых и виниловых. У меня есть и более смелые песни — и по текстам, и по музыке. Но мы решили сконцентрироваться на песнях, адресованных людям, которые придают человеческим отношениям большое значение.
Мне всегда было интересно работать проектами — сделать и потом сказать: «Круто, а теперь я займусь подводным плаванием». Работать как Евгений Львович Хавтан — день ото дня по кирпичику собирать один коллектив — я не могу. Я — поэт в душе. Мне хочется спонтанности в жизни. Я думал, что мы запишем альбом «Виктор Виталий», выпустим пластинку, сделаем красивую презентацию, снимем клип в поддержку — и все. Как будто я книгу написал и выпустил. Когда мне мои друзья сказали, что для того, чтобы промоутировать диск, нужны гастроли и ансамбль, я пошел у них на поводу. Но теперь у меня уже два состава — акустический и электрический. Стали писаться новые песни, пошли концерты, афиши. Женя Хавтан недавно послушал наши записи и говорит: «Черт, как у тебя четко гитарист играет. “Браво” бы тебе так не сыграло».
В свежем альбоме «Браво» — «Навсегда», который вот-вот появится на свет, есть наш с Женей «Блюз прошлого лета»:
Может быть, это я эти звезды включил Для того, чтобы ты улыбнулась во сне. Может быть, это я этих птиц научил Петь тебе до утра о чудесной стране.
До звезд — километры, До солнца — шаги…
Осенью ВИА «Виктор Виталий» выпускает альбом на лейбле «Союз Мьюзик».
Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах
Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается
Социолог Анна Лемиаль поговорила с поэтом Павлом Арсеньевым о поломках в коммуникации между «уехавшими» и «оставшимися», о кризисе речи и о том, зачем людям нужно слово «релокация»
Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым
Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова