17 декабря 2015Современная музыка
617

Петр Мамонов: «Вы хотите ответов на вопросы, на которые ответов нет»

Певец, актер и проповедник не стал объяснять свою новую программу «Приключения Незнайки»

текст: Сергей Мезенов
Detailed_picture© petrmamonov.ru

Новая программа Петра Мамонова «Приключения Незнайки» — вещь необычная; впервые за последние двадцать лет Мамонов выходит на сцену не один, а вместе с группой, получившей название «Совершенно новые Звуки Му». Сергей Мезенов встретился с Петром Николаевичем после санкт-петербургской премьеры спектакля и попробовал поговорить с ним об этой программе — музыкант, ласково улыбаясь, не ответил ни на один из заданных вопросов, зато рассказал о причине всех мировых конфликтов, любви и Боге.

— Вы первый раз свою новую программу в Петербурге показываете. Какие ваши впечатления от выступления?

— А вам как?

— Мне понравилось.

— Я делатель, я не оценщик своей работы. Я делаю, а оценивать вам. Вот булочник печет хлеб, и очередь стоит. К одному, а у второго пусто. Вот и все. Один делает отлично, а у второго плохо. Так и я — я делаю, пеку.


— Ну, к вам люди действительно стоят, как после концерта на автограф-сессии.

— Значит, хорошо все.

— И в зале атмосфера доброжелательная такая.

— Любви, да. А вы удивлены?

— Нет, я делюсь своими впечатлениями просто.

— Да. Любовь — это главное. Все же мы — единый человеческий род, все мы родственники, произошли от Адама и Евы, и вы мне, может быть, какой-нибудь десятиюродный брат. Все мы родственники, и если мы начнем так относиться друг к другу, мир сильно изменится, но отношение это надо начинать с себя, со своего сердца, а не требовать такого отношения от других. Из-за чего все мировые войны и конфликты — из-за того, что кто-то требует, чтобы к нему относились определенным образом. А по нашей вере, по православной, надо делать строго наоборот. Любите врагов ваших, сказал Господь наш Иисус Христос, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и добро творите творящим вам напасть. Вот сила настоящая. Как говорил наш великий русский писатель Достоевский, кротость и незлобие — вот сила. И пока мы будем друг с другом пихаться и выяснять, кто прав, в мире будет трудно жить и будет литься кровь. Как только мы научимся отдавать свою правду вонючую за мир и за любовь, мир сильно изменится. Но, опять же, повторю: начинать надо с собственного сердца. Вот какие проблемы в целом мире сейчас — этот прав или этот прав, все люди выясняют, кто прав. В этих спорах гибнут люди. А для нас, людей искусства, этих барьеров не существует, мы выходим на сцену — и вот он, зал. В первую очередь выходим не чтобы денег сколотить или как-то там выпендриться — а потому, что мы их любим. А люди это очень чувствуют — когда их любят и для них все отдают, все-все-все, что могут. Все свои силы, умения, физический труд — пот же льется. Все-все-все, все — вам. В этом и есть смысл всей нашей жизни: мы — вам, они — нам. И люди отдающие понимают, насколько приятнее отдавать. Апостол Павел нам сказал: блаженнее давать, чем брать. Блаженнее — то есть это высшее удовольствие — отдать; вы это знаете, вы же взрослый мужчина. Или взять, или отдать. Конечно, хочется купить красивую машинку, квартиру, жене шубку, но отдать — это еще круче. Вот что делают артисты, вот что делаю я. Я отдаю вам свою любовь, свое умение. Конечно, к этому примешивается всякое — я люблю похвалы и все такое, но это все на заднем плане, я не за этим живу. Я живу, чтобы, как сказал Пушкин, чувства добрые лирой пробуждать.

Если все разжевывать и, лежа на диване, потреблять с экрана айпада, будешь дыней.

— Почему Незнайка, что вас к этому герою привело?

— Не знаю. Ты, видно, ничего не понял. Не услышал. Я делаю. Я не объясняю, я делаю. Ты вот умненький сидишь — давай думай, почему Незнайка. Я тебе на этот вопрос не отвечу. Сплошь и рядом сам не знаю на этот вопрос ответа — а почему. Я делаю. Я делаю. Если бы все умели писать стихи или играть в кино так, как Жан Габен, то все бы это делали. Но это тайна. Искусство — это всегда тайна, а ты хочешь, чтобы я тебе объяснил. Это не поддается объяснению.

— Хорошо, давайте я так сейчас спрошу. У вас новая программа о Незнайке, основанная на сказке Носова. До этого у вас была программа «Дед Петр и зайцы», которая как-то относилась к истории деда Мазая, до этого были сказки братьев Гримм — то есть такое общее движение к каким-то сказочным, детским вещам…

— Вот вы объяснением этого феномена и займитесь.

— Нет, я хотел не объяснения попросить, а узнать, что вас в таких темах привлекает.

— Вот вы этим и займитесь. Это ваше дело, критика, — объяснить, что меня в этом привлекает. Вы же критик, раз вы берете интервью — значит, вы профессиональный журналист, критик, который оценивает события. Я де-ла-ю, я не объясняю, почему да чё. Я вам даю продукт.

© petrmamonov.ru

— Вы до этого много лет работали в формате моноспектакля…

— Я делаю то, что мне хочется. Вот и все. Мне хочется — я делаю.

— А сейчас вы стали работать с группой, у вас довольно давно такого не было.

— Хочется. Хочется.

— А вы можете рассказать о ребятах, которые с вами играют, — кто они, откуда…

— Ну, это к ним вопросы, не ко мне. Откуда они.

— Но вы же как-то с ними встретились, их нашли.

— Не искал я. Настоящие группы — они получаются неизвестно как. Ниоткуда я их не нашел. Как «Битлз» организовались — что, Пол Маккартни искал кого-то, давай щас организуем группу? Нет, конечно. Это тайна всегда. Так и тут. Вы хотите ответов на вопросы, на которые ответов нет.

Ты вот умненький сидишь — давай думай, почему Незнайка.

— То есть вы играете с группой не потому, что вам захотелось играть с группой и вы для этого ее набрали, а потому, что появилась группа — и вы стали с ней играть?

— Ничего подобного. Ни так, ни эдак. Богу важен мотив — зачем я это делаю. Я вам объяснил самое главное — зачем я это делаю. Мотив мой — любовь к зрителю. Я хочу с ним поделиться тем, о чем у меня сердце болит в настоящий момент. Какие фактические вещи под это подкладываются, то ли сказки, то ли что-то еще — это совершенно неважно. Это неважно. Важно то, что мир вот так сейчас живет — я это сердцем чувствую своим, и я беру фактически любую вещь, могу вот этот стол взять (хлопает рукой по столу в гримерке) и из него сделать рассказ, его спеть. Неважно, что я беру, какие кирпичи, — важно то, зачем я это делаю. А об этом я вам уже ответил, поэтому все остальные вопросы — это трата времени, нашего и глубокоуважаемых зрителей. Надо приходить на концерт, смотреть и думать. Если все раскладывать по полочкам, разжевывать и, лежа на диване, потреблять с экрана айпада, будешь дыней. Будешь овощем. А надо думать самому, головкой своей, включать ее. Сказать: вот Петр Николаевич, так и так, вот он это делал, это делал, а почему — откуда он родом, что он хочет этим сказать. Давай-ка я сам подумаю, что это такое за явление, и со зрителями поделюсь. Когда мы выступали, выходили потом большие газетные статьи, которые на нескольких страницах исследовали это явление, — вот это дело. Там были всякие ошибочные мнения, но это было дело — человек пошел, купил билет, увидел, подумал не один день и написал статью в газету. Вот. Вот какой путь правильный. А записать, чтобы я все рассказал, и потом это напечатать — зачем ты мне нужен тогда?

— Чтобы правильные вопросы задать.

— И чтобы я ответил все? А где тогда ты? Ты сам где?

— Ну, у меня же есть свое какое-то представление, а у вас — свое…

— Во-от, ты его и выскажи. Я был на спектакле Петра Николаевича, у меня о нем вот такое мнение, мы с ним встретились потом, он мне ни на один вопрос фактический не ответил, а сказал, что делает он это потому-то и потому-то, о чем мы с тобой начали говорить — о конфликтах в мире, об одиночестве, которое в больших городах сейчас в связи с этим интерактивным общением большой стало проблемой, особенно в молодежной среде. Отсюда идут и наркомания, и прочее, и прочее, убийства, я прав, это все. Я своими силами, силами искусства… чувства добрые я лирой пробуждал, вот что я стараюсь сделать. А как фактически, почему — кому это интересно? Это ты давай сядь и скажи: вот интересно, а почему это уже на протяжении стольких лет Петр Николаевич какие-то детские вещи берет? Я думаю, вот поэтому и поэтому. Это уже будет достойный мужчины подход.

— Еще сейчас фильм вышел в прокат с вашим участием.

— Да, «Иерей-сан».


— Это фильм молодого режиссера Егора Баранова, четвертая его картина, а до этого были две черные комедии и одна мелодрама с уклоном в эротику. Когда вы работаете с Павлом Лунгиным, это понятно — вас связывает давняя общая история, вы оба мэтры, вам есть что друг другу и зрителям рассказать и показать…

— Я ему интересен только как актер. Ничего личного.

— Но все равно — как вас можно заинтересовать работой с молодым автором?

— Если это служит хорошему делу, то пожалуйста. Делу любви, единения людей. Вот смотри как: мы в конце фильма все объединились, а были все порознь. Вокруг чего объединились — вокруг нашей любви к маленькой вот этой деревушке. Созидающая среда, только любовь. Я сценарий этот увидел и сразу сказал — иду работать. Мне неважно, Баранов там, не Баранов. Мне важно, о чем это. Если об этом, то я иду и делаю все, что я умею. Маленькая роль, главная роль — это совершенно неважно.

— Получается, любой может к вам обратиться и сказать: «Петр Николаевич, у меня такая история есть, посмотрите»?

— Любой. Так и делают. К сожалению, вот таких историй крайне мало — а пишется все какой-то ужас. У меня стол дома завален сценариями — первую страницу прочитаешь и не знаешь уже, куда это деть, лишь бы не было в моем доме такого. Пишут же ужасное в основном. Почему? Денег хотят — или вот такой злобный взгляд на мир, что еще хуже, денег-то ладно… Или вот такие объяснялы, как ты хочешь, — мол, сейчас мы снимем кино и объясним, почему мы так живем. Кстати, у Лунгина есть этот акцент, он тоже все хочет объяснить. Я готов к любому сотрудничеству. Но у меня, понимаешь, своего — во (показывает по макушку). Спрессовано очень время, и силы ограниченные. День состоит из двадцати четырех часов, никак ты не прибавишь. Я вот сплю по пять часов, и все равно никак не хватает — у меня и радио, и книги, и стихи. Поэтому в кино я работаю, только если что-то меня очень лично заинтересует — и если служит идее любви, мира, единения. Если служит — я иду.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20241538
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249526
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202416222
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420463
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202425715
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202427061